Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей

4074

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей восприятия и понимания современных мультфильмов детьми дошкольного возраста, которые проводят огромное количество времени за их просмотром. В работе проведено изучение современного рынка медиапродуктов для детей, анализ предпочтений в выборе мультфильмов родителями и детьми, исследование детской игры по сюжетам мультфильмов с игрушками-персонажами. Отдельными задачами стали 1) попытка психологического анализа содержания современных и классических мультфильмов и особенностей их восприятия ребенком-дошкольником; 2) психолого-педагогическая экспертиза игрушек-персонажей мультфильма; 3) описание их содержательных характеристик. Представлены результаты сравнительного исследования характеристик мультфильмов, которые способствуют разворачиванию полноценной игры ребенка. В качестве важной задачи автор статьи видит разработку психологических критериев оценки качества детской медиапродукции, которые смогу дать ориентиры родителям и специалистам в вопросах выбора и эффектов воздействия на развитие ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: игра, игрушка, персонаж, мультфильм, сюжет, психологическая экспертиза, наблюдение, влияние медиакультуры, образ, содержание игры, идентификация, герой

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 68–74.

Полный текст

Структура деятельностей дошкольников за последние несколько лет принципиально изменилась. Несколько лет назад главными занятиями детей дошкольного возраста были игры, рисование, лепка и слушание сказок. В настоящее время все эти виды деятельностей во многом вытеснены просмотром мультфильмов. По данным социологов, от 20 до 40 % всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана [3].

Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. Про­смотр мультфильмов носит в наши дни сво­его рода «тотально-веерный» характер, т. е. новый продукт этого жанра смотрят практиче­ски все и сразу в одно время, в кинотеатрах и по телевизору, на дисках или в интернете. Таким образом, большинство детей дошколь­ного возраста оказываются включенными в просмотр нового мультфильма, обсуждение, игру, покупки игрушек и т. п. Современная ин­дустрия продвижения мультфильмов запусти­ла производство и распространение линейки «мультяшных» игрушек – персонажей мульт­фильмов, их спутников и многочисленных ак­сессуаров. Такие игрушки, изображающие героев мультфильмов, стали своеобразными носителями социальных и культурных норм и ценностей.

Что дает детям многочасовой просмотр мультфильмов, как они играют с игрушечны­ми героями, как это отражается на их разви­тии, эмоциональном состоянии, понимании окружающего мира – эти важные вопросы волнуют сегодня многих.

Анализ воздействия мультфильмов на развитие ребенка предполагает целый ком­плекс исследований. В данной статье мы рас­смотрим лишь один его аспект, который свя­зан с влиянием мультфильма на детскую игру с игрушками. Как известно, ведущей деятель­ностью ребенка дошкольного возраста, кото­рая связана с наиболее значительными эта­пами развития, является игра [4]. Нами было предпринято исследование, основной зада­чей которого было изучение особенностей влияния медиакультуры на игру дошкольни­ков. В первую очередь нас интересовали во­просы:

  • какие мультфильмы и герои наиболее по­пулярны среди детей дошкольного возраста и почему;
  • как отражается просмотр мультфильмов на содержании игр дошкольников;
  • как дети играют с игрушками-персонажами популярных мультфильмов.

Другая важная линия нашего анализа – изучение характеристик самих мультфиль­мов, например, оценки содержания и особен­ностей видео- и аудиоряда с точки зрения их возрастной адресации, а также экспертная оценка игрушек с точки зрения их соответ­ствия задачам развития [2].

В исследовании приняли участие 40 се­мей с детьми дошкольного возраста и 35 до­школьников детских садов Москвы. В каче­стве основных методов использовались анке­тирование родителей, комплексное наблюде­ние за просмотром мультфильмов ребенком в течение недели, беседы с детьми, наблю­дения за свободной игрой детей, наблюдения за игрой детей в двух экспериментальных ситуациях, анализ рисунков героев мульт­сериалов.

Предпочтения детей в выборе мультфильмов

Результаты анкетирования родителей по­казали, что около 75 % дошкольников еже­дневно проводят свое свободное время у экрана. Средний возраст первого организо­ванного просмотра составляет 1,8 лет. Для сравнения, в конце XX века дети начинали смотреть телевизор в среднем в 4 года, тогда как сегодня уже младенцы смотрят развиваю­щие и развлекательные передачи.

Родители отметили, что в целом у детей нет особых предпочтений в выборе мульт­фильмов, они готовы смотреть любые (рис. 1 и 2).


Рис. 1. Сравнительный анализ предпочтений детей и родителей в выборе среди новых и классических мультфильмов (%)

Родители отдают предпочтение прове­ренным отечественным классическим мульт­фильмам или диснеевским мультфильмам ХХ века, на которых они росли сами. Боль­шинству родителей не нравятся современные мультфильмы, однако они все равно их поку­пают и разрешают смотреть детям, так как эти медиапродукты популярны, динамичны, красочны, лучше удерживают внимание и во­обще «нравятся детям».


Рис. 2. Сравнительный анализ предпочтений детей и родителей в выборе среди отечествен­ных и зарубежных мультфильмов (%)

Наблюдения за игрой детей после просмо­тров мультфильмов в течение недели показа­ли, что малыши часто обращаются к мульти­пликационной тематике. Большинство из них (78 %) в своих играх демонстрировали следу­ющее:

  • говорили от имени героя;
  • переодевались в него;
  • обозначали роль декорированием одеж­ды, изменением прически;
  • брали атрибуты мультипликационных ролей.

Например, «я – спайдермен, у меня ма­ска, вот как я разрисовал лицо и руки в синий и красный», «это моя фея Винкс, это ее кры­лышки и сумочка», «я Вольт, ррр-гав, я всех спасаю!». Дети проигрывают сюжеты мульт­фильмов в режиссерских играх, берут на себя роль мультгероев в ролевых играх. Толь­ко 22 % детей в ходе нашего наблюдения за игрой не обращались к тематике мультфиль­мов, однако их родители отмечали, что в дру­гое время они наблюдали такие эпизоды. Все дети, участвовавшие в нашем исследовании, демонстрировали частое и активное исполь­зование кукол-персонажей мультфильмов в своих сюжетных играх. Мы можем констати­ровать, что просмотр мультфильма оказыва­ет существенное влияние на содержание игр дошкольников, а также на выбор игрушек. Все дети берут роли персонажей, использу­ют сюжеты, ролевую речь от имени героев, игрушки-персонажи для игры. По результа­там анкетирования родителей был получен перечень мультфильмов и их героев, которым отдали предпочтения дети (табл. 1).

Все выбранные детьми персонажи име­ют свое воплощение в детских игрушках. Это особого рода образные игрушки, для экспер­тизы которых нужны дополнительные крите­рии к тем, которые уже используются в Цен­тре игры и игрушки МГППУ [1]. Они отлича­ются от классических тем, что имеют некото­рую историю, визуальную и смысловую осно­ву, образ и характер. Особое значение здесь приобретает соотношение сюжета, образа ге­роя и его воплощения в конкретном материа­ле игрушки (схема 1).

Таблица 1

Предпочтения детей в выборе любимого мультфильма и героя

 

№ п/п

Предпочтения детей в выборе мультфильмов

Дети, выбравшие мультфильмы, %

Предпочтения детей в выборе героя м/ф

Дети, выбравшие героя м/ф, %

1

Лунтик

39,5

Лунтик Мила

15,5 5,2

2

Смешарики

31,6

Крош, Нюша

26,9 2,1

3

Winx

21,1

Блум, Стелла

7 7

4

Ледниковый период

13,2

Бак

3,5

5

Чебурашка

10,5

Чебурашка

3,5

6

Черепашки Ниндзя

7,9

Черепашка

5,2

7

Ну, погоди!

7,9

 Заяц

3,5


Схема 1. Соотношение сюжета, образа героя и его воплощения в конкретной игрушке

Наблюдения за игрой по мотивам мультфильмов с игрушками-персонажами

Для уточнения наших предположений мы провели небольшое исследование с помо­щью наблюдения за игрой детей 5 лет в дет­ском саду в двух экспериментальных ситуа­циях. В работе приняли участие дети из трех детских садов, в каждой исследуемой группе было 8–10 человек. В первой ситуации детям предлагалось в мини-группах поиграть в плю­шевые куклы-игрушки «Смешарики» так, как они хотят. Во второй ситуации мы предлагали поиграть с этими же игрушками по сюжетам мультфильмов. «Смешарики» были выбра­ны как наиболее популярный1 отечествен­ный мультсериал (содержит более 200 се­рий). Предварительная беседа показала, что все дети смотрели этот мультфильм накану­не, у большинства детей дома есть игрушки «Смешарики», они в эти игрушки играют. Де­тям было предложено поиграть со смешари­ками, рассказать о них и нарисовать любимо­го героя из этого мультфильма.

Дети первой группы, играя в смешари­ков, в течение получаса подкидывали в воз­дух симпатичные плюшевые фигурки, смея­лись, визжали, перекидывались друг с дру­гом игрушками, прыгали с ними по полу, игра­ли ими в футбол. Здесь можно отметить, что сама форма и материал игрушки располага­ют к такой игре. В течение этого времени в игре не было отмечено ни одного сюжета из мультфильма. Затем дети начали вклю­чать героев в традиционные сюжеты детских игр – постройка домика, кормление, путеше­ствие. Во второй серии эксперимента детям было предложено вспомнить сюжеты мульт­фильма и поиграть с игрушками по сюжету. Дети вместе с трудом вспомнили один сю­жет – «день рождения Кроша» и следующие 10 минут играли по этому сюжету, затем про­должили игру в традиционные сюжеты (путе­шествие и домики).

Дети второй группы также позитивно от­неслись к предложению поиграть в смешари­ков, также в первые минуты затеяв бурные ве­селые подвижные игры, перекидывая игруш­ки как мячики и футбол. Однако через 15– 20 минут перебрасывания фигурок дети неожи­данно сменили тему игры и принялись активно обсуждать другой популярный подростковый мультсериал – «Винкс». На предложение экс­периментатора поиграть со смешариками по сюжетам мультфильмов дети отказались.

В третьей группе дети демонстрировали схожую картину – активные подвижные игры с фигурками-мячиками, затем традиционные игры. На предложение экспериментатора по­играть по сюжету дети самостоятельно не смогли вспомнить сюжеты, после напомина­ния не смогли договориться о конкретном сю­жете и предложили сюжет «путешествие».

Итак, мы видим, что все дети в свободной игре с игрушками-персонажами не использо­вали сюжеты из мультсериала «Смешарики», только четверо из них смогли вспомнить один сюжет и построить игру на его основе.

Почему же сюжеты из такого популярного детского мультфильма не стали основой сю­жетной или ролевой игры дошкольников? На наш взгляд, одна из причин заключается в ха­рактеристике самих игрушек, а другая лежит в особенностях содержания мультфильма и способе его предъявления детям дошкольно­го возраста.

Обратимся к характеристикам игрушек­персонажей мультсериала «Смешарики». Сама игрушка смешарик похожа на мячик: она круглая, упругая, мягкая. Ее удобно дер­жать двумя руками. Такую игрушку хочется попробовать в игре в мяч – кинуть, хлопнуть об пол, попробовать, как она прыгает. Дети, естественно, начинают экспериментировать с этими качествами: перекидывают игрушку друг другу, ударяют об пол, играют в футбол. Это продемонстрировали все дети из всех трех групп (100 %).

После осмотра игрушки некоторые дети об­ращали внимание на характер персонажа, оце­нивали лицо – глаза, нос, рот; выражение лица – она улыбается, он веселый, этот задумчивый, что тормозило экспериментальную игру. Дети начинали выделять в игрушке образ человека, начинали играть с ней как с куклой – в традици­онные сюжеты. Это продемонстрировали боль­шинство детей (75 %). Отдельно отметим, что, на первый взгляд, эта игрушка открыта разным игровым действиям с ней – можно играть как с мячиком или как с куклой. Однако при ближай­шем рассмотрении оказывается, что эти дей­ствия блокируют друг друга. Открыв для себя образ, ребенок уже не может играть этим обра­зом как угодно, например, в футбол.

Среди недостатков следует отметить сле­дующее. Фигурка не помещается в одной дет­ской руке, ею сложно управлять: неудобно укладывать в кровать или сажать в машину. Как «кукла-мяч» она не совсем удачна. Вы­ражение лиц статично-приветливо, но немно­го гротескно. Среди достоинств можно отме­тить, что все дети первой и третьей групп при игре в традиционные сюжеты удерживали в игре главные характерные особенности персо­нажей. Например, заяц – веселый, ежик – за­думчивый, сова – мудрая, медведь – хозяй­ственный и т. п. Особым достоинством являет­ся то, что во всех сериях наблюдения за игрой с игрушками дети демонстрировали общий по­зитивный эмоциональный настрой, выстраи­вали мирные сюжеты, насыщенные коммуни­кацией и общей доброжелательной атмосфе­рой. Мультсериал «Смешарики» можно од­нозначно отнести к мультфильмам, несущим положительные эмоции – веселье, радость, смех, общее позитивное настроение, бодрость и подвижность, а также такие важные ценно­сти, как доброта и забота о ближнем. Это мы и увидели в играх детей с игрушками.

Вторая часть ответа потребовала допол­нительного исследования особенностей со­держания современных мультфильмов.

Наряду с несколькими сериями сериала «Смешариков» нами было проанализирова­но около 20 популярных в детской субкультуре мегасерийных (более 30 серий, до 250 серий) мультипликационных фильмов по следующим критериям: анализ видео- и аудиоряда, образа героя (движения, действия, поступки, внешний облик, характер, речь), соответствие сюжетов возрастным деятельностям дошкольников.

Особенности современных мультфильмов

Анализ современных мультсериалов по­зволил выделить следующие их особенности, которые затрудняют разворачивание полно­ценной игры:

  • слишком высокая скорость предъявле­ния видеоряда;
  • отсутствие сюжетных пауз для осмысле­ния происходящего;
  • избыточная многосерийность продукта для возможности запоминания сюжетов;
  • расхождение возрастной адресации об­раза героя, содержания его речи и контекста его деятельности;
  • несоответствие сюжетов реальной жизне­деятельности детей дошкольного возраста, их избыточная для детей сложность;
  • примат внешних характеристик героев над внутренними, «плоские» характеры героев;
  • неестественность, вычурность, гротеск предъявления персонажей;
  • обилие спецэффектов, которые закры­вают смысл происходящих событий и затруд­няют восприятие сюжета.

Перечисленные особенности современных мультфильмов затрудняют возможность вос­приятия и понимания того, что ребенок видит на экране, затрудняют возможность развора­чивания полноценной игровой деятельности детей на основе или по мотивам просмотра мультипликационного фильма. Персонажи та­ких медиапродуктов не могут стать полноцен­ной моделью идентификации для ребенка, по­скольку логика их поведения, содержание их речи, последовательность действий остают­ся неясными для него. Но, как отмечал еще Д. Б. Эльконин [5], роль в сюжетной игре всег­да воплощается в игровых действиях, и если последовательность действий персонажа не­понятна ребенку, играть в него невозможно.

Полученные факты позволяют предполо­жить, что ребенок не может понять и прочув­ствовать характер героя и происходящих на экране событий. Если идентификация и про­исходит (пример с героем Кроша из «Смеша­риков»), то обилие серий мультфильма и ско­рость экранных событий и другие вышепере­численные особенности затрудняют возмож­ность выделить их из общего потока стимулов. Просмотр большинства современных фильмов для детей, несмотря на привлекательность их персонажей, не дает содержания для детской игры и остается просмотром ради просмотра, некоторой «вещью в себе». Увиденное и услы­шанное не становится материалом для пережи­вания, осмысления и, в конце концов, для при­своения культурного опыта (интериоризации).

Сюжеты современны и динамичны, одна­ко ребенок, в силу их оторванности от спе­цифики дошкольной жизни, не может быть включен в эти смыслы и мотивы. Сюжеты мультфильма в большинстве случаев не со­поставимы с сюжетами жизни дошкольников, а значит, не могут порождать мотивов роле­вых и режиссерских игр. Это скорее созерца­тельные или развлекательные сюжеты, неже­ли сюжеты для реализации в играх.

Однако некоторые игрушечные герои мультфильмов все же становятся персонажа­ми развернутых сюжетных игр. Мультфильм может стать импульсом, материалом и по­мощником в появлении новых игровых сюже­тов [1], что напрямую связывается с развити­ем воображения, или игровых тем на основе сюжетов мультфильмов, игр-драматизаций. Наблюдения за детьми и опросы родителей имеют такие характеристики:

  • простота и понятность поведения и речи;
  • осмысленная логика поступков;
  • характерные для детей выражения лица, мимика, движения, действия;
  • естественный, узнаваемый образ.

Очевидно, что эти характеристики способ­ствуют идентификации ребенка и с образом героя и возможности действовать как этот ге­рой. Даже если эти игрушки изображают жи­вотных или вымышленных персонажей, в их прототипах очень легко узнать детские черты характера и поведения. Мультфильмы, из ко­торых пришли данные персонажи, отличают­ся развернутым видеорядом, медленным раз­ворачиванием сюжета, отчетливой и понят­ной речью персонажей, наличием сюжетных пауз и др. Многие из этих фильмов созданы на основе детских книг, что делает этих геро­ев «своими», узнаваемыми. Просмотр таких фильмов стимулирует детскую игру, дает для нее новое содержание и расширяет простран­ство жизни дошкольников.

Подводя итоги, можно утверждать, что ха­рактер влияния мультфильмов на игру детей, а значит, и на их развитие зависит от качества и содержания самих мультфильмов, от их соот­ветствия возрастным особенностям дошкольни­ков, а также от качества игрушек-персонажей. В связи с этим возникает задача по разработ­ке психологических критериев оценки качества детской медиапродукции, чтобы дать ориенти­ры родителям и воспитателям по подбору нуж­ных и полезных фильмов для детей.


1 Исследование проводилось совместно с М. В. Мазуровой в 2010 году.

Литература

  1. Аромштам М. Е. Дети смотрят мультфильмы // Дошкольное образование. 2006. № 2 (8).
  2. Смирнова Е. О. и соавт. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
  3. Собкин В. С., Казначеева К. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. № 2.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2004.

Информация об авторах

Соколова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: sokolovamw@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 18964
В прошлом месяце: 65
В текущем месяце: 56

Скачиваний

Всего: 4074
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 9