Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики

1570

Аннотация

В статье проанализированы формы и условия получения образования в России детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обозначены факторы, способствующие изменениям в сфере образования, в том числе и инклюзивного. Определены трудности, тормозящие сближение специального (коррекционного) и общего образования, и обоснована необходимость создания модели взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования по сопровождению детей с ОВЗ в системе общего образования. Сформулированы профессиональные компетенции учителей специальных коррекционных образовательных учреждений (СКОУ), определяющие успешность работы специалиста в инклюзивной практике. Представлен опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования трех российских регионов: 1) разноуровневая модель взаимодействия систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Псковской области; 2) ресурсные центры специального (коррекционного) образовательного учреждения в Калининградской области; включение в структуру СКОУ региональных центров сопровождения дистанционного и инклюзивного образования Чувашской Республики.

Общая информация

Ключевые слова: специальное образование, интегрированное образование, инклюзивное образование, разноуровневая модель взаимодействия, сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 103–112.

Полный текст

 

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) [1] определяет, что «система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействия:

преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций».

Согласно этому положению система специального образования является неотъемлемой частью общего образования и может рассматриваться как социальный индикатор отношений между государством и обществом. Под воздействием всемирных процессов гуманизации современное российское общество изменяет отношение к самым незащищенным его членам - детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти изменения можно рассматривать как преодоление социальных и образовательных барьеров. Традиционное для России разделение образования на общее и специальное (коррекционное), в большей части представленное сегрегационными учреждениями, является одним из таких барьеров. Однако современный подход к образованию как к социокультурному феномену разрушает этот барьер в связи с тем, что образование создается обществом в соответствии с его потребностями и целями; не существует без общества; зависит от политической и социально­экономической ситуации в государстве и, самое главное, оно существенно влияет на мировоззрение общества, хотя и не является единственным фактором социального благополучия подрастающего поколения.

Знакомство научно-педагогического дефектологического сообщества с опытом зарубежных стран в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволило пересмотреть подходы и условия обучения разных категорий учащихся, также как возросшая активность общественных объединений родителей детей с особыми образовательными потребностями привела к отказу от ряда терминов (обучаемость-необучаемость) и появлению ряда документов правового характера.

В России обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с нормально развивающимися сверстниками (процесс их интеграции в общеобразовательную среду) началось более 15 лет назад. Первым успешным примером можно считать обучение детей с нарушениями слуха в системе общего образования по методике Э. И. Леонгард. Тогда же в образовательных учреждениях общего типа были открыты специальные (коррекционные) классы для детей с особыми образовательными потребностями, что позволило решить вопросы как получения образования детьми с ОВЗ, так и сохранения и укрепления института семьи и интеграции ребенка в общество. Однако интеграция таких детей в систему общего образования выявила и ряд проблем, к решению которых школа была не готова:

•   непринятие учащихся с ОВЗ детско- родительским сообществом школы;

•   недостаток профессиональных знаний для работы с детьми с ОВЗ у учителей, особенно у учителей классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно­развивающего обучения, часто не имеющих специального (дефектологического) образования;

•   снижение уровня профессионализма тифлопедагогов, сурдопедагогов и олигоф- ренопедагогов из-за отсутствия профессиональной супервизии.

Еще в 2000 году Н. Н. Малофеев [3] определил пять условий «взаимодействия структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии (в пределах ныне действующей образовательной системы)». В числе этих условий - придание новых функций специальным школам и дошкольным учреждениям как центрам для оказания специализированной помощи в реализации особых образовательных потребностей интегрированных детей. На сегодня это предложение не потеряло своей актуальности.

Реализация основных положений международных инициатив, подписанных Российской Федерацией в начале XXI века, и нарастающая активность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья привели к расширению форм получения образования такими детьми как в уже существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в интегративных классах общеобразовательных учреждений, так и в условиях включения (инклюзии) ребенка в систему общего образования. Именно это вызывает необходимость расширения имеющегося списка учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и специальную (коррекционно-педагогическую) поддержку и включения в него специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Например, в Бельгии сотрудничество школ специального образования с общеобразовательными школами признано первым официальным шагом в направлении инклюзивного образования.

Принятие Концепции модернизации российского образования [2] подтвердило начавшиеся изменения - «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства», и нашло отражение в Приложении к письму Мин­образования России «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно­воспитательном процессе в условиях модернизации образования» [4]:

Построение эффективной системы психолого-медико-педагогическогосопро- вождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Окончательный выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими.

В современных условиях возникает необходимость создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиям российского законодательства и запросам общества - модели взаимодействия с общим образованием. При осуществлении этого взаимодействия выявляются определенные трудности и противоречия. Прежде всего, это отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей совместную деятельность педагогов специальных (коррекционных) образовательных (СКОУ) и общеобразовательных учреждений и непринятие специалистами СКОУ инклюзивных процессов.

Общеобразовательная школа, принявшая ребенка с ОВЗ, также сталкивается с проблемами, которые можно условно разделить на две группы - проблемы организационного и социального характера.

К первым относятся:

•отсутствие специалистов, способных эффективно работать с детьми с особыми образовательными потребностями в системе общего образования

•   недостаточная осведомленность родителей детей с ОВЗ о правах и перспективах развития детей.

Ко вторым:

•   негативное общественное мнение по вопросам совместного обучения детей

•   отсутствие мотивации и личностной готовности педагогов общеобразовательных учреждений к обучению детей с ОВЗ

•   нежелание родителей нормально развивающихся школьников и их самих обучаться вместе с детьми с ОВЗ.

Решение этих проблем возможно только при условии взаимодействия всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями. Особое место в этом взаимодействии принадлежит учителям СКОУ, обладающим такими ком­петенциями, как:

умение соотносить образовательные задачи и задачи социальной адаптации;

умение проводить индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ;

умение организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;

умение проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;

знание особенностей развития детей с разными типами нарушений развития для организации воспитательной и образовательной деятельности.

Именно поэтому в ряде регионов РФ (Республика Чувашия, Псковская, Калининградская и Ростовская области) специальные (коррекционные) образовательные учреждения были определены ресурсными центрами по развитию инклюзивных процессов и по организации психолого­педагогической поддержки процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах.

На территории Псковской области проживают 80 100 детей, из них в системе специального (коррекционного) образования получают образовательные услуги 4807 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет почти 6% общего числа детей. Часть из них получают образовательные услуги в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах области, а большая часть детей с ОВЗ, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, обучаются в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Интересно, что причина обучения детей с ОВЗ в системе общего, а не специального образования в большинстве случаев - нежелание родителей расставаться с детьми, даже если специальная школа-интернат находится с ними в пределах одного района. Исследование данной проблемы, анализ законодательства и изучение зарубежных проектов интегрированного и инклюзивного образования позволили установить наличие неиспользованных резервов социально-педагогической инклюзии во взаимодействии специального и общего образования на региональном и муниципальном уровнях. Результатом этой деятельности стала разноуровневая модель взаимодействия систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, центром которой определялось специальное (коррекционное) образовательное учреждение, чаще всего школа-интернат (рис.1). Эта модель предполагает тесное взаимодействие регионального и муниципального уровней управления.

Рис. 1. Модель взаимодействия регионального и муниципального уровней управления

Региональный уровень в модели представлен администрацией Псковской области в лице государственного управления образования (ГУО), Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО), осуществляющего научное руководство деятельностью проекта, и государственного образовательного учреждения начального профессионального образования (ПУ), в котором продолжают обучение выпускники СКОУ.

На муниципальном уровне создан совет взаимодействия, членами которого являются представители отделов образования, здравоохранения, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, СКОУ и всех образовательных учреждений района. Отдел образования и районная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая выявляет детей с ограниченными возможностями здоровья, тесно сотрудничают с советом взаимодействия.

Приведем конкретный пример реализации этой модели в одном из районов области. В 2008-09 учебном году в Опочец­ком районе дети с ОВЗ были практически в каждой школе района с 1-го по 11 класс. Расстояние от большинства сельских школ до Опочки составляет 30-40 км. Традиционно дети с интеллектуальной недостаточностью обучались в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (г. Опочка), рассчитанной на 120 детей. Но 23 ребенка с интеллектуальной недостаточностью, по желанию родителей, посещали муниципальные школы района.

Директор Опочецкой специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Л. Н. Чушева, при активной поддержке государственного управления образования Псковской области, выступила с инициативой оказания психологической, педагогической, дефектологической помощи педагогическим коллективам и детям с ОВЗ. Приказом управления была открыта экспериментальная площадка «Новая модель взаимодействия специального и общего образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, проект “ДОВЕРИЕ” в варианте сетевого взаимодействия 4 средних, 5 основных муниципальных общеобразовательных учреждений и одного дошкольного образовательного учреждения (рис. 2).

Рис. 2. Модель взаимодействия специального и общего образования по сопровождению детей
с ограниченными возможностями здоровья

Целью проекта стало создание новой модели специального образования на основе сетевого сообщества для интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу с целью их успешной социализации, а задачами проекта:

•   обеспечение доступности и качества образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями российского законодательства и запросами граждан;

•   создание системы консультационных пунктов и сетевого сообщества на базе учреждения специального образования;

•   реализация индивидуальных образовательных программ в соответствии с потребностями каждого ребенка во всех школах района;

•   повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе;

•   обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, оказание им поддержки;

•   изменение отношения общества к людям с ОВЗ.

Для выполнения поставленных задач были определены основные направления: психолого-педагогическое сопровождение педагогов общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ;

организация психологической, педагогической и социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ;

организация психологической и социальной работы по принятию ребенка с ОВЗ местными жителями, родителями всех учащихся и т. д.

Своеобразие представленной модели специального образования заключается в создании сетевого сообщества дистанционного обучения специалистов сопровождения на базе специальной коррекционной школы. В школе-интернате создан консультационный центр для педагогов и других специалистов Опочецкого района по обучению и сопровождению детей с нарушениями интеллектуального развития в общем образовании. Педагоги СКОУ организуют и проводят циклы семинаров, педагогические советы, индивидуальные консультации с учителями, не имеющими специального дефектологического образования, работающими с детьми с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка осуществляется как в очной, так и в заочной формах: педагоги общеобразовательных школ посещают открытые уроки в специальной (коррекционной) школе, а педагоги СКОУ организуют методическую поддержку по разработке индивидуальных планов включения детей с интеллектуальной недостаточностью в систему общего образования. При оснащенности всех учебных учреждений района компьютерным оборудованием создано и успешно функционирует сетевое педагогическое сообщество - педагоги самых отдаленных школ и волостей теперь имеют возможность задать вопросы и проконсультироваться по любым вопросам организации обучения детей с ОВЗ. Любую консультативную помощь и сопровождение получают также семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, и сами дети.

Результаты сетевого взаимодействия: определение в каждой школе координатора группы сопровождения,

разработка четкой стратегии профессиональной подготовки и психолого­педагогической поддержки педагогов,

активное привлечение родителей к участию в процессе обучения и воспитания, разработке и согласованию индивидуального плана образования их ребенка,

сотрудничество с общественными организациями людей с инвалидностью.

В Калининградской области приказом Министерства образования утверждено положение «О ресурсном центре специального (коррекционного) образовательного учреждения» [5]. Ресурсный центр создается по итогам присвоения образовательному учреждению статуса инновационной площадки. Основными направлениями деятельности ресурсного центра определены разработка, апробация и внедрение:

новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных и общеобразовательных учреждениях;

методик повышения квалификации педагогических работников, обучающих, воспитывающих детей с ОВЗ на основе применения современных образовательных технологий;

практики сетевого взаимодействия образовательных учреждений, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.

Основная цель ресурсного центра - формирование единого коррекционного пространства на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений на территории муниципальных образований, закрепленных за ним по приоритетным направлениям инновационной деятельности, а задачи: обеспечение сопровождения детей с ОВЗ по профилю школы-интерната (зрение, слух, интеллектуальные проблемы), обучающихся, воспитывающихся в массовых образовательных и общеобразовательных учреждениях;

научно-методическая и консультационная поддержка общеобразовательных школ и образовательных учреждений, реализующих интегрированное обучение детей с ОВЗ;

оказание ранней педагогической помощи детям с ОВЗ с обеспечением коррекции недостатков в развитии;

предоставление дошкольных образовательных услуг детям с ОВЗ;

обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи;

консультирование родителей, педагогов, специалистов общеобразовательных учреждений по вопросам обучения, воспитания и психолого-педагогической коррекции детей с ОВЗ;

проведение обучающих семинаров и курсов повышения квалификации;

разработка, апробация и распространение программ, методик, технологий работы с детьми с ОВЗ;

организации обучения, воспитания, оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ с дальнейшей их интеграцией в массовые образовательные учреждения.

Необходимо подчеркнуть, что СКОУ I-II и III-IV видов, ставшие ресурсными по сопровождению инклюзивной практики детей отдельных нозологий (глухие, слабослы­шащие, слепые, слабовидящие), осуществляют сопровождение детей данных категорий не только в районе, где находится СКОУ, но и в целом по области.

В Республике Чувашия насчитывается 15 914 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4840 детей- инвалидов. Наряду с дифференцированной сетью специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для организации обучения детей с различными нарушениями в развитии, развиваются процессы интеграции и инклюзии детей в общеобразовательную среду.

В системе дошкольного образования республики функционируют 6 учреждений компенсирующего вида, 7 - ухода и оздоровления, 37 дошкольных учреждений комбинированного вида муниципального подчинения, в которых воспитывается 1964 ребенок (в том числе 315 детей-инвалидов). Еще 3015 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в образовательную среду и получают образование в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающей направленности.

Сеть учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста представлена следующими учреждениями республиканской подчиненности:

8 школ-интернатов, из них 6 - для детей с легкой умственной отсталостью, 1 - для слепых и слабовидящих детей, 1 - для глухих и слабослышащих детей;

4 специальные (коррекционные) школы, из них 2 - для детей с легкой умственной отсталостью, 1 - для глухих и слабослыша­щих детей;

3 начальных школы - детских сада для детей в возрасте от 2 до 12 лет, из них 2 - для детей с тяжелой речевой патологи­
ей, 1 - для детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата.

В вышеназванных учреждениях обучаются 1935 школьников. Еще 1456 детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 808 детей-инвалидов) обучаются в муниципальных школах по индивидуальным образовательным программам и 430 детей обучаются на дому. В образовательных учреждениях общего типа действуют 20 специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития.

Одной из новых форм интегрированного образования и новой формой взаимодействия систем образования и социальной защиты населения республики стало открытие на базе РГОУ «Кугесьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» двух классов, в которые пришли 12 детей из Кугесьского детского дома-интерната для умственно отсталых детей (по соглашению между Мин­образования и Минздравсоцразвития Республики Чувашии) (рис. 3).

В связи с тем что в республике до сих пор не было специальных (коррекционных) учреждений для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (V вид) и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид), 1 сентября 2010 года была открыта РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2», объединившая на одной территории классы разных видов. Кроме того, в целях совершенствования системы общего и специального (коррекционного) образования и расширения спектра оказываемых образовательных, в том числе специальных (коррекционных) услуг, в структуре школы открыты два республиканских центра - центр дистанционного образования и ресурсный центр сопровождения ин­клюзивного образования (рис. 4).

Таким образом, поэтапное сближение региональных систем общего и специального (коррекционного) образования позволило:

•   выявить противоречия, существующие на современном этапе развития общего, интегрированного и инклюзивного образования и попытаться их преодолеть;

•разработать ряд документов, регулирующих эти отношения (договор между школами, родителями);

•   выявить потребности учителей общеобразовательных школ в вопросах обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и разработать систему повышения их квалификации.

Успешность этого опыта дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, независимо от формы обучения, им выбранной.

Рис. 3. Пример взаимодействия систем образования и социальной защиты населения

Рис. 4. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как центр психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

 

Литература

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). М., 1992. Электронная версия: http://www.consultant.ru/popular/ edu/
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. Электронная версия: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_02/393.html
  3. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечествен- ной системы специального образования. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Вып. 1. М., 2000. Электронная версия: http://ikprao.ru/almanah/1/pst5.htm
  4. Письмо Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16. М., 2003. Электрон- ная версия: http://law7.ru/regions/national-2003/ page28.htm
  5. Приказ Министерства образования Калининградской области от 13 мая 2009 г. № 462/1 «Об инновационной деятельности государственных областных специальных (коррекционных) образовательных учреждений». Калининград, 2009. Электронная версия: http:// www.edu.baltinform.ru/?pid=106

Информация об авторах

Кутепова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, Доцент, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5347-9583, e-mail: KutepovaEN@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3187
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1570
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5