Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 4. С. 5–14
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эмоциональная дезадаптация, психологическая дезадаптация, социальная тревожность, расстройства аффективного спектра, риск суицидального поведения
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Горчакова В.А., Ланда Л.А., Матыцына В.А., Краснова-Гольева В.В., Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 5–14.
Фрагмент статьи
Психологическая дезадаптация представляет собой состояние, вызванное хронической эмоциональной напряженностью и выражающееся во временном снижении психических функций (по отношению к их нормальному уровню) в силу механизмов накопления физиологического нервного истощения и возникновения симптомов псевдоадаптивного поведения (невротических симптомов) [7]. В учебной деятельности она проявляется в ухудшении концентрации внимания, снижении функций памяти, затрудненности речи (трудно подыскиваются слова, паузы, запинки вплоть до заикания), страхе перед контрольными работами, перед публичными выступлениями и прочими академическими мероприятиями. Таким образом, познавательные процессы заблокированы отрицательными эмоциями, что приводит к снижению продуктивности деятельности и еще большим трудностям в учебе.
Литература
- Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой деза- даптации // Психологическая наука и образова- ние. 2009. № 1. C. 72–81.
- Гаранян Н. Г. Личностные факторы депрессив- ных и тревожных расстройств // М.: МПГУ, 2009.
- Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Войцех В. Ф., Семикин Г. И., Евдокимова Я. Г., Москова М. В. Предэкзаменационный стресс и эмоциональные нарушения у студентов младших курсов // Со- циальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2.
- Евдокимова Я. Г. Интерперсональные факто- ры эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов // Психологическая наука и об- разование. 2008. № 5. C. 71–81.
- Жданова Л. Г. Некоторые особенности моти- вации обучения у студентов // Педагогические и психологические науки: современные тен- денции: Материалы международной заочной научно-практической конференции (27 августа 2012 г.). Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоци- ация консультантов», 2012. С. 76–82.
- Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессии у детей и подростков // М.: Школа-Пресс, 1999.
- Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормаль- ная психология // СПб.: Питер, 2004. С. 218–240.
- Красик Е. Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания студентов. Томск, 1982.
- Краснова В. В. Семейные факторы социаль- ной тревожности у студентов // Материалы XII го- родской научно-практической конференции «Молодые ученые» – столичному образованию // М.: МГППУ, 2013. С. 246–247.
- Краснова В. В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отноше- ний и трудностей в учебной деятельности у сту- дентов. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. 2013. [Электронный ресурс]: Детская психо- логия childpsy.ru 2005 URL: http://www.childpsy. ru/dissertations/id/29896.php (дата обращения 02.07.2013).
- Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социаль- ная тревожность и студенческая дезадаптация // [Электронный ресурс] Психологическая наука и образование. 2011. № 1. http://psyedu.ru/(дата обращения: 22.08.2013).
- Москова М. В. Личностные факторы эмо- циональной дезадаптации студентов. Авто- реф. дисс. ... канд. психол. наук. 2008. [Электронный ресурс]: Электронный каталог Российских диссертаций disserr.com 2006. http://www. disserr.com/contents/278696.html (дата обращения: 13.05.2013).
- Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социаль- ная тревожность: содержание понятия и основ- ные направления изучения. Часть 2 // Социаль- ная и клиническая психиатрия. 2011. Т. 21, № 1.
- Павлова Т. С., Холмогорова А. Б. Психологи- ческие факторы социальной тревожности в сту- денческом возрасте // Консультативная психоло- гия и психотерапия. 2011. № 1. C. 29–43.
- Северный А. А., Anufriev A. K. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод. рекомендации / А. А. Северный, А. К. Ануфриев. М., 1987. 13 с.
- Серых А. Б., Морозов Ю. Е., Будиловский Г. Н. Эмоциональная дезадаптация и психосомати- ческое здоровье юношей и девушек // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Педагогические и психологические на- уки. 2011. № 4. С. 60–68. [Электронный ресурс] http://journals.kantiana.ru/vestnik/
- Тарабрина Н. В. Практикум по психоло- гии посттравматического стресса. М.: «Когито- Центр», 2001. С. 268.
- Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Горшкова Д. А., Мельник А. М. Суицидальное пове- дение в студенческой популяции. Культурно- историческая психология. 2009. № 3. C. 101–110.
- Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Горшкова Д. А., Мельник А. М. Суицидальное поведе- ние в студенческой популяции // Культурно-исто- рическая психология. 2009. № 3. C. 101 – 110.