Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические особенности подростков, склонных к ксенофобии 1231

Дозорцева Е.Г., доктор психологических наук, Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, ФГБУ "ФМИЦПН им. В.П. Сербского" МЗ РФ, Москва, Россия, edozortseva@mail.ru
Гурина О.Д., главный эксперт , ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр» , Москва, Россия, knurik@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены материалы исследования, направленного на определение наличия и степени выраженности ксенофобических установок у подростков, а также их связей с уровнем развития моральных суждений и индивидуально-психологическими особенностями. Предполагалось, что выраженность и характер данных феноменов имеют гендерную специфичность и различаются у подростков с условно нормативным и девиантным поведением. Полученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы и свидетельствуют, что проявления ксенофобии среди подростков имеют корреляты в развитии морального сознания и индивидуально-психологической сфере, обладают существенными гендерными особенностями. У подростков с девиантным поведением риск развития ксенофобических установок выше, чем у их социально адаптированных сверстников. На основании полученных результатов делается вывод, что для профилактики ксенофобии в подростковой среде необходимо уделять особое внимание общему развитию личности ребенка, формированию его морального сознания, повышению уровня эмпатии и снижению агрессивности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последнее время в средствах массовой информации часто появляется информация о новых случаях проявлении ксенофобии, национализма, экстремизма в среде несовершеннолетних. Крайним выражением этой тенденции становятся окрашенные ксенофобией агрессивно насильственные преступления, или «преступления ненависти», характеризующиеся выраженным враждебным отношением к жертвам – лицам другой национальности, расы и религии. В работах зарубежных и отечественных авторов ксенофобия рассматривается в связи с такими явлениями, как интолерантность, предубеждение, враждебность. Причины ее возникновения изучаются в рамках различных подходов, описывающих факторы и динамику формирования этого феномена [1; 3; 5; 6; 8; 9; 10–13].

Следуя теории социальной идентичности [13] и концепции развития ксенофобических установок Г. У. Солдатовой и ее коллег [8], можно заключить, что предпосылки к возникновению ксенофобических установок зарождаются в достаточно раннем возрасте. Однако наиболее отчетливо они начинают проявляться у подростков. Формирование самосознания и самостоятельных взглядов, мировоззрения в подростковом и юношеском возрасте служат основой для структурирования и закрепления социальных установок, в том числе ксенофобических, в ценностно-смысловой сфере молодого человека. Ксенофобические установки у молодежи уже были предметом ряда исследований [8; 13]. Однако такие тенденции мало изучены у отдельных категорий подростков. В частности, мало исследованы гендерные особенности этих установок, не проводилось специального изучения особенностей ксенофобии у подростков с девиантным поведением. В то же время можно предположить, что в силу склонности к нарушению социальных норм такие подростки скорее могут реализовать ксенофобические установки в противоправных действиях.

В предшествующих исследовательских работах было установлено, что ксенофобические установки имеют непосредственное отношение к смысловой и морально-нравственной сфере личности, а также могут быть связаны с определенными индивидуально-психологическими особенностями, повышающими степень риска поведенческих проявлений ксенофобии. Вместе с тем эти работы не затрагивали подростковый контингент с упомянутыми особенностями, не акцентировали роль гендерного фактора. Возникшие в этой связи новые вопросы и гипотезы легли в основу проведенного нами исследования.

Литература
  1. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/1-0-asmolov2.html/
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
  3. Ениколопов С. Н., Мешкова Н. В. Психологические аспекты «преступлений ненависти» // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2008. № 2 (15).
  4. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
  5. Кроз М. В., Ратинова Н. А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М., 2005.
  6. Мешкова Н. В. Ситуативные и личностные особенности межгрупповой предубежденности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  7. Ошевский Д. С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психологический аспект. Авто реф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006.
  8. Солдатова Г. У., Макарчук А. В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2006.
  9. Юрасова Е. Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. № 4.
  10. Aboud F. E. Children and prejudice. Oxford, 1988.
  11. Craig K. M. Examining hate-motivated aggression. A review of the social psychological literature on hate crimes as a distinct form of aggression // Aggresion and Violent Behavior. 2002. № 7.
  12. Fishbein H. D. Peer Prejudices and Discrimination: The Origins of Prejudice (second Edition). N. J., 2002.
  13. Nesdale D. Social identity and ethnic prejudice in children URL: www.vtpu.org.au/docs/crc/drewnesdale.pdf
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика