Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7468Ключевые слова 17850 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников 918

Вачков И.В., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Института общественных наук , Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, igorvachkov@mail.ru

Аннотация

Развитие инклюзивного образования порождает проблему принятия детей с ограниченными возможностями здоровья их одноклассниками, что особенно важно в самом начале школьного обучения таких «особых» детей. Автор анализирует иерархию мотивов, приводящих к выработке у младших школьников позитивного отношения к сверстникам с ОВЗ, и приходит к выводу, что она выглядит следующим образом: мотив достижения успехов → мотив развития адекватной самооценки → мотив аффилиации → мотив альтруизма. С опорой на теорию структурного баланса Ф. Хайдера автором разработана технологическая модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ОВЗ у их сверстников, описывающая восемь видов социальных взаимодействий в триадах детей. Кроме того, в статье представлены три основных способа деятельности педагога, которые нацелены на разрешение несбалансированных ситуаций взаимодействия школьников: стратегия действия через референтную группу; стратегия поддержки открытой позиции; стратегия, ориентирующая на поступки.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблемы взаимодействия с другими людьми дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) начинают испытывать особенно остро с начала обучения в школе. Их стремление к конструктивным контактам с другими школьниками часто наталкивается на непонимание, холодность и даже враждебность. Для преодоления указанных негативных явлений необходимо в рамках образовательного процесса использовать такие психолого-педагогические технологии, которые смогли бы помочь учащимся общеобра-зовательных школ изменить свое отношение к детям с ОВЗ, научить их эффективному обоюдополезному взаимодействию с этими детьми. Однако в настоящее время явно недостаточно исследований, которые рассматривали бы проблемы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с позиции их принятия субъектами образовательной среды, в частности, одноклассниками.

Создание предпосылок для эффективного взаимодействия младших школьников с детьми с ОВЗ и формирование позитивного отношения здоровых младших школьников к больным детям должно опираться на определенную технологическую модель. Первым шагом реализации этой модели следует считать создание условий для мотивирования здоровых школьников к налаживанию положительных отношений с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

<...>

Литература
  1. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. Со­временная зарубежная социальная психология / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984.
  2. Левин К. Динамическая психология. М., 2001.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Лич­ность. М., 2008.
  4. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2010.
  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., М., 2003.
  7. Atkinson J. An Introduction to Motivation. N. Y., 1964.
  8. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N. Y., 1958.
  9. Murray H. Explorations in Personality. N. Y., 1938.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика