Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 2. С. 54–62
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Методологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам воспитания детей при раздельном проживании родителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: права ребенка, воспитание, интересы ребенка, семейный кодекс, психолого-педагогическая экспертиза, судебно-психологическая экспертиза, психология воспитания детей
Рубрика издания: Юридическая психология
Тип материала: научная статья
Тематический сетевой сборник: Судебно-психологическая экспертиза
Для цитаты: Сафуанов Ф.С., Русаковская О.А. Методологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам воспитания детей при раздельном проживании родителей // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 54–62.
Фрагмент статьи
В последние годы в ситуациях развода все больше детей становятся объектом судебных споров между родителями, не пришедшими к соглашению по вопросам места их жительства и воспитания, а также порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем. По данным Управления анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, в 2008 г. вопрос о месте жительства детей при раздельном проживании родителей решался в судебном порядке в 12 609 случаях; в 12 175 случаях решался вопрос об участии в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя. Согласно ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса (СК РФ), место жительства ребенка при раздельном проживании родителей и отсутствии соглашения между ними определяется судом, «исходя из интересов ребенка и с учетом мнения детей». Краеугольным камнем в решении подобных дел является установление интересов ребенка главного критерия, которым суд должен руководствоваться при разрешении семейных споров. В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» разъясняется, что под интересами ребенка «следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития».
Нормы СК РФ предусматривают различные способы выявления судом интересов ребенка: непосредственное выяснение мнения ребенка, опрос в суде родителей и свидетелей, заключение органа опеки и попечительства. Необходимость выявления судом наряду с материальными, бытовыми условиями ряда обстоятельств, имеющих психологическое и клинико-психологическое значение (мотивов поведения, особенностей личных отношений родителей друг к другу и к ребенку; индивидуально-психологических и патопсихологических особенностей всех членов семьи, могущих повлиять на обеспечение условий для воспитания и полноценного психического развития ребенка) определяет целесообразность участия в подобных судебных спорах специалистов – психологов и психиатров.
В зарубежной практике участие в судебных спорах, касающихся детей, специалистов в области душевного здоровья (психологов, психиатров, психотерапевтов) распространено очень широко и может осуществляться как на досудебном, так и на судебном этапах (см. обзор: [6].) В нашей стране в последние годы активно разрабатывается новый вид судебно-психологической (СПЭ) и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) в гражданских делах, связанных с защитой прав и интересов детей при расторжении брака или при раздельном проживании родителей. На практике такого рода экспертизы уже проводятся в судебно-психиатрических экспертных учреждениях Минздравсоцразвития России, судебно-экспертных учреждениях при Минюсте России, в психолого-медико-социальных центрах и других государственных образовательных учреждениях; иногда для производства таких экспертиз привлекаются преподаватели высших учебных заведений и школьные психологи. Между тем отсутствие четкой теоретической базы и ясных методологических принципов производства судебных экспертиз по таким делам (существуют лишь единичные работы такого рода, например: [3]) препятствует полноценному и эффективному использованию экспертных заключений при принятии ответственных судебных решений. В связи с насущными потребностями судебной практики в гражданском процессе для обеспечения всех необходимых доказательств при решении вопросов о защите интересов ребенка разработка теоретико-методологических основ КСППЭ по делам о воспитании ребенка при раздельном проживании родителей представляется чрезвычайно актуальной как для теории судебной экспертологии, так и для практики судопроизводства, что и составляет цель настоящего исследования.
Литература
- Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. М., 2006.
- Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология. Волгоград, 1979.
- Вострокнутов Н. А., Харитонова Н. К., Сафуанов Ф. С. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно-психиатрический и судебно-психологический подходы): Методические рекомендации. М., 2004.
- Махов В. Н. Сущность и понятие специальных знаний в советском уголовном процессе //
- Вопросы борьбы с преступностью. М., 1986. Вып. 6.
- Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. М., 2003.
- Сафуанов Ф. С., Харитонова Н. К., Русаковская О. А. Зарубежная практика участия специалистов – психологов и психиатров в судебных спорах о детях // Юридическая психология. 2009. № 1.
- Сахнова Т. В. Судебная экспертиза. М., 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4241
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1770
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3