Опыт проектирования методик диагностики метапредметных компетенций младших школьников

1663

Аннотация

Статья посвящена проблеме разработки диагностического инструментария метапредметных результатов образовательной деятельности, зафиксированных в новых федеральных государственных образовательных стандартах общего начального образования второго поколения. Отмечается, что в связи с постановкой новых целей образовательной деятельности возникает необходимость создания диагностических методик, направленных на фиксацию заявленных результатов начального образования. По мнению автора, к таким результатам относятся метапредметные компетенции. Представлена концепция метапредметных компетенций, в основу которой положены идеи теории учебной деятельности В. В. Давыдова. Метапредметные компетенции рассматриваются как выражение теоретического подхода к решению задач. Описываются способы построения методик на диагностику компонентов теоретического мышления, составляющих основу метапредметных компетенций, и экспериментальный вариант диагностической задачи на фиксацию метапредметных компетенций, основанной на учебном материале по предмету математика первого класса. Приводятся результаты и предварительные выводы исследования диагностических возможностей данной задачи.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, метапредметные компетенции, универсальные учебные действия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Масленникова Л.Н. Опыт проектирования методик диагностики метапредметных компетенций младших школьников // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 5. С. 14–20.

Литература

  1. Атаханов Р. А. К диагностике развития мате­матического мышления // Вопросы психологии. 1992. № 1.
  2. Гуружапов В. А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учеб­ной деятельности на уроках математики // Во­просы теории и практики развивающего образо­вания / Сост. В. А. Гуружапов. М., 2002.
  3. Гуружапов В. А. Предметная диагностика те­оретического мышления учащихся (система Эльконина-Давыдова) // Вестник психологиче­ского образования. 1998. № 4.
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обу­чения. М., 2004.
  5. Давыдов В. В. Теория развивающего обуче­ния. М., 1996.
  6. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукер­ман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4.
  7. Зак А. З. Различия в мыслительной деятель­ности младших школьников. М.-Воронеж, 2000.
  8. Микулина Г. Г., Савельева О. В. К психоло­гической оценке качества знаний у младших школьников // Вопросы теории и практики раз­вивающего образования / Сост. В. А. Гуружапов. М., 2002.
  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Под ред. А. Г. Ас­молова. М., 2008.
  10. Федеральный государственный образова­тельный стандарт начального общего обра­зования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Информация об авторах

Масленникова Людмила Николаевна, аспирант кафедры педагогической психологи факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: mellieha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2397
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1663
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4