Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 4. С. 87–94
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Обучение одаренных в Южной Корее: опыт трех школ для математически одаренных школьников*
Аннотация
Общая информация
* Choi K. M., Hon D. S. Gifted Education in Korea: Three Korean High Schools for the Mathematically Gifted Gifted Child Today. 2009. Vol. 32 (2). Перевод С. С. Ермакова.
Ключевые слова: одаренные учащиеся, учебный план, методы отбора, вступительные экзамены, продвинутые курсы
Рубрика издания: Психология одаренности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кионг М., Даэ С. Обучение одаренных в Южной Корее: опыт трех школ для математически одаренных школьников // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 87–94.
Полный текст
Корея - одна из немногих стран, известных своими достижениями в математике. Результаты тестирования, такие как «Направления в международных исследованиях математики и науки» (TIMSS)[College Board. Advanced, 2006] 1999 и 2003 годов и «Программа международной оценки» (PISA)[Holton, 1995] 2000 и 2003 годов показали, что корейские учащиеся в математике - одни из лучших в мире.
В результате этих исследований возрос международный интерес к работе корейских специалистов в этой области знаний. Корейские участники TIMSS и PISA являются учащимися начальной, средней и старшей школы, включая одаренных учеников.
В этой статье представлена краткая история наиболее известных корейских средних школ для математически одаренных учеников.
Истоки образования одаренных детей в Корее
Корейские педагоги стали интересоваться образованием одаренных детей сравнительно недавно. В частности, до 1969 года шестиклассники сдавали вступительные экзамены, чтобы поступить в среднюю школу (junior high school), в результате чего талантливые в математике и естественных науках ученики могли посещать специализированные школы [Cho, 2003]. С момента введения политики уравнивания условий для детей (1969 г.) вступительные экзамены в среднюю школу были отменены, чтобы уменьшить конкуренцию среди учеников начальной школы.
В 1974 году была введена очень спорная политика уравнивания условий для старшей школы (HSEP[Jeon, 2004] [Kim, 2006]), при которой места для старшеклассников разыгрывались в каждом районе по лотерейной системе. Критики утверждали, что HSEP не вела к «уравниванию» и не способствовала эффективности обучения, потому что много потенциально одаренных учеников были определены в местные школы с педагогической точки зрения необоснованно. Такая озабоченность существовала и в ситуации, через которую прошли учителя в Новой Зеландии, прежде чем основать Новозеландский математический олимпиадный комитет (NZMOC 5: [Holton, 1995]).
В 1983 году спустя 9 лет после введения HSEP в Корее была основана первая средняя школа для одаренных учеников в сфере естественных наук и математики - Гуэнгская научная средняя школа[Welcome to Korean, 2007] [Kim, 2006; Kwon, 2007]. Это событие считается началом образования одаренных школьников в Корее.
Корейские специализированные математические и естественнонаучные
школы. Сеульская научная средняя школа (SSHS)
В настоящее время в Корее существует 17 государственных средних школ с математическим или естественнонаучным уклоном. Они распределены вдоль южной части Корейского полуострова: по одной в каждой провинции, по одной в каждом областном центре и две в Сеуле. Управляются эти школы Министерством образования и Департаментом человеческих ресурсов. Ученики могут поступать только в ту школу, которая находится в их провинции или городе. Однако со временем некоторые школы стали предоставлять возможность проживания для учеников, выбирающих именно их.
Среди государственных специализированных математических и научных средних школ по критерию достижений ее выпускников одна из самых известных - Сеульская научная средняя школа (SSHS), которая была открыта в марте 1989 года. Ее главная цель состояла в том, чтобы обучать математически и научно одаренных учеников по высоким стандартам, так как обычные средние школы были не в состоянии удовлетворить их специальные потребности. До этого момента в Корее не было значительного продвижения в области обучения одаренных детей.
SSHS была первой школой, осуществившей систему ускоренного обучения, что позволяло ученикам заканчивать свое образование в средней школе за два года. Усилению их интереса к математике и науке способствовала возможность поступать в институт науки и техники (KAIST)[Kwon, 2007], одно из лучших учреждений высшего образования в Корее, специализирующееся в науке и инженерии.
Значительная часть корейских педагогов не одобрили этот шаг, потому что, по сути, не было достаточно продуманной общей системы ускоренного обучения. Однако эта программа продолжает быть очень востребованной примерно у половины учеников SSHS, продолжающих обучение в KAIST после двух лет обучения в средней школе.
Поступление в SSHS осуществляется в настоящее время несколькими способами.
На начальном этапе - «специального отбора» - приоритет отдается победителям различных национальных олимпиад. Максимум 36 абитуриентов, которые выиграли медали в корейских математических, научных или информационных олимпиадах, принимаются по этому методу. Из них те, кто был выбран для участия в международных олимпиадах, принимаются без дальнейшего отбора.
До 20 учеников, которые попадают в 2 % лучших в математических и научных классах в своих школах и рекомендованы своими школьными руководителями, также могут быть приняты с помощью специального отбора [Jeon, 2004], который состоит в учете рекомендаций педагогов, устных тестах (где оценивается и творческое мышление учеников) и специализированных интервью.
15% общего числа допущенных к стандартным отборочным процедурам составляют участники правительственных сертифицированных центров для одаренных, а также те, кто возвращается из заграницы или является ребенком заслуженных людей.
После этого этапа начинается собственно стандартный отборочный процесс. Небольшое число лучших учеников по результатам математических и научных олимпиад и рекомендованные школьными руководителями принимаются автоматически. Остальные учащиеся, у которых средний балл попадает в верхние 10 % в математических и научных классах, тестируются и частично опрашиваются устно.
Таким образом, 140 учеников отбираются с помощью специальных и стандартных процессов отбора. Кроме того, еще 21 ученик, или 15 % из выборки, могут быть отобраны из бедных областей согласно пересмотренному в 2006 году Закону о содействии образованию одаренных.
Учебный план в Сеульской научной средней школе
Хотя SSHS - государственная школа, у нее есть частичная автономия в выборе курсов для своих учеников. Ученики обязаны брать определенное число ускоренных и расширенных математических и научных курсов в дополнение к регулярным курсам, которые министерство образования (MOE)[8] предлагает всем корейским ученикам средней школы. Расширенные курсы включают один семестр индивидуального исследовательского проекта, естественнонаучные исследования и различные лабораторные классы.
Индивидуальные исследовательские проекты являются обязательными для всех учеников 10-х и 11-х классов. Ученики выбирают одну тему в математике, физике, химии, биологии или науке о Земле в начале учебного года, планируют свои исследования, записывают свои действия и представляют результаты одного из своих исследований классу в конце учебного года. Рекомендуются встречи и совместные исследования для дальнейшего усвоения опыта в данной сфере. Исследовательские группы учеников посещают различные места страны с целью изучения геологических особенностей и биологических аспектов или выполнения полевых экспериментов.
Ускоренное обучение проявляется в том, что ученики заканчивают регулярный трехлетний учебный план по математике за год. Такие курсы включают математику уровня колледжа с темами по дискретной математике, линейной алгебре, дифференциальным уравнениям и возможность более углубленных курсов для продвинутых учеников. Близкая связь с университетами и институтами дает отличные возможности. В частности, слушать лекции известных ученых и профессоров, что стимулирует интересы учеников в области математики и других наук, знакомит с тенденциями развития в этих областях. Важной частью специальных программ является обеспечение подготовки к математическим и научным олимпиадам.
Для курсов подготовки к олимпиаде учителя в SSHS предлагают научные и математические материалы в соответствии с предполагаемой программой. Отобранные ученики направляются на углубленные курсы. Содержание учебников на этих курсах более продвинутое, чем для новичков в других корейских колледжах. Они включают такие разделы, как вероятность и статистика, дискретная математика, высшая математика и вычислительная математика. В случае необходимости для лекций по углубленным темам приглашаются известные математики и ученые из высших образовательных или исследовательских институтов. Главные цели курсов - развивать научные исследовательские способности учеников и умение творчески подходить к решению проблем. Кроме того, ученики могут найти интересные для них области знания во время теоретических и экспериментальных курсов. Хотя эта школа специализируется на математике, другим предметам - иностранным языкам, литературе, экономике, социологии уделяется столько же внимания, сколько в обычном учебном плане средней школы.
Оценивая уровень знаний своих учеников, школа предлагает им много курсов на выбор, в частности, углубленные курсы иностранных языков и курс всемирной истории. Первые ведутся носителями языка, что необычно для Кореи. У школы имеется «исключительно английская зона»[9], в которой говорить можно только на английском. Есть и другие «нематематические» события, такие как соревнования в живописи или в написании эссе, которые проходят ежегодно для учеников, чтобы развить их способности в этих областях.
Ежегодно SSHS посылает учеников на международную математическую олимпиаду (IMO)[10] и другие научные олимпиады, получая поразительные результаты. Почти каждый год ученики этой школы входят в тройку лауреатов международных олимпиад. Однако истинная ценность способностей учеников проявляется по окончании школы. Приблизительно половина учеников получают среднее образование за два года (вместо трех) и поступают в KAIST, специализируясь в науке или инженерии. Большинство учеников, которые получают среднее образование после третьего года, идут в престижные корейские университеты, а некоторые уезжают за границу, главным образом в США. Большая часть продолжает свои исследования в различных аспирантурах, включая медицинские или юридические учреждения.
Согласно опубликованным данным [Kim, 2006], за свою 17-летнюю историю школа SSHS подготовила 2331 выпускника. Среди них почти половина (47,6 %) поступили в Сеульский национальный университет [11] и примерно одна треть (29,6 %) - в KAIST. Кроме того, 217 выпускников получили докторские степени и более трехсот участвуют в программах для получения этой степени.
Учителя для математических школ
Учителя нанимаются по усмотрению руководителя. Многие из них имеют степень магистра в своих областях, а некоторые - докторские степени. В дополнение к этим постоянным учителям для лекций о недавних событиях в сфере науки один раз в месяц приглашаются внешние специалисты, главным образом, профессора или доктора в данной области. С такими высококвалифицированными преподавателями ученикам становятся доступны более углубленные знания и новые педагогические методы. Учителя в SSHS продолжают исследовательскую работу несмотря на то, что они уже хорошо информированы в своих предметных областях. Таким образом они поддерживают свой академический уровень и остаются занятыми как ученые. Наблюдая за тем, как их учителя сами ведут исследовательскую работу и развиваются, ученики могут перенять их методы для своего собственного обучения и развития.
Независимая частная средняя школа -
Корейская Минджонкская академия лидерства (KMLA)
В 1996 году филантроп Мунг-Дже Чой основал KMLA, начав с долгосрочного обучения философии. Основной целью он считал воспитание молодых одаренных и талантливых учеников, рассматривая их как будущих мировых лидеров [Welcome to Korean, 2007]. Эта школа радикально отличалась от любой существующей корейской средней школы. Она была построена в сельском районе, далеком от Сеула, и таким образом, чтобы не был нанесен вред окружающей среде. Из-за ее местоположения было сомнительно, что желающих в нее поступить будет много. Кроме того, основная идеология школы г-на Чоя казалась слишком амбициозной, чтобы соответствовать общественному пониманию обучения.
Несмотря на эти проблемы, используя свои собственные финансовые средства, Мунг-Дже Чой все же открыл школу. В первый год 30 учеников поступили в KMLA и приблизительно половина продолжили обучение. Процент отсеявшихся может быть объяснен отличительными особенностями корейского образования, которые касаются вступительных экзаменов в колледжи. На таких экзаменах в Корее чрезвычайно высокий конкурс и в основном почти все выпускники средних школ, не считая старшеклассников профессионально-технических средних школ, стремятся поступить в определенные университеты.
Большинство колледжей и университетов имеют сходные критерии, которые включают ранжирование учеников средней школы по их успеваемости, а не просто сами оценки. Кроме того есть ежегодный стандартизированный вступительный экзамен, названный Su-Nung-Shi-Hum (Схоластический тест способностей образования для одаренных в Корее для поступления в колледж)[12], а также написание эссе и интервью.
Оказалось, что для успешного поступления необходимо было организовать внеклассное обучение, что впоследствии и было сделано. К 2006 году 138 из 341 дипломированного специалиста продолжили дальнейшее обучение в престижных университетах во всем мире, остальные поступили в лучшие корейские университеты.
Есть несколько уникальных и интересных особенностей KMLA. В частности, несмотря на следование современному ускоренному обучению, ученики носят традиционную корейскую одежду, называемую «хэнбук», для поднятия их национального духа. Здесь установлена также политика «исключительно английский язык» (English-only policy) во всех классах, кроме занятий по корейской литературе и корейской истории. Эта политика основана на позиции господина Чоя, что идеальное владение английским языком является необходимым для учеников, чтобы стать мировыми лидерами. Эта позиция отражена и в названии школы: Корейская Минджонкская академия лидерства
Отбор в KMLA
KMLA не рассматривается корейской образовательной системой как специализированная средняя школа для одаренных, т. е. такая как, например, Сеульская научная средняя школа. Тем не менее, это образовательное учреждение было в состоянии выбрать очень одаренных учеников, которых привлекли политика «исключительно английского языка», высоковалифицированные учителя, свободная система обучения и образовательная философия. Сегодня KMLA набирает 15 классов по 10 учеников в каждый, всего 150 учеников, с помощью очень трудной соревновательной процедуры отбора. На начальном этапе отбора по документам ученики должны предъявить свои GPA (Grade Point Average) [13], записи о награждениях, например, в олимпиадах, и сертификаты. Хотя нет никаких специальных требований для GPA, прием может быть оценен как чрезвычайно соревновательный: в качестве реальных претендентов рассматриваются только лучшие 3 % учеников.
Поскольку политика школы заключается в использовании английского языка, ученики должны показать базовые способности в этой области с помощью теста английского языка (TOEFL)[14]. Успешно прошедшие отбор по документам приступают к письменному экзамену, который измеряет способности к логическому, творческому и рациональному мышлению и навыки решения проблем. Для тех, кто проходит этот этап, дается устный тест на академические знания и гуманность, а также проводится экзамен по физической подготовке.
Если семья ученика не в состоянии оплатить обучение, которое сейчас не является бесплатным, школа предлагает стипендии, чтобы покрыть обучение и другие расходы.
Учебный план, являющийся лозунгом в KMLA, гласит: «Образование в 3 шага». Он включает (1) обучение/лекции, (2) обсуждение/ дебаты, (3) письмо/обучение. Во время обуче- ния/лекций высококвалифицированные и хорошо подготовленные учителя работают с одаренными учениками на продвинутом уровне, читая лекции и обсуждая фундаментальные понятия, необходимые для понимания. Ученики могут всегда обращаться к учителю, задавать вопросы во время лекций и продумывать с учителем свои идеи после школьных занятий.
Во время шага обсуждение/дебатов ученики обсуждают и делятся идеями с одноклассниками и развивают способности к критическому мышлению. С этого шага школьники формируют логическое мышление, силу убеждения, эффективные способы выражать собственные мысли.
Через шаг письмо/обучение школьники убеждаются, что во время занятий один на один со своими учителями нет никакой разницы между их знаниями и взаимопониманием с учителем.
В дополнение к основным курсам в рамках руководящих принципов учебного плана министерства образования у KMLA есть отличительный инновационный учебный план. Ускоренные и обогащенные курсы проводятся всюду, во всех математических и научных классах. Приглашенные лекторы дают возможность ученикам находиться на современном уровне знаний в данной области науки. Один только пример: выдающегося ученого, лауреата Нобелевской премии года, пригласили с целью объяснить, в чем именно заключался его вклад в мировую науку.
В течение каникул ученики посещают институты и университеты для изучения тем, не затронутых в школьном учебном плане. Соревнования изобретателей и выставки ученических проектов также расширяют дорогу для исследовательской деятельности учеников.
В 2006 году совет колледжей определил KMLA как имеющий сильнейшие AP (Advanced Placement) [15] курсы в мире [College Board. Advanced, 2006]. Поскольку значительная часть учеников школы планируют поступать в университеты в США, эти курсы, несомненно, помогают ученикам в их подготовке.
Школа KMLA, как и SSHS, развивает неакадемические способности, необходимые для развития лидерских качеств. Ученики поощряются в получении сертификатов по иностранным языкам, включая французский, китайский, немецкий, испанский и английский языки. Такие занятия, как тэк-вон-до или другие корейские виды спорта, театральные постановки и чтение классической литературы являются обязательными областями, в которых академически интеллектуальный человек также должен преуспевать.
Корейская Академия наук - Korean Science Academy (KSA)
В 2000 году министерство просвещения и министерство науки и техники приняли закон, продвигающий образование одаренных детей. После изучения опыта лучших специализированных школ в России, США, Израиле (среди этих школ были и школа-интернат «Интеллектуал», и школа № 57, входящие в университетский округ МГППУ), было принято решение создать специализированную математическую школу. Средняя школа в Пусане (Pusan Science High School) была оценена как наиболее подходящая для осуществления таких преобразований. В 2003 году ее реорганизовали и переименовали в Корейскую академию наук (Korean Science Academy - KSA).
В настоящее время у KSA установлены прочные связи с известными международными специализированными школами, такими как 18-я школа-интернат (школа Колмогорова), физико-математическая школа № 239 в Санкт-Петербурге, Иллинойская научная и математическая академия (Illinois Mathematics and Science Academy), Израильская академия наук и искусств (Israel Art and Science Academy). В результате, например, один ученик KSA и русский ученик недавно опубликовали совместную работу в серьезном научном журнале по химии.
Прием
В отличие от других средних школ, в KSA могут поступать ученики из любой части страны. Здесь существует трехступенчатый процесс приема. Сначала учеников рекомендуют их учителя и предоставляют портфолио, где отражены их индивидуальные достижения и награды. Для тех кто проходит первый этап, проводятся письменные и устные тесты творческого потенциала и способности решать математические и естественнонаучные задачи. На этом этапе приемная комиссия выбирает 216 учеников и приглашает их в научный лагерь.
В лагере члены комиссии в течение пяти дней наблюдают и оценивают учеников, чтобы сделать окончательный выбор.
Учебный план
У Академии трехлетняя программа, однако студенты имеют право пройти ее быстрее и аттестоваться, как только успешно сдадут все зачеты по курсам. Учебный план в KSA предполагает получение 170 зачетов, включая 135 зачетов по учебным курсам и 35 зачетов по научно-исследовательской деятельности.
Предметные курсы состоят из базовых и специализированных курсов. Базовые курсы сформулированы корейским национальным учебным планом, требующим обучения таким предметам, как корейская история, искусство и физкультура, этика и социальные науки, и требуют сдачи по крайней мере 27 зачетов каждый семестр. Специализированные курсы включают ускоренные и обогащенные курсы по математике, естественным наукам и компьютерным технологиям. Они составляют приблизительно 60 % всех преподаваемых курсов.
В дополнение к двум типам традиционных курсов ученики работают над индивидуальным исследованием. Каждый в начале учебного года выбирает тему исследования в области математики или естественных наук и выполняет работу в течение учебного года. Ученики работают над своими проектами по субботам, посещают университеты или научно-исследовательские институты в течение каникул, чтобы участвовать в экспериментах или других типах исследований.
В конце года участники сдают отчет, что они изучили, и представляют результаты исследовательского проекта. Чтобы исследование было качественным, каждому руководителю разрешают работать только с шестью учениками в семестр.
Ученики
Достижения KSA поразительны:
• за все время ее работы с 2003 года только семь выпускников решили обучаться дальше в ненаучных областях;
• 17 поступили в вузы за границей, такие как Массачусетский технологический институт и Колумбийский университет;
• 24 выпускника были приняты в Сеульский национальный университет;
• 89 выпускников - в KAIST; 16 - в PUST; пятеро поступили в другие университеты.
Многие из выпускников были награждены стипендиями различных институтов и частных учреждений. В 2005 году два студента участвовали в Международной олимпиаде по физике и Международной олимпиаде по астрономии, и оба получили золотые медали.
Учителя
С 2007 года соотношение числа учеников к учителям в KSA приблизительно 7:1. Из 88 учителей более чем половина (53,4 %) являются докторами наук. Поскольку KSA поддерживается министерством науки и техники, это обеспечивает тесную связь с Корейским институтом науки и техники (Korean Advanced institute of Science and Technology), и некоторые преподаватели в KSA являются также профессорами в этом Институте.
Литература
- Cho S. H. A plan to expand and to develop science high schools. Seoul, 2003.
- College Board. Advanced Placement report to the nation 2006. N. Y., 2006.
- Holton D. Nurturing mathematical talent in New Zealand // The Mathematics Teacher. 1995. № 86.
- Jeon Y. S. Analysis of appropriateness of selecting graduates of gifted programs beyond the quorum of science high school // Journal of Gifted/Talented Education. 2004. 14 (4).
- Kim H. J. A comparative study on gifted education for mathematics in Korea and foreign countries. Unpublished master’s thesis. Dankook, 2006.
- Welcome to Korean Minjok Leadership Academy, 2007. Электронная версия: http://www.minjok.hs.kr
- Kwon N. K. A comparative analysis of the special mathematics education in high school gifted between Korea and USA. Unpublished master’s thesis. Daegu, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2423
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 35
Скачиваний
Всего: 1528
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9