Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 3. С. 95–105
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Нейропсихологический анализ составления рассказов детьми с аутистическими расстройствами и трудностями обучения: особенности смысловой организации*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена под руководством Т. В. Ахутиной.
Ключевые слова: инклюзивное образование, аутистические расстройства, трудности обучения, смысл текста, прагматическая организация речи, нейропсихология
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Романова А.А. Нейропсихологический анализ составления рассказов детьми с аутистическими расстройствами и трудностями обучения: особенности смысловой организации // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 95–105.
Фрагмент статьи
В последнее время число детей с отклонениями в развитии резко увеличилось, в частности, значительно возросла распространенность аутистических расстройств. В связи с этим перед современной школой и особенно перед инклюзивным образованием встала задача обучения и развития этих детей с учетом их эмоционально-волевых, когнитивных и речевых особенностей. Данная статья посвящена специфике развития связной речи учащихся с аутистическими расстройствами, с точки зрения как лексико-грамматического ее оформления, так и смысловой организации.
Известно, что спектр речевых расстройств при аутизме довольно широк. Эти расстройства варьируют от полного мутизма до опережающего, в сравнении нормой, развития [6]. К особенностям речи детей с аутистическими расстройствами, прежде всего, относят недостаточное развитие коммуникативной функции, что может выражаться в трудностях ведения диалога, недостаточном понимании высказываний, жестов, мимики, интонаций говорящего [1; 7]. Интонационная сторона речи этих детей тоже может быть изменена [4; 7]. Нередко отмечаются нарушения синтаксиса и связной речи, трудности в использовании личных местоимений и глаголов [10].
<...>
Литература
- Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.
- Ахутина Т. В. Роль правого полушария в построении текста // Психолингвистика в ХХI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М., 2009.
- Ахутина Т. В., Засыпкина К. В., Романова А. А. Текст и контекст: роль левого и правого полушарий мозга в построении высказывания // Когнитивные исследования. Вып. 5 (в печати).
- Башина В. М., Красноперова М. Г. Детский аутизм процессуального генеза: вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004. Т. 6. № 1.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.
- Лебединский В В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
- Манелис Н. Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. 1999. № 2.
- Нейропсихологическая диагностика: В 2 ч. / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1994.
- Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. Раздел «Нейропсихологическая диагностика». М., 2008.
- Никольская О. С., Фомина Т. Ю., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М., 2006.
- Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического в онтогенезе человека. М., 2009.
- Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов. М., 200.
- Яхно В. Г., Полевая С. А., Парин С. Б. Базовая архитектура системы, описывающей нейробиологические механизмы осознания сенсорных сигналов // Когнитивные исследования. Вып. 4 / Под ред. Ю. И. Александрова, В. Д. Соловьева. М., 2009.
- Baron-Cohen S. Theory of Mind in Normal Development and Autism // Prisme. 2001. № 4.
- Frith U. Autism: Explaining the Enigma. Oxford-Cambridge, 1993.
- Gepner B., Féron F. Autism: a World Changing Too Fast for a Mis-wired Brain? // Neuroscience and Biobehaveoral Reviews. 2009. Vol. 33(8).
- Jarrold C., Butler D., Cottington E., Jiminez F. Linking Theory of Mind and Central Coherence Bias in Autism and General Population // Developmental Psychology. 2000. № 36(1).
- McDonald S. Exploring the Cognitive Basis of Right-Hemisphere Pragmatic Language Disorders // Brain and Language. 2000. Vol. 75.
- Ozonoff S., Miller J. N. An Exploration of Right-hemisphere Contribution to the Pragmatic Impairments in Autism // Brain and Language. 1996. Vol. 52(3).