Включен в Web of Science СС (ESCI) Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 1 место — направление «Психология» 31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,786 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный опыт 1460
Давыдова Л.Н., доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, Астрахань, Россия
Колокольцева М.А., аспирант кафедры педагогики и предметных технологий Астраханского государственного университета, Астрахань, Россия АннотацияСтатья посвящена изучению динамики нравственного развития младших школьников в условиях временной и комбинированной форм инклюзивного образования, которая исследовалась у 157 учащихся, от 1-го ко 2-му классу, в трех школах г. Астрахани. Когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты нравственного развития младших школьников изучались с помощью комплекса диагностических методик «Беседа», «Сюжетные картинки», «Сделаем вместе», а также метода экспертной оценки. Результаты проведенной работы показали, что обучение нормально развивающихся младших школьников в условиях инклюзивного образования приводит не к снижению уровня нравственного развития, а, напротив, – к его повышению. Последний характеризуется расширением представлений детей о людях с ограниченны- ми возможностями здоровья, обогащением личного опыта взаимодействия с особыми сверстниками, эмоциональной отзывчивостью, формированием основ готовности к совместной деятельности. Обращается внимание на следующее обстоятельство: для того чтобы аргументированно судить о влиянии форм инклюзивного образования на нравственное развитие младших школьников, принципиально недостаточно ограничиться динамикой общего уровня их нравственного развития. Авторы полагают, что не менее значимым является выявление особенностей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития младших школьников. Ключевые слова: инклюзивное образование, временная и комбинированная форма инклюзивного образования, уровень нравственного развития, динамика общего уровня нравственного развития младших школьников Рубрика: Инклюзивное образование Тип: научная статья Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование Фрагмент статьи Младший школьный возраст является важным этапом нравственного развития. В этот период у ребенка появляются новые социальные отношения, связанные с началом систематического обучения, развиваются рефлексивные умения, произвольность, теоретическое мышление, нравственные чувства становятся более дифференцированными, зависимыми от внешних факторов и внутренней позиции, убеждений и ценностных ориентаций. Младшие школьники особо восприимчивы к воздействию окружающих условий школьной жизни, которые определяют нравственное отношение ребенка к другим людям, сверстникам. Развитие этой стороны личности младшего школьника – это процесс количественных и качественных изменений, продвигающих ребенка в нравственном взрослении на более высокую ступень. Современное российское общество заинтересовано в успешном нравственном становлении подрастающего поколения, от которого зависит будущее нашего отечества. В настоящее время в России происходят изменения в системе образования, связанные с включением детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных сверстников. Это актуализирует переход от интеграции к становлению различных форм инклюзивного образования: временной, частичной, комбинированной, полной [8]. Большинство авторов рассматривают инклюзивное образование как особую систему, обеспечивающую адекватное обучение, воспитание, социализацию как детей с особенностями развития, так и их обычных сверстников, максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности каждого ребенка. Это становится возможным в инклюзивной среде, которая обеспечивает включение любого ребенка и его семьи в полноценную жизнь социума на равных правах с другими и создает условия для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого участника образовательного процесса. <...> Литература
Книги по теме Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология образования | Борисова Е.Ю. Инклюзивное образование, Педагогическая психология | Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Инклюзивное образование, Педагогическая психология | Байрамов В.Д., Герасимов А.В. Инклюзивная образовательная среда университета: особенности и проблемы проектирования (опыт МГГЭУ) Инклюзивное образование, Психология личности | Волосникова Л.М., Федина Л.В., Кукуев Е.А., Патрушева И.В., Огороднова О.В. Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |