Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 1429

Леонтьев Д.А., доктор психологических наук, профессор, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, dleontiev@hse.ru
Александрова Л.А., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ Московского городского психолого-педагогического университета , Москва, Россия, ladaleksandrova@mail.ru
Лебедева А.А., старший научный сотрудник, Городской ресурсный центр ресурсного центра по содействию инклюзивному образованию, ИПИИО МГППУ, Москва, Россия, anna.alex.lebedeva@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются личностные ресурсы и механизмы психологической устойчивости у лиц с ограниченными возможностями здоровья и их роль в инклюзивном образовании. Приводится сравнительный анализ ресурсов и механизмов психологической устойчивости на материале исследований 2009–2010 гг., проводившихся сотрудниками лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ на базе факультета информационных технологий МГППУ и социально-педагогического колледжа при МГППУ, которые наглядно демонстрируют общее и особенное в структуре психологической устойчивости студентов с ОВЗ и их здоровых сокурсников, детерминированное спецификой условий их развития.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Теоретический контекст и постановка проблемы исследования

Инклюзивное образование является вы­зовом всей традиционной системе здравоох­ранения и образования, так как требует пере­смотра многих критериев и ставит множество новых вопросов, на которые нет готовых от­ветов. Все участники инклюзивного образо­вательного процесса действуют в качествен­но иных, нежели обычное образование, усло­виях.

Это вызов не только тем учащимся с ОВЗ, которые отваживаются реализовать равные возможности, хотя именно они сегодня платят порой повышенную психофизиологическую и психологическую цену за инклюзию «на рав­ных», особенно в условиях среднего специ­ального и высшего профессионального об­разования. Для условно здоровых участни­ков инклюзии это вызов толерантности, чело­веческим качествам, мировоззрению. И те и другие, не имея за плечами опыта инклюзии, оказавшись в инклюзивной образовательной среде, вынуждены справляться с перечислен­ными вызовами во многом своими силами.

Согласно современным взглядам на пси­хологию личности ситуация инвалидности не может рассматриваться как однозначно де­терминирующая проблемы адаптации, по­скольку одни и те же физические и телесные особенности могут находиться в разном от­ношении к личности человека, по-разному встраиваться в структуру жизнедеятельно­сти [5].

<...>

Литература
  1. Александрова Л. А. Психологические ресур­сы адаптации личности к условиям повышенно­го риска природных катастроф: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
  2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
  3. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифоно­ва Е. А. Совладание со стрессом: Теория и пси­ходиагностика. СПб., 2010.
  4. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Рассказова Е. А., Сычев О. А., Шевяхова В. Ю. Диагностика ко­пинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конфе­ренции. Кострома, 23–25 сентября 2010: В 2 т. Т. 2.  / Под ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоров­ской, С. А. Хазовой. Кострома, 2010.
  5. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  6. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: лич­ностный потенциал как основа самодетерми­нации // Ученые записки кафедры общей пси­хологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002.
  7. Леонтьев Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и со­владающего поведения в современном россий­ском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т. 2. Кострома, 2010.
  8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ори­ентаций (СЖО). М., 1992.
  9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизне­стойкости. М., 2006.
  10. Луковицкая Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998.
  11. Магомед-Эминов М. Ш. Деятельностно­смысловой подход к психологической трансфор­мации личности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2009.
  12. Нартова-Бочавер С. К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психо­логический журнал. 1997. Т. 18. № 5.
  13. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация рус­скоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Все­российского социологического конгресса. М., 2008. Электронная версия: http://www.isras.ru/ abstract_bank/1210190841.pdf.
  14. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с груз. Е. Ш. Чомахидзе. М., 2004.
  15. Carver C. S., & Scheier M. F. Attention and Self-regulation: A Control-Theory Approach to Human Behavior. N. Y., 1981.
  16. Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Person­ality Assessment. 1985. Vol. 49.
  17. Lazarus, R. S. & Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. N. Y., 1984.
  18. Maddi, Salvatore R, & Khoshaba, Deborah M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personal­ity Assessment. 1994. Oct, Vol. 63 (№ 2).
  19. Ryan R. M., Frederick C. M. On Energy, Person­ality and Health: Subjective Vitality as a Dynamic Re­flection of Well-being // Journal of Personality. 1997. Vol. 65.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика