Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 2. С. 44–53
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические особенности подростков, склонных к ксенофобии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростковый возраст, девиантное поведение, индивидуально-психологические особенности, ксенофобия, развитие моральных суждений, гендерные особенности
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дозорцева Е.Г., Гурина О.Д. Психологические особенности подростков, склонных к ксенофобии // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 44–53.
Полный текст
В последнее время в средствах массовой информации часто появляется информация о новых случаях проявления ксенофобии, национализма, экстремизма в среде несовершеннолетних. Крайним выражением этой тенденции становятся окрашенные ксенофобией агрессивнонасильственные преступления, или «преступления ненависти», характеризующиеся выраженным враждебным отношением к жертвам - лицам другой национальности, расы и религии.
В работах зарубежных и отечественных авторов ксенофобия рассматривается в связи с такими явлениями, как интолерантность, предубеждение, враждебность. Причины ее возникновения изучаются в рамках различных подходов, описывающих факторы и динамику формирования этого феномена [1; 3; 5; 6; 8; 9; 10-13].
Следуя теории социальной идентичности [13] и концепции развития ксенофобических установок Г. У. Солдатовой и ее коллег [8], можно заключить, что предпосылки к возникновению ксенофобических установок зарождаются в достаточно раннем возрасте. Однако наиболее отчетливо они начинают проявляться у подростков. Формирование самосознания и самостоятельных взглядов, мировоззрения в подростковом и юношеском возрасте служат основой для структурирования и закрепления социальных установок, в том числе ксенофобических, в ценностно-смысловой сфере молодого человека.
Ксенофобические установки у молодежи уже были предметом ряда исследований [8; 13]. Однако такие тенденции мало изучены у отдельных категорий подростков. В частности, мало исследованы гендерные особенности этих установок, не проводилось специального изучения особенностей ксенофобии у подростков с девиантным поведением. В то же время можно предположить, что в силу склонности к нарушению социальных норм такие подростки скорее могут реализовать ксенофобические установки в противоправных действиях. В предшествующих исследовательских работах было установлено, что ксенофобические установки имеют непосредственное отношение к смысловой и морально-нравственной сфере личности, а также могут быть связаны с определенными индивидуально-психологическими особенностями, повышающими степень риска поведенческих проявлений ксенофобии. Вместе с тем эти работы не затрагивали подростковый контингент с упомянутыми особенностями, не акцентировали роль гендерного фактора. Возникшие в этой связи новые вопросы и гипотезы легли в основу проведенного нами исследования.
Цель настоящей работы состоит в определении наличия и степени выраженности ксенофобических установок у подростков различных категорий, а также связей таких установок с уровнем развития моральных суждений и индивидуальнопсихологическими особенностями. Предполагается, что наличие и выраженность данных свойств имеет гендерную специфичность и различается в группе подростков с условно нормативным и девиантным поведением.
Материалом исследования послужили данные психологического обследования 140 подростков (средний возраст испытуемых 14,5± 0,25 лет). Из них 100 подростков с условно нормативным поведением (52 испытуемых мужского пола, 48 - женского) и 40 - подростков мужского пола с девиантным поведением, содержащихся в ЦВСНП при ГУВД Москвы. Результаты исследования анализировались в целом по группе подростков с нормативным поведением, а также с учетом гендерной специфики и в сравнении с категорией девиантных подростков.
Для изучения выраженности ксенофо- бических установок применялась специально сконструированная методика, разработанная и апробированная нами в предыдущем исследовании. Она состоит из 9 суждений ксенофобического характера и дифференцированной балльной оценочной шкалы степени согласия либо несогласия с суждениями. Уровень развития моральных суждений определялся с помощью методики, разработанной Д. С. Ошевским [7]. Методика позволяет выделить три уровня
развития моральных суждений: эгоцентрический, группоцентрический, просоциаль- ный [2]. Для выявления индивидуальнопсихологических особенностей использовались индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л. Н. Собчик и личностный опросник агрессивности А. Басса-М. Перри. Статистический анализ данных выполнялся с помощью непараметрических методов статистики (программный пакет SPSS 14.0.).
В исследовании фиксировались степени выраженности ксенофобических установок: отсутствие, слабая, средняя, сильная и очень сильная выраженность. Были проанализированы количественные соотношения степеней выраженности в группе подростков с условно нормативным поведением с учетом гендерной специфики, а также у подростков с девиантным поведением.
Максимальный уровень кривой распределения в группе подростков с условно нормативным поведением прослеживается в зоне слабой и средней выраженности ксенофобических установок, в группе подростков с девиантным поведением - в зоне сильной выраженности (рис. 1). Полученные различия между данными группами статистически значимы (p<0,01, критерий X2 Пирсона). В группе девочек наблюдается смещение к слабой выраженности ксенофобических установок, для мальчиков пик ответов приходится на среднюю степень выраженности установок (достоверность различий p<0,01, критерий х2 Пирсона). Данные свидетельствуют, что подростки с девиантным поведением более склонны к проявлению ксенофобии, чем их сверстники с нормативным поведением. Однако необходимо учесть, что в группе с условно нормативным поведением представлены результаты обоих полов, девочки оказываются более толерантными, чем мальчики.
Следующий этап исследования состоял в выявлении связей между ксенофоби- ческими установками, характеристиками моральных суждений и индивидуальнопсихологическими особенностями подростков. Анализ полученных корреляций (табл. 1) показал, что между выраженностью ксенофобических установок у подростков и уровнем развития у них моральных суждений, оценкой условий допустимости нарушений норм, наличием сдерживающих факторов существует статистически значимая обратная корреляционная связь (p<0,01). Таким образом, чем более выражены ксенофобические установки, тем ниже уровень моральных суждений и связанных с ними смысловых образований.
Таблица 1
Корреляционные связи между выраженностью ксенофобических установок и исследуемыми параметрами у подростков с условно нормативным поведением (N=100); (коэффициент корреляции Спирмена)
Характеристики |
Выраженность ксенофобических установок |
Уровень значимости корреляции |
Физическая агрессия |
0,489 |
0,01 |
Общая агрессия |
0,328 |
0,01 |
Спонтанность |
0,227 |
0,01 |
Агрессивность |
0,306 |
0,01 |
Сензитивность |
-0,445 |
0,01 |
Тревожность |
-0,370 |
0,01 |
Уровень развития морального сознания |
-0,498 |
0,01 |
Наличие сдерживающих факторов |
-0,286 |
0,01 |
Оценка условий допустимости нарушения социальных норм |
-0,390 |
0,01 |
Ксенофобические установки статистически значимо положительно связаны с агрессивностью, в частности, со склонностью к физической агрессии, а также спонтанностью, отрицательно - с такими характеристиками, как сензитивность и тревожность. Эти особенности можно рассматривать как качества, способствующие формированию и проявлению подобных установок либо тормозящих их развитие.
Для более детального анализа обнаруженных тенденций обследованная группа подростков с условно нормативным поведением была разделена на три категории по степени выраженности ксенофобических установок: низкий уровень - группа I (N=27); средний уровень - группа II (N=38); высокий уровень - группа III (N=35). Полярные группы I и III статистически значимо различались между собой по выраженности ксенофобических установок (р<0,001). В этих двух группах сравнивались показатели уровня моральных суждений и индивидуально-психологических особенностей (табл. 2 и 3).
Таблица 2
Различие уровней развития моральных суждений в группах с низкой (I группа)
и высокой выраженностью ксенофобических установок (III группа) (критерий Фишера)
Уровни моральных суждений |
I группа N=27; (%) |
III группа N=35; (%) |
Уровень значимости различий |
Эгоцентрический |
0 |
37.0 |
0,01 |
Группоцентрический |
25,72 |
40,8 |
n.s. |
Просоциальный |
74,28 |
22,2 |
0,01 |
Таблица 3
Различия характеристик моральных суждений и индивидуальнопсихологических особенностей в группах с низкой (I группа) и высокой выраженностью ксенофобических установок (III группа) (критерий Манна-Уитни)
Характеристики |
I группа N=27 |
III группа N=35 |
Уровень значимости различий |
Уровень развития морального сознания |
2,77 |
1,85 |
0,01 |
Наличие сдерживающих факторов |
6,00 |
4,92 |
0,01 |
Оценка условий допустимости нарушения социальных норм |
7,57 |
5,40 |
0,01 |
Физическая агрессия |
24,57 |
32,29 |
0,01 |
Общая агрессия |
69,4 |
78,51 |
0,05 |
Спонтанность |
2,14 |
4,14 |
0,01 |
Агрессивность |
3,54 |
3,40 |
0,01 |
Сензитивность |
4,65 |
2,74 |
0,001 |
Тревожность |
4,05 |
3,66 |
0,01 |
Полученные данные свидетельствуют, что в группе с высоким уровнем ксенофобических установок, в отличие от аналогичной группы с их низким уровнем, статистически значимо больше представлен эгоцентрический уровень развития моральных суждений. В качестве индивидуально-психологических свойств таким подросткам свойственны повышенный уровень физической агрессии и меньшее количество факторов, препятствующих проявлению агрессии, а также спонтанность, неконформность, конфликтность при пониженном уровне сензитивности и тревожности. Для группы подростков с низкой выраженностью ксенофобических установок (I группа) характерен просоциальный уровень развития моральных суждений, а также тревожность и сензитивность (см. табл. 2 и 3).
Полученные результаты позволяют выделить комплексы психологических особенностей подростков, связанные с высоким и низким уровнем ксенофобических установок. Они представлены на рис. 2 и 3.
Таким образом, формированию выраженных ксенофобических установок у подростков способствуют повышенная агрессивность при слабой выраженности сдерживающих агрессию факторов и ориентация на группоцентрический уровень развития моральных суждений, т. е. существенная зависимость от подростковой референтной группы. Дополнительным компонентом в данном случае является низкая чувствительность к сигналам окружающей социальной среды. Напротив, препятствуют развитию подобных установок механизмы сдерживания, в функционировании которых принимают участие как индивидуально-психологические особенности в виде повышенных сензитивности и тревожности, так и структуры ценностно-смысловой регуляции деятельности, опирающиеся на просоциальные моральные нормы (см. рис. 3).
Вместе с тем, как видно на рис. 1, существуют различия между мальчиками и девочками с условно нормативным поведением в характере распределения по уровням выраженности ксенофобических установок. Можно предположить, что разница проявится и в психологических коррелятах этих тенденций. Данные, представленные в табл. 4 и 5, подтверждают эту гипотезу.
Таблица 4
Гендерные различия уровней развития моральных суждений у подростков с условно нормативным поведением (критерий Фишера)
Уровень развития моральных суждений |
Мальчики с нормативным поведением N=52(%) |
Девочки с нормативным поведением N=48(%) |
Уровень значимости различий |
Эгоцентрический |
17,03 |
6,25 |
0,05 |
Группоцентрический |
44,23 |
27,05 |
0,05 |
Просоциальный |
38,74 |
66,7 |
0,01 |
Как видно из табл. 4, девочки в существенно большей степени, чем мальчики, демонстрируют просоциальный уровень моральных суждений и меньшую ориентацию на референтную группу и узколичные интересы. Аналогичные тенденции прослеживаются при сравнении других характеристик (см. табл. 5).
У девочек значимо ниже выраженность как самих ксенофобических установок, так и особенностей, способствующих их формированию (склонность к физической агрессии), и выше показатели качеств, препятствующих развитию и проявлению ксенофобии.
Возникает вопрос, существует ли статистически значимая разница между подростками мужского пола с социально нормативным и девиантным поведением по исследуемым параметрам. Ранее мы выяснили, что мальчикам с девиантным поведением свойственна большая выраженность ксенофобических установок, чем подросткам с нормативным поведением. Однако из всего перечня характеристик моральных суждений и индивидуальнопсихологических свойств различия в исследуемых группах обнаруживаются лишь по двум характеристикам (табл. 6). Вместе с тем важным представляется обнаруженный в исследовании факт, что у мальчиков с нормативным поведением значимо выше, чем у их девиантных сверстников, уровень развития морального сознания, в частности, существенно больше представлен про- социальный уровень моральных суждений (р<0,01).
Таблица 5
Гендерные различия в выраженности ксенофобических установок, характеристик морального сознания, индивидуально-психологических особенностей у подростков с условно нормативным поведением (критерий Манна-Уитни)
Характеристики |
Мальчики с нормативным поведением N=52 |
Девочки с нормативным поведением N=48 |
Уровень значимости различий |
Ксенофобические установки |
24,42 |
20,85 |
0,05 |
Уровень развития морального сознания |
2,21 |
2,60 |
0,05 |
Наличие сдерживающих факторов |
5, 98 |
7,08 |
0,05 |
Оценка условий допустимости нарушения социальных норм |
5,17 |
5,96 |
0,05 |
Физическая агрессия |
28,57 |
24,90 |
0,01 |
Спонтанность |
2,85 |
2,19 |
0,01 |
Сензитивность |
3,48 |
4,56 |
0,01 |
Тревожность |
3,04 |
4,13 |
0,01 |
Таблица 6
Различия индивидуально-психологических особенностей в группе мальчиков- подростков с условно нормативным и девиантным поведением (критерий Манна-Уитни)
Характеристики |
Мальчики с нормативным поведением N=52 |
Мальчики с девиантным поведением N=40 |
Уровень значимости различий |
Уровень развития морального сознания |
2,21 |
1,88 |
0,05 |
Физическая агрессия |
28,57 |
31,38 |
0,05 |
Таким образом, у мальчиков с нормативным поведением меньше выражены свойства, способствующие проявлению ксенофобии (склонность к физической агрессии), и больше - препятствующие ему. Напротив, у подростков с девиантным поведением риск развития ксенофобических установок и реализации их в действиях существенно выше.
Полученные в исследовании результаты подтверждают гипотезу о существовании связей между выраженностью ксенофоби- ческих установок у подростков и уровнем развития моральных суждений, а также индивидуально-психологическими свойствами. Показано, что высокая выраженность ксенофобических установок соответствует пониженному (эгоцентрическому и группоцентрическому) уровню моральных суждений. Склонность к ксенофобии у подростков связана с высоким уровнем агрессивности, слабостью факторов, сдерживающих агрессию, спонтанностью, низким уровнем тревожности и сензитивности. Согласно полученным данным, к формированию ксенофобических установок в большей степени склонны мальчики, тогда как девочки проявляют не только меньшую их выраженность, но и более высокий уровень моральных суждений, а также комплекс индивидуально-психологических черт, препятствующих агрессивным тенденциям. Не исключено, однако, что полученная разница ответов в ситуации исследования может быть обусловлена более сильной ориентацией девочек на социальные ожидания окружающих и нуждается в дальнейшем изучении. Большая представленность ксенофобических установок при пониженном уровне моральных суждений и склонности к физической агрессии обнаруживается у мальчиков-подростков с девиантным поведением и позволяет отнести их к группе риска по формированию ксенофобии. Меньшая выраженность этих характеристик у мальчиков с нормативным поведением, напротив, препятствует ее развитию.
На основе результатов, полученных нами в исследовании, можно предположить, что выраженные ксенофобические установки у подростков связаны с ориентацией на нормы и правила референтной группы. Это означает, что подросток регулирует свое поведение преимущественно в рамках тех норм и правил, которые задает ему ближайшее окружение. При этом осмысление ситуаций, с которыми он сталкивается, оказывается ограниченным, а репертуар стратегий для совладания с проблемами - узким. Определенные виды поведения связаны также с гендерными и индивидуально-психологическими особенностями подростка. Для подростков с ксенофобическими установками характерны проявления агрессии, которые могут быть уменьшены при помощи различных психотехнических средств. Работа с подростками, склонными к ксенофобии, должна быть направлена, на наш взгляд, на развитие личностных структур, препятствующих проявлению враждебного и агрессивного поведения подростков. В первую очередь, это затрагивает развитие морально-нравственной сферы, а также формирование ценностных образований, способствующих развитию тех форм поведения, которые позволяют подростку эффективно справляться с различными жизненными ситуациями, регулировать собственную деятельность, повышать способность к саморефлексии. В дальнейшем планируется более подробное изучение свойств и структур личности, способствующих возникновению ксенофобических установок и препятствующих их развитию, а также разработка методов и форм работы с детьми и подростками с целью уменьшения предпосылок формирования ксенофобии.
Литература
- Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/1-0-asmolov2.html/
- Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
- Ениколопов С. Н., Мешкова Н. В. Психологические аспекты «преступлений ненависти» // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2008. № 2 (15).
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
- Кроз М. В., Ратинова Н. А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М., 2005.
- Мешкова Н. В. Ситуативные и личностные особенности межгрупповой предубежденности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
- Ошевский Д. С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психологический аспект. Авто реф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006.
- Солдатова Г. У., Макарчук А. В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2006.
- Юрасова Е. Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. № 4.
- Aboud F. E. Children and prejudice. Oxford, 1988.
- Craig K. M. Examining hate-motivated aggression. A review of the social psychological literature on hate crimes as a distinct form of aggression // Aggresion and Violent Behavior. 2002. № 7.
- Fishbein H. D. Peer Prejudices and Discrimination: The Origins of Prejudice (second Edition). N. J., 2002.
- Nesdale D. Social identity and ethnic prejudice in children URL: www.vtpu.org.au/docs/crc/drewnesdale.pdf
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3837
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1234
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0