Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога 2682

Марголис А.А., кандидат психологических наук, Врио ректора, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, margolisaa@mgppu.ru
Коновалова И.В., кандидат психологических наук, Декан, Факультет повышения квалификации, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ivkonovalova@yandex.ru

Аннотация

В статье обсуждается проблема оценки профессиональной компетентности педагога-психолога. Авторами выделены критериальные позиции оценки деятельности педагога-психолога. Особое внимание уделено работе с молодыми специалистами-психологами; предложена форма их аттестации с использованием критериев анализа деятельности по степени готовности молодого специалиста педагога-психолога к самостоятельной работе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. Оценка или измерение конечного результата — это единственный способ определения компетентности. Неправомерно судить о компетентности по тому, что вкладывается в достижение результата, например, по старанию человека.

Ряд авторов, исследующих проблемы профессионализма, используют понятие «профессиограмма» –аналитическое описание человека в профессии, раскрывающее обобщенные нормативные и морфологические показатели профессиональной структуры. Построение профессиограммы легче осуществляется там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях творческих, «с плавающим результатом», к которым относится и психологическая, сопоставить критерии оценки и деятельности трудно [3; 4; 5].

В развитых странах Европы, стремящихся к формированию единого образовательного пространства, российскому термину «квалификационная характеристика» идентично понятие «Международные требования к компетентности (ICB – International Competence Baseline)». В них представлены требования к знаниям (Knowledge), опыту (Experience) и личным качествам (Personal Attitude), лежащие в основе сертификационных программ.

Там принята трехфазная система обучения и выдачи профессиональных дипломов и приложений к ним (бакалавриат, магистратура и постдипломная практическая подготовка). Такая же структура высшего образования действует и в США.

Третья фаза (постдипломная практическая подготовка) содействует повышению результативности профессиональной деятельности молодого специалиста и является, на наш взгляд, решающим критерием качества высшего образования.

Каким же образом можно выяснить, насколько результативно работает педагог-психолог, какие критерии оценки применить?

Литература
  1. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
  2. Дубровина И. В. Психологическая служба образования. Научные основания, цели, средства // Психологическая наука и образование.
    1998. № 2.
  3. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
  4. Карандашев В. Н. Введение в профессию педагог-психолог. М.,1999.
  5. Климов Е. А. Психология профессионала. М.-Воронеж, 1996.
  6. EuroPSY Европейский диплом по психологии // www.europsy.eu.com.
  7. Справочник выпускника факультета психологии и консультирования Университета Центрального Арканзаса (США). Университет Центрального Арканзаса (США), 2007.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика