Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 1. С. 103–112
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: специальное образование, интегрированное образование, инклюзивное образование, разноуровневая модель взаимодействия, сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 103–112.
Фрагмент статьи
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) [1] определяет, что «система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействия: преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных обра- зовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций». Согласно этому положению система специального образования является неотъемлемой частью общего образования и может рассматриваться как социальный индикатор отношений между государством и обществом. Под воздействием всемирных процессов гуманизации современное российское общество изменяет отношение к самым незащищенным его членам – детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти изменения можно рассматривать как преодоление социальных и образовательных барьеров. Традиционное для России разделение образования на общее и специальное (коррекционное), в большей части представленное сегрегационными учреждениями, является одним из таких барьеров. Однако современный подход к образованию как к социокультурному феномену разрушает этот барьер в связи с тем, что образование создается обществом в соответствии с его потребностями и целями; не существует без общества; зависит от политической и социальноэкономической ситуации в государстве и, самое главное, оно существенно влияет на мировоззрение общества, хотя и не является единственным фактором социального благополучия подрастающего поколения. Знакомство научно-педагогического дефектологического сообщества с опытом зарубежных стран в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволило пересмотреть подходы и условия обучения разных категорий учащихся, также как возросшая активность общественных объединений родителей детей с особыми образовательными потребностями привела к отказу от ряда терминов (обучаемость–необучаемость) и появлению ряда документов правового характера.
<...>
Литература
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). М., 1992. Электронная версия: http://www.consultant.ru/popular/ edu/
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. Электронная версия: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_02/393.html
- Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечествен- ной системы специального образования. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Вып. 1. М., 2000. Электронная версия: http://ikprao.ru/almanah/1/pst5.htm
- Письмо Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16. М., 2003. Электрон- ная версия: http://law7.ru/regions/national-2003/ page28.htm
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 13 мая 2009 г. № 462/1 «Об инновационной деятельности государственных областных специальных (коррекционных) образовательных учреждений». Калининград, 2009. Электронная версия: http:// www.edu.baltinform.ru/?pid=106
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3133
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1549
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0