Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 3. С. 80–94
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическая устойчивость, личностные ресурсы, копинг
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 80–94.
Фрагмент статьи
Теоретический контекст и постановка проблемы исследования
Инклюзивное образование является вызовом всей традиционной системе здравоохранения и образования, так как требует пересмотра многих критериев и ставит множество новых вопросов, на которые нет готовых ответов. Все участники инклюзивного образовательного процесса действуют в качественно иных, нежели обычное образование, условиях.
Это вызов не только тем учащимся с ОВЗ, которые отваживаются реализовать равные возможности, хотя именно они сегодня платят порой повышенную психофизиологическую и психологическую цену за инклюзию «на равных», особенно в условиях среднего специального и высшего профессионального образования. Для условно здоровых участников инклюзии это вызов толерантности, человеческим качествам, мировоззрению. И те и другие, не имея за плечами опыта инклюзии, оказавшись в инклюзивной образовательной среде, вынуждены справляться с перечисленными вызовами во многом своими силами.
Согласно современным взглядам на психологию личности ситуация инвалидности не может рассматриваться как однозначно детерминирующая проблемы адаптации, поскольку одни и те же физические и телесные особенности могут находиться в разном отношении к личности человека, по-разному встраиваться в структуру жизнедеятельности [5].
<...>
Литература
- Александрова Л. А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
- Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: Теория и психодиагностика. СПб., 2010.
- Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Рассказова Е. А., Сычев О. А., Шевяхова В. Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома, 23–25 сентября 2010: В 2 т. Т. 2. / Под ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской, С. А. Хазовой. Кострома, 2010.
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
- Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002.
- Леонтьев Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т. 2. Кострома, 2010.
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
- Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
- Луковицкая Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998.
- Магомед-Эминов М. Ш. Деятельностносмысловой подход к психологической трансформации личности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2009.
- Нартова-Бочавер С. К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5.
- Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М., 2008. Электронная версия: http://www.isras.ru/ abstract_bank/1210190841.pdf.
- Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с груз. Е. Ш. Чомахидзе. М., 2004.
- Carver C. S., & Scheier M. F. Attention and Self-regulation: A Control-Theory Approach to Human Behavior. N. Y., 1981.
- Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49.
- Lazarus, R. S. & Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. N. Y., 1984.
- Maddi, Salvatore R, & Khoshaba, Deborah M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct, Vol. 63 (№ 2).
- Ryan R. M., Frederick C. M. On Energy, Personality and Health: Subjective Vitality as a Dynamic Reflection of Well-being // Journal of Personality. 1997. Vol. 65.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2755
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1242
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2