Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

1242

Аннотация

В статье рассматриваются личностные ресурсы и механизмы психологической устойчивости у лиц с ограниченными возможностями здоровья и их роль в инклюзивном образовании. Приводится сравнительный анализ ресурсов и механизмов психологической устойчивости на материале исследований 2009–2010 гг., проводившихся сотрудниками лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ на базе факультета информационных технологий МГППУ и социально-педагогического колледжа при МГППУ, которые наглядно демонстрируют общее и особенное в структуре психологической устойчивости студентов с ОВЗ и их здоровых сокурсников, детерминированное спецификой условий их развития.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическая устойчивость, личностные ресурсы, копинг

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 80–94.

Фрагмент статьи

Теоретический контекст и постановка проблемы исследования

Инклюзивное образование является вы­зовом всей традиционной системе здравоох­ранения и образования, так как требует пере­смотра многих критериев и ставит множество новых вопросов, на которые нет готовых от­ветов. Все участники инклюзивного образо­вательного процесса действуют в качествен­но иных, нежели обычное образование, усло­виях.

Это вызов не только тем учащимся с ОВЗ, которые отваживаются реализовать равные возможности, хотя именно они сегодня платят порой повышенную психофизиологическую и психологическую цену за инклюзию «на рав­ных», особенно в условиях среднего специ­ального и высшего профессионального об­разования. Для условно здоровых участни­ков инклюзии это вызов толерантности, чело­веческим качествам, мировоззрению. И те и другие, не имея за плечами опыта инклюзии, оказавшись в инклюзивной образовательной среде, вынуждены справляться с перечислен­ными вызовами во многом своими силами.

Согласно современным взглядам на пси­хологию личности ситуация инвалидности не может рассматриваться как однозначно де­терминирующая проблемы адаптации, по­скольку одни и те же физические и телесные особенности могут находиться в разном от­ношении к личности человека, по-разному встраиваться в структуру жизнедеятельно­сти [5].

<...>

Литература

  1. Александрова Л. А. Психологические ресур­сы адаптации личности к условиям повышенно­го риска природных катастроф: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
  2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
  3. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифоно­ва Е. А. Совладание со стрессом: Теория и пси­ходиагностика. СПб., 2010.
  4. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Рассказова Е. А., Сычев О. А., Шевяхова В. Ю. Диагностика ко­пинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конфе­ренции. Кострома, 23–25 сентября 2010: В 2 т. Т. 2.  / Под ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоров­ской, С. А. Хазовой. Кострома, 2010.
  5. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  6. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: лич­ностный потенциал как основа самодетерми­нации // Ученые записки кафедры общей пси­хологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002.
  7. Леонтьев Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и со­владающего поведения в современном россий­ском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т. 2. Кострома, 2010.
  8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ори­ентаций (СЖО). М., 1992.
  9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизне­стойкости. М., 2006.
  10. Луковицкая Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998.
  11. Магомед-Эминов М. Ш. Деятельностно­смысловой подход к психологической трансфор­мации личности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2009.
  12. Нартова-Бочавер С. К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психо­логический журнал. 1997. Т. 18. № 5.
  13. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация рус­скоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Все­российского социологического конгресса. М., 2008. Электронная версия: http://www.isras.ru/ abstract_bank/1210190841.pdf.
  14. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с груз. Е. Ш. Чомахидзе. М., 2004.
  15. Carver C. S., & Scheier M. F. Attention and Self-regulation: A Control-Theory Approach to Human Behavior. N. Y., 1981.
  16. Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Person­ality Assessment. 1985. Vol. 49.
  17. Lazarus, R. S. & Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. N. Y., 1984.
  18. Maddi, Salvatore R, & Khoshaba, Deborah M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personal­ity Assessment. 1994. Oct, Vol. 63 (№ 2).
  19. Ryan R. M., Frederick C. M. On Energy, Person­ality and Health: Subjective Vitality as a Dynamic Re­flection of Well-being // Journal of Personality. 1997. Vol. 65.

Информация об авторах

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации; профессор факультета социальных наук департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), г. Москва, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805, e-mail: dmleont@gmail.com

Александрова Лада Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого–педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3539-8058, e-mail: ladaleksandrova@mail.ru

Лебедева Анна Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), доцент департамента психологии факультета социальных наук; старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5919-5338, e-mail: anna.alex.lebedeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2755
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1242
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2