Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эффективное управление дошкольными образовательными организациями как важный составной элемент педагогического процесса 1132

Хайкин В.Л., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент, РАО, Москва, Россия

Аннотация

Рассматривается система управления дошкольным учреждением не только как управление ресурсами, но и как важный элемент педагогического процесса) и разработка принципов управления ею. Авторская позиция формулируется как предположение, что педагогический процесс в дошкольном возрасте находится в «непрерывном производственном цикле». Подчеркивается, что дошкольное образовательное учреждение является классическим образцом института развития, где все базовые известные механизмы управления еще более должны быть выверены по времени. Главными свя- зующими звеньями в педагогическом процессе являются принципы «соответствия» и «со-ответственности». Эффективность управления дошколь- ным учреждением должна оцениваться с позиции развития ребенка, и, в связи с этим, она может быть достигнута только при условии «соответствия»: развивающийся ребенок, развивающийся родитель, развивающийся педагог, развивающееся дошкольное учреждение. Базовым здесь является «со-ответственность» родителей и педагогов по отношению к ребенку. Формулируются выводы, что любые управленческие решения любой управленческой задачи должны рассматриваться и приниматься в зависимости от того, как они влияют (и влияют ли): на динамическое равновесие; на соответствие ответственного родителя и ответственного педагога; на соответственность – совместное несение ответственности; на непрерывность образовательного процесса и воспитания; на воспитание ответственности и надежности; на тренировку к меняющим условия – адаптацию к неизвестному с учетом возрастной психологии и физиологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Общеизвестно, что чем меньше возраст ребенка, тем выше ответственность любого взрослого, находящегося рядом с ним. Говоря о дошкольном детстве, главное – нам самим не впасть в детство, а быть более взрослыми и, значит, быть более ответственными.

Дошкольное учреждение – это сложный институт развития, где

  • родитель должен научиться быть ответственным родителем, а не быть «просто зачарованным своим ребенком»;
  • педагоги – не догматики, а находятся в постоянном развитии и не теряют умение радоваться;
  • ребенок находится в постоянном развитии. Соприкасаясь с себе подобными, дети постоянно получают уроки социализации и адаптации, не отучиваясь удивляться изменяющемуся миру и изменениям, происходящим в самих себе.
Литература
  1. Хайкин В. Л. Активность (характеристика и развитие). М., 2000.
  2. Хайкин В. Л. Активное отношение и ориентационная активность // Мир психологии. 2000. № 2.
  3. Хайкин В. Л. Субъект и субъективность в определении активности // Субъект действия, взаи- модействия и познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. М., 2001.
  4. Хайкин В. Л., Мангутова И. В. и др. Система эффективных экономических механизмов со- трудничества образовательных учреждений, семей и организаций, обеспечивающего усло- вия для непрерывного образования, профессионального, карьерного и личностного роста, а так- же эффективную реализацию финансирования образования. М., 2007.
  5. Хайкин В. Л., Абанкина И. В. и др. Руководство по масштабному внедрению частно- государственного партнерства в образовании. М., 2010.
  6. Хайкин В. Л., Григорьев Д. В. Педагогика как практика порождения и воспитания ответствен- ности // Народное образование. 2013. № 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика