Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 76Рубрики 51Авторы 6825Ключевые слова 16141 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ 1201

Горчакова В.А., Магистр психологии, начальник отдела психологического сопровождения ГБОУ ВПО МГППУ. , gorchakovava@mgppu.ru
Ланда Л.А., педагог-психолог отдела психологического сопровождения Московского городского психолого-педагогического университета
Матыцына В.А., педагог-психолог отдела психологического сопровождения Московского городского психолого-педагогического университета
Краснова В.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории научно-методического обеспечения экстренной психологической помощи Центра экстренной психологической помощи, ГБОУ ВПО МГППУ, научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии, ФГБУ «Московский НИИ Психиатрии» МЗ РФ, Москва, Россия, v.krasnova@inbox.ru
Клименкова Е.Н., Педагог-психолог Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Образовательный комплекс «Юго-Запад», klimenkovaliza@gmail.com
Холмогорова А.Б., доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, декан факультета консультативной и клинической психологии ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, kholmogorova@yandex.ru

Аннотация

Для изучения особенностей психологической дезадаптации студентов среднего профессионального и высшего профессионального образования осу- ществлено психодиагностическое обследование 162 человек, обучающихся на различных факультетах по гуманитарным и техническим специаль- ностям, среди них 64 студента среднего профессионального образования и 98 студентов высшего профессионального образования. Средний воз- раст обследованных студентов 17 лет. Было выявлено, что у студентов выс- ших учебных заведений по сравнению с учащимися колледжей выраженность симптомов эмоциональной дезадаптации выше. Уровень психологической дезадаптации учащихся колледжей напрямую зависит от интенсивности социального стресса. Только у 3 % опрошенных учащихся колледжей уровень социального стресса находится в нормальном диапазоне. Результаты проведенного обследования свидетельствуют о необходимости разработки дифференцированных моделей помощи студентам высших и средних специальных учебных заведений с учетом их социальной ситуации развития и выраженности различных симптомов эмоциональной дезадаптации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психологическая дезадаптация представляет собой состояние, вызванное хронической эмоциональной напряженностью и выражающееся во временном снижении психических функций (по отношению к их нормальному уровню) в силу механизмов накопления физиологического нервного истощения и возникновения симптомов псевдоадаптивного поведения (невротических симптомов) [7]. В учебной деятельности она проявляется в ухудшении концентрации внимания, снижении функций памяти, затрудненности речи (трудно подыскиваются слова, паузы, запинки вплоть до заикания), страхе перед контрольными работами, перед публичными выступлениями и прочими академическими мероприятиями. Таким образом, познавательные процессы заблокированы отрицательными эмоциями, что приводит к снижению продуктивности деятельности и еще большим трудностям в учебе.

Литература
  1. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой деза- даптации // Психологическая наука и образова- ние. 2009. № 1. C. 72–81.
  2. Гаранян Н. Г. Личностные факторы депрессив- ных и тревожных расстройств // М.: МПГУ, 2009.
  3. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Войцех В. Ф., Семикин Г. И., Евдокимова Я. Г., Москова М. В. Предэкзаменационный стресс и эмоциональные нарушения у студентов младших курсов // Со- циальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2.
  4. Евдокимова Я. Г. Интерперсональные факто- ры эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов // Психологическая наука и об- разование. 2008. № 5. C. 71–81.
  5. Жданова Л. Г. Некоторые особенности моти- вации обучения у студентов // Педагогические и психологические науки: современные тен- денции: Материалы международной заочной научно-практической конференции (27 августа 2012 г.). Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоци- ация консультантов», 2012. С. 76–82.
  6. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессии у детей и подростков // М.: Школа-Пресс, 1999.
  7. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормаль- ная психология // СПб.: Питер, 2004. С. 218–240.
  8. Красик Е. Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания студентов. Томск, 1982.
  9. Краснова В. В. Семейные факторы социаль- ной тревожности у студентов // Материалы XII го- родской научно-практической конференции «Молодые ученые» – столичному образованию // М.: МГППУ, 2013. С. 246–247.
  10. Краснова В. В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отноше- ний и трудностей в учебной деятельности у сту- дентов. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. 2013. [Электронный ресурс]: Детская психо- логия childpsy.ru 2005 URL: http://www.childpsy. ru/dissertations/id/29896.php (дата обращения 02.07.2013).
  11. Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социаль- ная тревожность и студенческая дезадаптация // [Электронный ресурс] Психологическая наука и образование. 2011. № 1. http://psyedu.ru/(дата обращения: 22.08.2013).
  12. Москова М. В. Личностные факторы эмо- циональной дезадаптации студентов. Авто- реф. дисс. ... канд. психол. наук. 2008. [Электронный ресурс]: Электронный каталог Российских диссертаций disserr.com 2006. http://www. disserr.com/contents/278696.html (дата обращения: 13.05.2013).
  13. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социаль- ная тревожность: содержание понятия и основ- ные направления изучения. Часть 2 // Социаль- ная и клиническая психиатрия. 2011. Т. 21, № 1.
  14. Павлова Т. С., Холмогорова А. Б. Психологи- ческие факторы социальной тревожности в сту- денческом возрасте // Консультативная психоло- гия и психотерапия. 2011. № 1. C. 29–43.
  15. Северный А. А., Anufriev A. K. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод. рекомендации / А. А. Северный, А. К. Ануфриев. М., 1987. 13 с.
  16. Серых А. Б., Морозов Ю. Е., Будиловский Г. Н. Эмоциональная дезадаптация и психосомати- ческое здоровье юношей и девушек // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Педагогические и психологические на- уки. 2011. № 4. С. 60–68. [Электронный ресурс] http://journals.kantiana.ru/vestnik/
  17. Тарабрина Н. В. Практикум по психоло- гии посттравматического стресса. М.: «Когито- Центр», 2001. С. 268.
  18. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Горшкова Д. А., Мельник А. М. Суицидальное пове- дение в студенческой популяции. Культурно- историческая психология. 2009. № 3. C. 101–110.
  19. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Горшкова Д. А., Мельник А. М. Суицидальное поведе- ние в студенческой популяции // Культурно-исто- рическая психология. 2009. № 3. C. 101 – 110.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика