Методологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам воспитания детей при раздельном проживании родителей

1900

Аннотация

Статья посвящена разработке теоретических и методологических проблем судебных психолого-психиатрических экспертиз в гражданском процессе по делам воспитания ребенка при раздельном проживании родителей: при определении места жительства ребенка или порядка встреч с ребенком отдельно проживающего родителя. Раскрывается психологическое содержание правового понятия «интересы ребенка». В результате теоретико-методологического анализа семейного законодательства, принципов судебной экспертологии и данных 80 комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз по гражданским делам о спорах по воспитанию ребенка, проведенных на базе ФГУ «ГНЦССП Росздрава», впервые разработаны основные экспертные понятия, вытекающие из содержания ст. 25, 65, 66 Семейного кодекса РФ.Выделены три этапа комплексного судебно-экспертного исследования, включающие индивидуальную диагностику членов семьи, диагностику семейных взаимоотношений и влияния семейной ситуации на психическое развитие ребенка; разработаны модели взаимодействия экспертов – психолога и психиатра и определены границы их компетенции.

Общая информация

Ключевые слова: права ребенка, воспитание, интересы ребенка, семейный кодекс, психолого-педагогическая экспертиза, судебно-психологическая экспертиза, психология воспитания детей

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: Судебно-психологическая экспертиза

Для цитаты: Сафуанов Ф.С., Русаковская О.А. Методологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам воспитания детей при раздельном проживании родителей // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 54–62.

Полный текст

 

В последние годы в ситуациях развода все больше детей становятся объектом судебных споров между родителями, не пришедшими к соглашению по вопросам места их жительства и воспитания, а также порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем. По данным Управления анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, в 2008 г. вопрос о месте жительства детей при раздельном проживании родителей решался в судебном порядке в 12 609 случаях; в 12 175 случаях решался вопрос об участии в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя. Согласно ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса (СК РФ), место жительства ребенка при раздельном проживании родителей и отсутствии соглашения между ними определяется судом, «исходя из интересов ребенка и с учетом мнения детей». Краеугольным камнем в решении подобных дел является установление интересов ребенка - главного критерия, которым суд должен руководствоваться при разрешении семейных споров. В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» разъясняется, что под интересами ребенка «следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития».

Нормы СК РФ предусматривают различные способы выявления судом интересов ребенка: непосредственное выяснение мнения ребенка, опрос в суде родителей и свидетелей, заключение органа опеки и попечительства. Необходимость выявления судом наряду с материальными, бытовыми условиями ряда обстоятельств, имеющих психологическое и клинико­психологическое значение (мотивов поведения, особенностей личных отношений родителей друг к другу и к ребенку; индивидуально-психологических и патопсихологических особенностей всех членов семьи, могущих повлиять на обеспечение условий для воспитания и полноценного психического развития ребенка) определяет целесообразность участия в подобных судебных спорах специалистов - психологов и психиатров.

В зарубежной практике участие в судебных спорах, касающихся детей, специалистов в области душевного здоровья (психологов, психиатров, психотерапевтов) распространено очень широко и может осуществляться как на досудебном, так и на судебном этапах (см. обзор: [6]. В нашей стране в последние годы активно разрабатывается новый вид судебно­психологической (СПЭ) и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) в гражданских делах, связанных с защитой прав и интересов детей при расторжении брака или при раздельном проживании родителей. На практике такого рода экспертизы уже проводятся в судебно-психиатрических экспертных учреждениях Минздравсоцразвития России, судебно-экспертных учреждениях при Минюсте России, в психолого-медико­социальных центрах и других государственных образовательных учреждениях; иногда для производства таких экспертиз привлекаются преподаватели высших учебных заведений и школьные психологи. Между тем отсутствие четкой теоретической базы и ясных методологических принципов производства судебных экспертиз по таким делам (существуют лишь единичные работы такого рода, например: [3]) препятствует полноценному и эффективному использованию экспертных заключений при принятии ответственных судебных решений.

В связи с насущными потребностями судебной практики в гражданском процессе для обеспечения всех необходимых доказательств при решении вопросов о защите интересов ребенка разработка теоретико­методологических основ КСППЭ по делам о воспитании ребенка при раздельном проживании родителей представляется чрезвычайно актуальной как для теории судебной экспертологии, так и для практики судопроизводства, что и составляет цель настоящего исследования.

Разработка теоретико-методологических основ КСППЭ по делам, связанным с семейными спорами, основана на анализе семейного законодательства, принципах судебно-психологической экспертологии [2; 5] и на данных 80 конкретных судебных экспертиз по изучаемому виду гражданских дел, проведенных на базе ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». При производстве судебных экспертиз были использованы:

•   клинико-психологический анализ материалов гражданского дела,

•   клинико-феноменологический метод оценки психического состояния ребенка и каждого из родителей,

•   экспериментально-психологические методы диагностики личностных особенностей родителей, уровня и особенностей психического развития ребенка, системы взаимоотношений между каждым из родителей и ребенком.

К спорам о праве на воспитание детей при раздельном проживании родителей относятся следующие категории дел:

•   о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);

•   о месте проживания детей при раздельном проживании родителей (ст. 65 СК РФ);

•   об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей (ст. 66 СК РФ).

Разрешение судебных споров, возникающих вследствие нарушения семейных отношений, регулируется СК РФ и постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

Назначение комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз по гражданским делам, связанным с порядком воспитания и определением места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, определяется необходимостью применения специальных психологических и психиатрических знаний для установления относящихся к делу обстоятельств психологического и клинического содержания.

Анализ заключений КСППЭ в гражданском процессе показывает, что основные ошибки эксперты допускают при определении границ своей компетенции. При этом разграничение прерогатив экспертов- психиатров и экспертов-психологов при производстве КСППЭ не вызывает значительных затруднений - уже разработаны алгоритмы психолого-психиатрического экспертного исследования, учитывающие предметную специфику комплексируемых наук. В то же время до сих пор многие специалисты при производстве экспертиз выходят за пределы своей компетенции, решая вопросы, входящие в компетенцию судебных органов. Ведущей причиной подобных ошибок является недостаточная разработанность судебно-экспертных психологических понятий, определяемых в ходе экспертизы.

Общая теория судебной экспертологии является «формой научного знания о закономерностях и методологии формирования научных основ судебных экспертиз» [2]. Это метанаучная область по отношению к предметным судебным наукам. Она объясняет, как материнские (базовые) науки трансформируются в систему специальных познаний в предметной судебной науке и как эти познания реализуются в практической деятельности при производстве судебных экспертиз. Накопленный теоретический и практический опыт производства судебных экспертиз с участием психолога на современном этапе развития требует построения и предметной судебной метанауки - судебно-психологической экспертологии. Последняя, выступая как частная теория судебной экспертологии, должна показывать механизм трансформации общепсихологи­ческих теоретических знаний и методологических принципов в специальные знания судебного эксперта-психолога, используемые в различных организационно-правовых формах для судебно-психологической оценки психической деятельности под­экспертных. Речь идет о трансформации основных общепсихологических понятий в понятия судебно-психологические, экспертные, которые, не теряя своей психологической основы, адаптированы к правоприме­нению, соотносятся с теорией уголовного и гражданского права, в частности, с уголовно- и гражданско-правовым значением этих психологических категорий.

Недостаточное понимание этого положения приводит к тому, что многие эксперты-психологи в своих заключениях указывают, с кем из родителей должен проживать ребенок, или какой порядок и график встреч отдельно проживающего родителя с ребенком целесообразен. Между тем специальные знания эксперта - это всегда научные знания неправового характера, сопровождаемые адекватными (признанными) прикладными методиками, используемые для достижения определенных юридических целей [7], и эксперт-психолог не должен решать правовые вопросы, входящие в компетенцию суда [4]. Как отмечает Т. В. Аверьянова [1], судебная практика знает многочисленные случаи отклонения заключения эксперта как доказательства по делу на том основании, что эксперт при обосновании своих выводов вышел за пределы своей компетенции и присвоил не свойственные ему функции судебных органов по оценке имеющихся в деле доказательств.

Основываясь на изложенных теоретических положениях, рассмотрим методологию производства КСППЭ в гражданском процессе по делам, связанным с воспитанием ребенка при раздельном проживании родителей, выделив при этом три взаимосвязанных проблемы:

•   этапы судебно-экспертного исследования;

•   основные судебные клинико-психологические экспертные понятия, определяемые на каждом этапе;

•   компетенция судебных экспертов - психологов и психиатров - на каждом этапе.

Методологический анализ КСППЭ экспертизы по семейным спорам о воспитании или месте проживания ребенка при раздельном проживании родителей позволяет выделить три важных обстоятельства.

Во-первых, это совместное применение познаний в научной психологии и в психиатрии при четком разделении компетенции экспертов-психологов и экспертов-психиатров на разных этапах проведения экспертизы.

Во-вторых, при проведении данного вида экспертизы важна не только актуальная, но и ретроспективная, и прогностическая экспертная диагностика и оценка изучаемых явлений.

В - т р е т ь и х, и это главное, обсуждаемая разновидность экспертизы в гражданском процессе является не только диагностической, но и ситуационной. С позиций судебной экспертологии, ее отнесение к классу диагностических экспертиз обусловлено установлением юридически значимых признаков отдельных исследуемых объектов, в качестве которых выступают психические особенности участников спорного правоотношения (индивидуально-психологические особенности, особенности психической деятельности родителей, уровень и особенности психического развития ребенка). В то же время экспертиза является ситуационной, так как для нее характерно установление комплекса клинико-психологических особенностей родителей и ребенка, их поведения, взаимоотношений, на основе анализа которых и слагается целостная психологическая картина семейной ситуации.

Основываясь на этих обстоятельствах, можно выделить три этапа экспертного исследования.

Этап I. Индивидуальная диагностика членов семьи. Основными задачами, решаемыми на данном этапе экспертизы, являются:

1)   экспертная диагностика индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (отца и матери или других фактических воспитателей), возможного психического расстройства каждого из родителей, и, при их выявлении, выделение личностных особенностей, обусловленных характером и течением психического расстройства. Правомерность выделения данной задачи обусловлена требованием ч. 3 ст. 65 СК РФ при судебном разрешении спора между родителями учитывать «нравственные и иные личные качества родителей»;

2)   экспертная диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня психического развития ребенка. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 указывается, что к числу обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении подобных дел, относится «возраст, особенности психического развития ребенка»;

3)   согласно ч. 3 ст. 65 СК РФ спор между родителями о месте проживания ребенка решается судом «с учетом мнения детей». Право ребенка выражать свое мнение и быть заслушанным в ходе судебного разбирательства отражено в ст. 57 СК РФ, при этом «учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». Данное обстоятельство диктует необходимость при выяснении мнения ребенка учитывать его особенности и уровень психического развития, а также влияние на его психическое состояние сложившейся конфликтной ситуации. В связи с этим еще одной задачей заключительного этапа экспертного исследования является диагностика способности ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений.

Как сложный психологический феномен, отношение ребенка к родителям подвержено влиянию множества различных факторов (индивидуально-личностные особенности ребенка и родителей, характер отношения к ребенку в семье, стиль воспитания, факты жестокости и физического насилия). В тех случаях когда ребенок оказывается вовлеченным в длительно существующие конфликтные взаимоотношения между супругами, создаются предпосылки для нарушения характера детско-родительских взаимоотношений и возможного формирования негативного отношения к одному из родителей. Существует три основных механизма формирования негативного отношения к одному из родителей:

1)   вследствие характера поведения и индивидуально-личностных особенностей отвергаемого родителя;

2)   из-за активизации в ситуации конфликта защитных механизмов ребенка, когда ребенок отвергает одного из родителей для того, чтобы можно было бесконфликтно существовать рядом с другим родителем;

3)   по причине явного настраивания ребенка другим родителем или неявного психогенного индуцирования.

Лишь в первом случае можно говорить о соответствии интересам ребенка его нежелания проживать и поддерживать отношения с отвергаемым родителем. В других случаях ситуацию, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение (или у него формируется негативное) к одному из родителей, с клинико-психологической точки зрения следует рассматривать как аномальную и создающую значительный риск нарушений психического развития ребенка. В связи с этим оставление ребенка, в соответствии с вербально высказанным им желанием, с родителем-индуктором может противоречить его истинным интересам.

При психодиагностике каждого из родителей в компетенцию психолога входит определение их индивидуально­психологических особенностей, а в компетенцию психиатра - установление наличия или отсутствия каких-либо психических расстройств. В случае если у одного родителя (или у обоих) обнаруживается какое- либо психическое расстройство, совместной компетенцией психолога и психиатра будет являться определение личностных особенностей, которые обусловлены характером выявленной психической патологии, и их влияния на поведение, связанное с воспитанием ребенка. При психодиагностике ребенка к компетенции психолога относится определение его индивидуально­психологических особенностей, к компетенции психиатра - установление или исключение патологии или отставания в психическом развитии, наличия или отсутствия психопатологических нарушений, связанных с ситуацией семейного конфликта или с характером взаимоотношений с одним из родителей, а к сфере совместной компетенции (при диагностике дизон- тогенеза) - интегративное заключение о клинико-психологических особенностях и уровне психического развития.

Основой диагностики на первом этапе комплексного экспертного исследования является ретроспективный анализ особенностей психического развития каждого из участников процесса, а также актуальная клинико-психологическая оценка их личностных, эмоционально-волевых, мотива­ционных, интеллектуальных особенностей.

Необходимость ретроспективной диагностики определяется тем, что без анамнестических данных невозможно установить индивидуально-психологические особенности каждого из членов семьи, возможные психические расстройства у них, а также нарушения возрастного психического развития ребенка. Кроме того, необходимо учитывать, что, как правило, сложившаяся конфликтная ситуация в семье определяет высокий уровень эмоциональной напряженности каждого из ее членов, влияющий на их актуальное психическое состояние и поведенческие проявления. Поэтому выявляемые, к примеру, в экспериментально-психологическом исследовании личностные особенности членов семьи могут отражать не только их стабильные качества, но и ситуационно- обусловленные особенности. Для обоснованного прогноза особенностей психического развития ребенка и особенностей поведения каждого из родителей следует учитывать этот фактор.

Этап 2 . Ситуационная диагностика семейных отношений. На данном этапе индивидуальная экспертная диагностика уже используется для анализа ситуации семейных взаимоотношений членов семьи в целом. Ситуационный анализ семейных отношений основывается на решении следующих[‡] основных задач комплексного клинико-психологического исследования:

4)   экспертная диагностика отношения отца и матери к ребенку. Как следует из

ч.   3 ст. 65 СК РФ, суд при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка должен учитывать «отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком»;

5)   экспертная диагностика отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи. Постановка данной задачи определяется необходимостью при судебном разбирательстве выяснения «привязанности ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам» (ч. 3 ст. 65 СК РФ). Суд при определении привязанности ребенка к другим членам семьи не должен опираться только на объяснения сторон, в том числе и ребенка, без необходимой их оценки и проверки, в основу решения суда должны быть положены все доступные доказательства по делу. Высказанное перед судом или органами опеки и попечительства мнение ребенка (особенно при длительном его проживании с одним из родителей при изоляции от другого) может быть следствием явного или неявного влияния окружающих его взрослых, поэтому для установления не декларируемого, а истинного отношения ребенка к членам своей семьи необходимо решение данной экспертной задачи.

Решение задач второго этапа комплексного экспертного исследования является в основном прерогативой психолога, однако при выявленном влиянии на взаимоотношения между членами семьи психических расстройств кого-либо из них их решение будет входить в совместную компетенцию психологов и психиатров. Основой экспертной оценки семейных отношений, как и на первом этапе, является ретроспективная и актуальная их диагностика.

Этап 3. Прогностическая клинико­психологическая оценка психического развития ребенка. Этот этап комплексного судебного психолого-психиатрического экспертного исследования является завершающим, на нем синтезируются данные первого и второго этапов экспертизы и вырабатывается комплексная клинико­психологическая прогностическая оценка психического развития ребенка.

Таким образом, основной задачей, требующей определения на заключительном этапе КСППЭ, является диагностика возможного негативного влияния психического состояния (если есть психические расстройства или недостатки), индивидуально-психологических особенностей отца (матери, другого фактического воспитателя), семейного конфликта на психическое состояние и особенности психического развития ребенка. В широком смысле задача определения данного экспертного понятия соподчинена судебному установлению возможности каждого из родителей «создания ребенку условий для воспитания и развития» (ч. 3 ст. 65 СК РФ) при определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, а также требованию ч. 1 ст. 66 СК РФ, чтобы общение родителя с ребенком, проживающим с другим родителем, не причиняло «вред ... психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию».

На третьем этапе комплексная клинико­психологическая оценка психического развития ребенка является уже полностью прогностической. На данном этапе в ходе совместного обсуждения члены экспертной комиссии - психологи и психиатры - интегрируют все результаты, полученные в ходе клинико-психологического исследования.

В целом, соотношение правовых и экспертных понятий иллюстрирует нижеприведенная таблица. 

Таблица

Соотношение норм семейного права и клинико-психологических экспертных
категорий при решении вопросов о воспитании ребенка при раздельном
проживании родителей

Правовая норма

Правовые категории

Психологические и клинические категории

Ч. 3 ст. 65

Нравственные и иные личные качества родителей

Индивидуально-психологические особенности каждого из родителей; психические расстройства каждого из них

Постановление Пленума ВС РФ

Особенности психического развития ребенка

Индивидуально-психологические особенности ребенка; особенности и уровень его психического развития

Ч. 3 ст. 65

Учет мнения ребенка

Способность ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений

Ч. 3 ст. 65

Отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком

Психологическое отношение каждого из родителей к ребенку

Ч. 3 ст. 65

Привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам

Психологическое отношение ребенка к каждому из родителей, другим членам семьи

Ч. 3 ст. 65

Возможность каждого из родителей создания ребенку условий для воспитания и развития

Возможное негативное влияние психического состояния, индивидуально­психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние и особенности психического развития ребенка

Ч. 1 ст. 66

Непричинение вреда психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию вследствие общения с ребенком


Таким образом, исходя из принципов судебно-психологической экспертологии, выделение предмета экспертизы и, соответственно, определение границ компетенции судебных экспертов-психологов и судебно-психиатрических экспертов требует последовательного правового, экспер­тологического и психологического анализа конкретных норм гражданского (семейного) законодательства.

При анализе научно-методологических основ судебных психолого-психиатрических экспертных исследований при спорах родителей о праве на воспитание и месте проживания детей ключевым является положение об «интересе ребенка», которое является правовым понятием, включающим и психологическое содержание. Определение новых методологических основ КСППЭ при спорах о праве на воспитание детей опирается на принципиальные правовые положения нового семейного статуса ребенка, заложенного в СК РФ:

•   признание ребенка самостоятельным субъектом семейного права;

•   выделение самостоятельного семейно-правового понятия «интерес ребенка», которое составляет ядро правового регулирования семейных споров.

Законодательно установлена приори­тетность законных прав и интересов ребенка при необходимости учитывать интересы матери и отца. В связи с этими правовыми условиями при рассмотрении спора между супругами о месте жительства ребенка суд берет под свою защиту совпадающие интересы и ребенка, и одной из сторон спора (матери или отца). Суду необходимо раскрыть и выявить действительные интересы и истца, и ответчика, и ребенка, что заставляет обращаться не только к внешним обстоятельствам (материальные, бытовые условия), но и к внутренним мотивам поведения и особенностям личных отношений родителей друг к другу и к ребенку. Именно в раскрытии этих внутренних аспектов судебной проблемы состоит для суда значение комплексного психолого-психиатрического исследования.


[‡]Продолжая список задач, начатый на 1-м этапе.

Литература

  1. Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. М., 2006.
  2. Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология. Волгоград, 1979.
  3. Вострокнутов Н. А., Харитонова Н. К., Сафуанов Ф. С. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно-психиатрический и судебно-психологический подходы): Методические рекомендации. М., 2004.
  4. Махов В. Н. Сущность и понятие специальных знаний в советском уголовном процессе //
  5. Вопросы борьбы с преступностью. М., 1986. Вып. 6.
  6. Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. М., 2003.
  7. Сафуанов Ф. С., Харитонова Н. К., Русаковская О. А. Зарубежная практика участия специалистов – психологов и психиатров в судебных спорах о детях // Юридическая психология. 2009. № 1.
  8. Сахнова Т. В. Судебная экспертиза. М., 2000.

Информация об авторах

Сафуанов Фарит Суфиянович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-7956, e-mail: safuanovf@rambler.ru

Русаковская Ольга Алексеевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, отдел судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе; доцент, учебно-методический отдел, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), доцент, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5602-3904, e-mail: rusakovskaya.o@serbsky.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4506
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1900
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 14