Сравнительная характеристика отношения к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции

1455

Аннотация

В статье рассматриваются психические феномены и личностные характеристики больных с нарушениями статодинамической функции, которые играют весомую роль в их реабилитации. Приведены результаты сравнительного исследования внутренней картины болезни, временной перспективы личности и жизнестойкости двух категорий лиц подросткового и юношеского возраста с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции: с детским церебральным параличом (ДЦП) и с травматической болезнью спинного мозга (ТБСМ). В работе выявлены психологические различия между людьми с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции. Показано, что выявленные особенности обусловлены как социальной ситуацией развития ребенка с ДЦП, так и влиянием изменившихся после травмы условий жизнедеятельности на сложившуюся личность. Кроме того, обсуждается специфика преморбидных личностных характеристик больных с ТБСМ. Отмечается, что существование этих различий ставит вопрос о необходимости проектирования и применения дифференцированных программ психологической реабилитации больных двух сходных по неврологической симптоматике групп заболеваний.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая реабилитация, нарушения статодинамической функции, детский церебральный паралич, травма спинного мозга, внутренняя картина болезни, временная перспектива личности, жизнестойкость

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 77–86.

Литература

  1. Абель Т. М. Квадриплегия: психологические аспекты (quadriplegics: psychological aspects) URL: http://pochemutak.ru/md/mod/tex/views/6021/
  2. Государев Н. А. Психосоматическая концепция и детский церебральный паралич // Журн. неврологии и психиатрии. 2001. № 7.
  3. Демиденко Т. Д., Ермакова Н. Г. Основы реабилитации неврологических больных. СПб., 2004.
  4. Дмитриева Е. Н., Левицкая Т. Е. К проблеме изучения эмоционального фона в структуре временной перспективы детей и подростков с ДЦП. URL:http://psy.tsu.ru/data/pdf/2_12.pdf.
  5. Карелов В. Г. Санаторно-курортное лечение больных травматической болезнью спинного мозга. URL:http//www.sci-rus.com/epydemioigy/karepov.htm.
  6. Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2001.
  7. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. 2006.
  8. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. М., 1977.
  9. Немкова С. А. Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов. URL:http://psychology.net.ru/articles/content/1099313514.html.
  10. Пятакова Г. В. Некоторые психологические аспекты внутренней картины болезни детей, страдающих детским церебральным параличом // Актуальные проблемы практической психологии. СПб., 1992.
  11. Селин А. В. Жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Курск, 2009.
  12. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом. М., 2007.
  13. Сырцова А., Митина О. В. Возрастная динамика временных ориентаций личности// Вопросы психологии. 2008. № 2.
  14. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002.
  15. Федунина Н. Ю. Понятия устойчивости к травме и позитивной адаптации // Московский психотерапевтический журн. 2006. № 4.

Информация об авторах

Щербакова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102, e-mail: shcherbakova.a.m@yandex.ru

Гудилина Ольга Николаевна, медицинский психолог, Научно-практический центр детской психоневрологии, Москва, Россия, e-mail: Skvirel87@nbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2641
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1455
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1