Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6539Ключевые слова 15249 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу 802

Семаго Н.Я., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации Московского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, nmsemago@mail.ru
Семаго М.М., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, Москва, Россия
Семенович М.Л., руководитель Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, cpmsdip@yandex.ru
Дмитриева Т.П., научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, Москва, Россия
Аверина И.Е., научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье представлены основные направления развития инклюзивного образования. Раскрыт общий подход к построению методологической модели развития инклюзивной практики, в том числе принцип триадности анализа и дополнительные категории, необходимые к включению в онтологический базис моделирования инклюзивных процессов в образовательных системах. Декларируется возможность использования категориальной матрицы синергетики как междисциплинарной методологии, одинаково применимой к естественно-научным и гуманитарным областям научного знания. Авторы считают, что к дополнительным категориям, которые могут быть эффективно использованы при построении модели развития инклюзивного образования, следует отнести категории синхронности, фрактальности и меры. В контексте развития инклюзивных процессов и предлагаемой методологической модели представлены системообразующие компоненты первого этапа этого процесса – организация деятельности психолого-медико-педагогического консультирования, основы ранней помощи детям с ОВЗ в инклюзивном аспекте, деятельность координатора по инклюзии, модульная система повышения квалификации всех специалистов. Показана разработка данных компонентов с позиции предлагаемых дополнительных категорий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Построение нового общества, отвечающего современным социальным моделям, гуманистическим принципам начала XXI века, хорошо отражает следующая цитата: … Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба [3, с.15]. Именно этот взгляд на современное «включающее» общество в определенной степени отражает и новую цивилизационную парадигму – постмодернизм [1], который, становясь реальностью, неуклонно «втягивает» в себя все страны, переживающие системные энергетические, финансовые, социокультурные кризисы. Все это в значительной степени привлекает внимание к человеческим ресурсам. На передний план выходит образование, которое должно максимально гибко и в то же время, сохранив и не растеряв накопленный опыт, сформировать «нового человека». Это позволяет говорить о необходимости значительного преобразования пока еще традиционной системы образования в нашей стране. В первую очередь подобные изменения должны произойти в сфере образования людей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья (ОВЗ). Это предполагает принципиальное изменение и ориентации целей деятельности образования в целом. Знаниевая парадигма должна «уступить место» компетентностной, где социальная (в том числе образовательная) адаптация получит приоритетное право. Именно в этом заключается смысл и основная цель инклюзивного образования, которое и должно стать определенным шагом к изменению всей образовательной системы, одним из первых действий на пути построения «включающего общества». Именно на эту цель направлена и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая президентом Д. А. Медведевым.  

<...> 

Литература
  1. Дугин А. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М., 2009.
  2. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010. Электронная версия: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php.
  3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.
  4. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999.
  5. Новиков А. М. Методология образования. М., 2002.
  6. Семаго М. М. К использованию представлений об узловых моментах в психологии развития // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. №2 (44).
  7. Семаго М. М. Структурная организация бы- тия и анализ психического: триадическая парадигма // Философия образования. 2009. № 2 (27).
  8. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб., 2005.
  9. Сороко Э. М. Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем: Введение в общую теорию гармонии систем. М., 2006.
Книги по теме
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика