Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нейропсихологический анализ составления рассказов детьми с аутистическими расстройствами и трудностями обучения: особенности смысловой организации * 946

Романова А.А., кандидат психологических наук, руководитель консультативно-диагностического отдела, ГБОУ Центр психолого-педагогической помощи «Юго-Запад», Москва, Россия, tonechka_rom@mail.ru

Аннотация

Рост числа детей с аутистическими расстройствами поставил перед современной школой и особенно перед инклюзивным образованием задачу обучения и развития этих детей с учетом их эмоционально-волевых, когнитивных и речевых особенностей. В статье описано исследование особенностей составления рассказов по картинкам детьми с аутистическими расстройствами и детьми с трудностями обучения. Его цель – выявление общих и специфических особенностей смысловой организации речи детей обеих групп. Многокомпонентный состав синдрома нарушений ВПФ у детей с аутистическими расстройствами позволил предположить, что у них будут наблюдаться комплексные нарушения смысловой стороны речи, включающие смысловые искажения (как у детей с трудностями обучения из-за слабости правополушарных функций) и смысловую неполноту (как у детей с трудностями обучения из-за слабости левополушарных функций). При этом из-за проблем в эмоциональной регуляции дефекты понимания социальных и эмоциональных аспектов у них будут выражены грубее, чем у детей с трудностями обучения. В исследовании участвовал 131 ребенок 8–10 лет: 33 ребенка с аутистическими расстройствами и 98 детей с трудностями обучения. Результаты исследования показали, что у детей с аутизмом превалируют смысловые ошибки по типу искажения, выраженность которых усугубляется дефектами понимания социальной ситуации, намерений и эмоционального состояния персонажей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последнее время число детей с отклоне­ниями в развитии резко увеличилось, в част­ности, значительно возросла распространен­ность аутистических расстройств. В связи с этим перед современной школой и особенно перед инклюзивным образованием встала за­дача обучения и развития этих детей с учетом их эмоционально-волевых, когнитивных и ре­чевых особенностей. Данная статья посвяще­на специфике развития связной речи учащих­ся с аутистическими расстройствами, с точ­ки зрения как лексико-грамматического ее оформления, так и смысловой организации.

Известно, что спектр речевых расстройств при аутизме довольно широк. Эти расстрой­ства варьируют от полного мутизма до опере­жающего, в сравнении нормой, развития [6]. К особенностям речи детей с аутистическими расстройствами, прежде всего, относят недо­статочное развитие коммуникативной функ­ции, что может выражаться в трудностях ве­дения диалога, недостаточном понимании вы­сказываний, жестов, мимики, интонаций го­ворящего [1; 7]. Интонационная сторона речи этих детей тоже может быть изменена [4; 7]. Нередко отмечаются нарушения синтаксиса и связной речи, трудности в использовании личных местоимений и глаголов [10].

<...>

Литература
  1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.
  2. Ахутина Т. В. Роль правого полушария в по­строении текста // Психолингвистика в ХХI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI Между­народный симпозиум по психолингвистике и тео­рии коммуникации. М., 2009.
  3. Ахутина Т. В., Засыпкина К. В., Романова А. А. Текст и контекст: роль левого и правого полуша­рий мозга в построении высказывания // Когни­тивные исследования. Вып. 5 (в печати).
  4. Башина В. М., Красноперова М. Г. Детский ау­тизм процессуального генеза: вопросы патоге­неза, клиника и дифференциальная диагности­ка // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004. Т. 6. № 1.
  5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.
  6. Лебединский В В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  7. Манелис Н. Г. Ранний детский аутизм. Психоло­гические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. 1999. № 2.
  8. Нейропсихологическая диагностика: В 2 ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1994.
  9. Нейропсихологическая диагностика, обследо­вание письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. Раздел «Нейропсихологическая диагностика». М., 2008.
  10. Никольская О. С., Фомина Т. Ю., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М., 2006.
  11. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусако­ва О. А. Модель психического в онтогенезе чело­века. М., 2009.
  12. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика ре­чевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для ло­гопедов. М., 200.
  13. Яхно В. Г., Полевая С. А., Парин С. Б. Базо­вая архитектура системы, описывающей нейро­биологические механизмы осознания сенсорных сигналов // Когнитивные исследования. Вып. 4 / Под ред. Ю. И. Александрова, В. Д. Соловьева. М., 2009.
  14. Baron-Cohen S. Theory of Mind in Normal Development and Autism // Prisme. 2001. № 4.
  15. Frith U. Autism: Explaining the Enigma. Oxford-Cambridge, 1993.
  16. Gepner B., Féron F. Autism: a World Changing Too Fast for a Mis-wired Brain? // Neuroscience and Biobehaveoral Reviews. 2009. Vol. 33(8).
  17. Jarrold C., Butler D., Cottington E., Jiminez F. Linking Theory of Mind and Central Coherence Bias in Autism and General Population // Developmental Psychology. 2000. № 36(1).
  18. McDonald S. Exploring the Cognitive Basis of Right-Hemisphere Pragmatic Language Disorders // Brain and Language. 2000. Vol. 75.
  19. Ozonoff S., Miller J. N. An Exploration of Right-hemisphere Contribution to the Pragmatic Impairments in Autism // Brain and Language. 1996. Vol. 52(3).
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика