Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей 2360

Соколова М.В., кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, sokolovamw@mail.ru
Полный текст

Структура деятельностей дошкольников за последние несколько лет принципиально изменилась. Несколько лет назад главными занятиями детей дошкольного возраста были игры, рисование, лепка и слушание сказок. В настоящее время все эти виды деятельностей во многом вытеснены просмотром мультфильмов. По данным социологов, от 20 до 40 % всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана [3].

Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. Про­смотр мультфильмов носит в наши дни сво­его рода «тотально-веерный» характер, т. е. новый продукт этого жанра смотрят практиче­ски все и сразу в одно время, в кинотеатрах и по телевизору, на дисках или в интернете. Таким образом, большинство детей дошколь­ного возраста оказываются включенными в просмотр нового мультфильма, обсуждение, игру, покупки игрушек и т. п. Современная ин­дустрия продвижения мультфильмов запусти­ла производство и распространение линейки «мультяшных» игрушек – персонажей мульт­фильмов, их спутников и многочисленных ак­сессуаров. Такие игрушки, изображающие героев мультфильмов, стали своеобразными носителями социальных и культурных норм и ценностей.

Что дает детям многочасовой просмотр мультфильмов, как они играют с игрушечны­ми героями, как это отражается на их разви­тии, эмоциональном состоянии, понимании окружающего мира – эти важные вопросы волнуют сегодня многих.

Анализ воздействия мультфильмов на развитие ребенка предполагает целый ком­плекс исследований. В данной статье мы рас­смотрим лишь один его аспект, который свя­зан с влиянием мультфильма на детскую игру с игрушками. Как известно, ведущей деятель­ностью ребенка дошкольного возраста, кото­рая связана с наиболее значительными эта­пами развития, является игра [4]. Нами было предпринято исследование, основной зада­чей которого было изучение особенностей влияния медиакультуры на игру дошкольни­ков. В первую очередь нас интересовали во­просы:

  • какие мультфильмы и герои наиболее по­пулярны среди детей дошкольного возраста и почему;
  • как отражается просмотр мультфильмов на содержании игр дошкольников;
  • как дети играют с игрушками-персонажами популярных мультфильмов.

Другая важная линия нашего анализа – изучение характеристик самих мультфиль­мов, например, оценки содержания и особен­ностей видео- и аудиоряда с точки зрения их возрастной адресации, а также экспертная оценка игрушек с точки зрения их соответ­ствия задачам развития [2].

В исследовании приняли участие 40 се­мей с детьми дошкольного возраста и 35 до­школьников детских садов Москвы. В каче­стве основных методов использовались анке­тирование родителей, комплексное наблюде­ние за просмотром мультфильмов ребенком в течение недели, беседы с детьми, наблю­дения за свободной игрой детей, наблюдения за игрой детей в двух экспериментальных ситуациях, анализ рисунков героев мульт­сериалов.

Предпочтения детей в выборе мультфильмов

Результаты анкетирования родителей по­казали, что около 75 % дошкольников еже­дневно проводят свое свободное время у экрана. Средний возраст первого организо­ванного просмотра составляет 1,8 лет. Для сравнения, в конце XX века дети начинали смотреть телевизор в среднем в 4 года, тогда как сегодня уже младенцы смотрят развиваю­щие и развлекательные передачи.

Родители отметили, что в целом у детей нет особых предпочтений в выборе мульт­фильмов, они готовы смотреть любые (рис. 1 и 2).


Рис. 1. Сравнительный анализ предпочтений детей и родителей в выборе среди новых и классических мультфильмов (%)

Родители отдают предпочтение прове­ренным отечественным классическим мульт­фильмам или диснеевским мультфильмам ХХ века, на которых они росли сами. Боль­шинству родителей не нравятся современные мультфильмы, однако они все равно их поку­пают и разрешают смотреть детям, так как эти медиапродукты популярны, динамичны, красочны, лучше удерживают внимание и во­обще «нравятся детям».


Рис. 2. Сравнительный анализ предпочтений детей и родителей в выборе среди отечествен­ных и зарубежных мультфильмов (%)

Наблюдения за игрой детей после просмо­тров мультфильмов в течение недели показа­ли, что малыши часто обращаются к мульти­пликационной тематике. Большинство из них (78 %) в своих играх демонстрировали следу­ющее:

  • говорили от имени героя;
  • переодевались в него;
  • обозначали роль декорированием одеж­ды, изменением прически;
  • брали атрибуты мультипликационных ролей.

Например, «я – спайдермен, у меня ма­ска, вот как я разрисовал лицо и руки в синий и красный», «это моя фея Винкс, это ее кры­лышки и сумочка», «я Вольт, ррр-гав, я всех спасаю!». Дети проигрывают сюжеты мульт­фильмов в режиссерских играх, берут на себя роль мультгероев в ролевых играх. Толь­ко 22 % детей в ходе нашего наблюдения за игрой не обращались к тематике мультфиль­мов, однако их родители отмечали, что в дру­гое время они наблюдали такие эпизоды. Все дети, участвовавшие в нашем исследовании, демонстрировали частое и активное исполь­зование кукол-персонажей мультфильмов в своих сюжетных играх. Мы можем констати­ровать, что просмотр мультфильма оказыва­ет существенное влияние на содержание игр дошкольников, а также на выбор игрушек. Все дети берут роли персонажей, использу­ют сюжеты, ролевую речь от имени героев, игрушки-персонажи для игры. По результа­там анкетирования родителей был получен перечень мультфильмов и их героев, которым отдали предпочтения дети (табл. 1).

Все выбранные детьми персонажи име­ют свое воплощение в детских игрушках. Это особого рода образные игрушки, для экспер­тизы которых нужны дополнительные крите­рии к тем, которые уже используются в Цен­тре игры и игрушки МГППУ [1]. Они отлича­ются от классических тем, что имеют некото­рую историю, визуальную и смысловую осно­ву, образ и характер. Особое значение здесь приобретает соотношение сюжета, образа ге­роя и его воплощения в конкретном материа­ле игрушки (схема 1).

Таблица 1

Предпочтения детей в выборе любимого мультфильма и героя

 

№ п/п

Предпочтения детей в выборе мультфильмов

Дети, выбравшие мультфильмы, %

Предпочтения детей в выборе героя м/ф

Дети, выбравшие героя м/ф, %

1

Лунтик

39,5

Лунтик Мила

15,5 5,2

2

Смешарики

31,6

Крош, Нюша

26,9 2,1

3

Winx

21,1

Блум, Стелла

7 7

4

Ледниковый период

13,2

Бак

3,5

5

Чебурашка

10,5

Чебурашка

3,5

6

Черепашки Ниндзя

7,9

Черепашка

5,2

7

Ну, погоди!

7,9

 Заяц

3,5


Схема 1. Соотношение сюжета, образа героя и его воплощения в конкретной игрушке

Наблюдения за игрой по мотивам мультфильмов с игрушками-персонажами

Для уточнения наших предположений мы провели небольшое исследование с помо­щью наблюдения за игрой детей 5 лет в дет­ском саду в двух экспериментальных ситуа­циях. В работе приняли участие дети из трех детских садов, в каждой исследуемой группе было 8–10 человек. В первой ситуации детям предлагалось в мини-группах поиграть в плю­шевые куклы-игрушки «Смешарики» так, как они хотят. Во второй ситуации мы предлагали поиграть с этими же игрушками по сюжетам мультфильмов. «Смешарики» были выбра­ны как наиболее популярный1 отечествен­ный мультсериал (содержит более 200 се­рий). Предварительная беседа показала, что все дети смотрели этот мультфильм накану­не, у большинства детей дома есть игрушки «Смешарики», они в эти игрушки играют. Де­тям было предложено поиграть со смешари­ками, рассказать о них и нарисовать любимо­го героя из этого мультфильма.

Дети первой группы, играя в смешари­ков, в течение получаса подкидывали в воз­дух симпатичные плюшевые фигурки, смея­лись, визжали, перекидывались друг с дру­гом игрушками, прыгали с ними по полу, игра­ли ими в футбол. Здесь можно отметить, что сама форма и материал игрушки располага­ют к такой игре. В течение этого времени в игре не было отмечено ни одного сюжета из мультфильма. Затем дети начали вклю­чать героев в традиционные сюжеты детских игр – постройка домика, кормление, путеше­ствие. Во второй серии эксперимента детям было предложено вспомнить сюжеты мульт­фильма и поиграть с игрушками по сюжету. Дети вместе с трудом вспомнили один сю­жет – «день рождения Кроша» и следующие 10 минут играли по этому сюжету, затем про­должили игру в традиционные сюжеты (путе­шествие и домики).

Дети второй группы также позитивно от­неслись к предложению поиграть в смешари­ков, также в первые минуты затеяв бурные ве­селые подвижные игры, перекидывая игруш­ки как мячики и футбол. Однако через 15– 20 минут перебрасывания фигурок дети неожи­данно сменили тему игры и принялись активно обсуждать другой популярный подростковый мультсериал – «Винкс». На предложение экс­периментатора поиграть со смешариками по сюжетам мультфильмов дети отказались.

В третьей группе дети демонстрировали схожую картину – активные подвижные игры с фигурками-мячиками, затем традиционные игры. На предложение экспериментатора по­играть по сюжету дети самостоятельно не смогли вспомнить сюжеты, после напомина­ния не смогли договориться о конкретном сю­жете и предложили сюжет «путешествие».

Итак, мы видим, что все дети в свободной игре с игрушками-персонажами не использо­вали сюжеты из мультсериала «Смешарики», только четверо из них смогли вспомнить один сюжет и построить игру на его основе.

Почему же сюжеты из такого популярного детского мультфильма не стали основой сю­жетной или ролевой игры дошкольников? На наш взгляд, одна из причин заключается в ха­рактеристике самих игрушек, а другая лежит в особенностях содержания мультфильма и способе его предъявления детям дошкольно­го возраста.

Обратимся к характеристикам игрушек­персонажей мультсериала «Смешарики». Сама игрушка смешарик похожа на мячик: она круглая, упругая, мягкая. Ее удобно дер­жать двумя руками. Такую игрушку хочется попробовать в игре в мяч – кинуть, хлопнуть об пол, попробовать, как она прыгает. Дети, естественно, начинают экспериментировать с этими качествами: перекидывают игрушку друг другу, ударяют об пол, играют в футбол. Это продемонстрировали все дети из всех трех групп (100 %).

После осмотра игрушки некоторые дети об­ращали внимание на характер персонажа, оце­нивали лицо – глаза, нос, рот; выражение лица – она улыбается, он веселый, этот задумчивый, что тормозило экспериментальную игру. Дети начинали выделять в игрушке образ человека, начинали играть с ней как с куклой – в традици­онные сюжеты. Это продемонстрировали боль­шинство детей (75 %). Отдельно отметим, что, на первый взгляд, эта игрушка открыта разным игровым действиям с ней – можно играть как с мячиком или как с куклой. Однако при ближай­шем рассмотрении оказывается, что эти дей­ствия блокируют друг друга. Открыв для себя образ, ребенок уже не может играть этим обра­зом как угодно, например, в футбол.

Среди недостатков следует отметить сле­дующее. Фигурка не помещается в одной дет­ской руке, ею сложно управлять: неудобно укладывать в кровать или сажать в машину. Как «кукла-мяч» она не совсем удачна. Вы­ражение лиц статично-приветливо, но немно­го гротескно. Среди достоинств можно отме­тить, что все дети первой и третьей групп при игре в традиционные сюжеты удерживали в игре главные характерные особенности персо­нажей. Например, заяц – веселый, ежик – за­думчивый, сова – мудрая, медведь – хозяй­ственный и т. п. Особым достоинством являет­ся то, что во всех сериях наблюдения за игрой с игрушками дети демонстрировали общий по­зитивный эмоциональный настрой, выстраи­вали мирные сюжеты, насыщенные коммуни­кацией и общей доброжелательной атмосфе­рой. Мультсериал «Смешарики» можно од­нозначно отнести к мультфильмам, несущим положительные эмоции – веселье, радость, смех, общее позитивное настроение, бодрость и подвижность, а также такие важные ценно­сти, как доброта и забота о ближнем. Это мы и увидели в играх детей с игрушками.

Вторая часть ответа потребовала допол­нительного исследования особенностей со­держания современных мультфильмов.

Наряду с несколькими сериями сериала «Смешариков» нами было проанализирова­но около 20 популярных в детской субкультуре мегасерийных (более 30 серий, до 250 серий) мультипликационных фильмов по следующим критериям: анализ видео- и аудиоряда, образа героя (движения, действия, поступки, внешний облик, характер, речь), соответствие сюжетов возрастным деятельностям дошкольников.

Особенности современных мультфильмов

Анализ современных мультсериалов по­зволил выделить следующие их особенности, которые затрудняют разворачивание полно­ценной игры:

  • слишком высокая скорость предъявле­ния видеоряда;
  • отсутствие сюжетных пауз для осмысле­ния происходящего;
  • избыточная многосерийность продукта для возможности запоминания сюжетов;
  • расхождение возрастной адресации об­раза героя, содержания его речи и контекста его деятельности;
  • несоответствие сюжетов реальной жизне­деятельности детей дошкольного возраста, их избыточная для детей сложность;
  • примат внешних характеристик героев над внутренними, «плоские» характеры героев;
  • неестественность, вычурность, гротеск предъявления персонажей;
  • обилие спецэффектов, которые закры­вают смысл происходящих событий и затруд­няют восприятие сюжета.

Перечисленные особенности современных мультфильмов затрудняют возможность вос­приятия и понимания того, что ребенок видит на экране, затрудняют возможность развора­чивания полноценной игровой деятельности детей на основе или по мотивам просмотра мультипликационного фильма. Персонажи та­ких медиапродуктов не могут стать полноцен­ной моделью идентификации для ребенка, по­скольку логика их поведения, содержание их речи, последовательность действий остают­ся неясными для него. Но, как отмечал еще Д. Б. Эльконин [5], роль в сюжетной игре всег­да воплощается в игровых действиях, и если последовательность действий персонажа не­понятна ребенку, играть в него невозможно.

Полученные факты позволяют предполо­жить, что ребенок не может понять и прочув­ствовать характер героя и происходящих на экране событий. Если идентификация и про­исходит (пример с героем Кроша из «Смеша­риков»), то обилие серий мультфильма и ско­рость экранных событий и другие вышепере­численные особенности затрудняют возмож­ность выделить их из общего потока стимулов. Просмотр большинства современных фильмов для детей, несмотря на привлекательность их персонажей, не дает содержания для детской игры и остается просмотром ради просмотра, некоторой «вещью в себе». Увиденное и услы­шанное не становится материалом для пережи­вания, осмысления и, в конце концов, для при­своения культурного опыта (интериоризации).

Сюжеты современны и динамичны, одна­ко ребенок, в силу их оторванности от спе­цифики дошкольной жизни, не может быть включен в эти смыслы и мотивы. Сюжеты мультфильма в большинстве случаев не со­поставимы с сюжетами жизни дошкольников, а значит, не могут порождать мотивов роле­вых и режиссерских игр. Это скорее созерца­тельные или развлекательные сюжеты, неже­ли сюжеты для реализации в играх.

Однако некоторые игрушечные герои мультфильмов все же становятся персонажа­ми развернутых сюжетных игр. Мультфильм может стать импульсом, материалом и по­мощником в появлении новых игровых сюже­тов [1], что напрямую связывается с развити­ем воображения, или игровых тем на основе сюжетов мультфильмов, игр-драматизаций. Наблюдения за детьми и опросы родителей имеют такие характеристики:

  • простота и понятность поведения и речи;
  • осмысленная логика поступков;
  • характерные для детей выражения лица, мимика, движения, действия;
  • естественный, узнаваемый образ.

Очевидно, что эти характеристики способ­ствуют идентификации ребенка и с образом героя и возможности действовать как этот ге­рой. Даже если эти игрушки изображают жи­вотных или вымышленных персонажей, в их прототипах очень легко узнать детские черты характера и поведения. Мультфильмы, из ко­торых пришли данные персонажи, отличают­ся развернутым видеорядом, медленным раз­ворачиванием сюжета, отчетливой и понят­ной речью персонажей, наличием сюжетных пауз и др. Многие из этих фильмов созданы на основе детских книг, что делает этих геро­ев «своими», узнаваемыми. Просмотр таких фильмов стимулирует детскую игру, дает для нее новое содержание и расширяет простран­ство жизни дошкольников.

Подводя итоги, можно утверждать, что ха­рактер влияния мультфильмов на игру детей, а значит, и на их развитие зависит от качества и содержания самих мультфильмов, от их соот­ветствия возрастным особенностям дошкольни­ков, а также от качества игрушек-персонажей. В связи с этим возникает задача по разработ­ке психологических критериев оценки качества детской медиапродукции, чтобы дать ориенти­ры родителям и воспитателям по подбору нуж­ных и полезных фильмов для детей.


1 Исследование проводилось совместно с М. В. Мазуровой в 2010 году.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аромштам М. Е. Дети смотрят мультфильмы // Дошкольное образование. 2006. № 2 (8).
  2. Смирнова Е. О. и соавт. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
  3. Собкин В. С., Казначеева К. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. № 2.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2004.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика