Эффективное управление дошкольными образовательными организациями как важный составной элемент педагогического процесса

913

Аннотация

Рассматривается система управления дошкольным учреждением не только как управление ресурсами, но и как важный элемент педагогического процесса) и разработка принципов управления ею. Авторская позиция формулируется как предположение, что педагогический процесс в дошкольном возрасте находится в «непрерывном производственном цикле». Подчеркивается, что дошкольное образовательное учреждение является классическим образцом института развития, где все базовые известные механизмы управления еще более должны быть выверены по времени. Главными свя- зующими звеньями в педагогическом процессе являются принципы «соответствия» и «со-ответственности». Эффективность управления дошколь- ным учреждением должна оцениваться с позиции развития ребенка, и, в связи с этим, она может быть достигнута только при условии «соответствия»: развивающийся ребенок, развивающийся родитель, развивающийся педагог, развивающееся дошкольное учреждение. Базовым здесь является «со-ответственность» родителей и педагогов по отношению к ребенку. Формулируются выводы, что любые управленческие решения любой управленческой задачи должны рассматриваться и приниматься в зависимости от того, как они влияют (и влияют ли): на динамическое равновесие; на соответствие ответственного родителя и ответственного педагога; на соответственность – совместное несение ответственности; на непрерывность образовательного процесса и воспитания; на воспитание ответственности и надежности; на тренировку к меняющим условия – адаптацию к неизвестному с учетом возрастной психологии и физиологии.

Общая информация

Ключевые слова: эффективное управление, дошкольная образовательная среда, ребенок, педагог , родители, ответственное родительство, соответственность, соответствие, динамическое равновесие, непрерывное образование, доступность, развивающиеся системы, ответственное взаимодействие, адаптивность к неизвестному и надежность

Рубрика издания: Доклады и конференции

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хайкин В.Л. Эффективное управление дошкольными образовательными организациями как важный составной элемент педагогического процесса // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 103–106.

Полный текст

Общеизвестно, что чем меньше возраст ребенка, тем выше ответственность любого взрослого, находящегося рядом с ним. Говоря о дошкольном детстве, главное - нам самим не впасть в детство, а быть более взрослыми и, значит, быть более ответственными.

Дошкольное учреждение - это сложный институт развития, где

•   родитель должен научиться быть ответственным родителем, а не быть «просто зачарованным своим ребенком»;

•   педагоги - не догматики, а находятся в постоянном развитии и не теряют умение радоваться;

•   ребенок находится в постоянном развитии. Соприкасаясь с себе подобными, дети постоянно получают уроки социализации и адаптации, не отучиваясь удивляться изменяющемуся миру и изменениям, происходящим в самих себе.

Дошкольное учреждение - это сообщество ответственного родительства, ответственных педагогов, их ответственного взаимодействия и развивающихся детей.

Существуют стандартные задачи управления в системе образования, такие как:

•  обеспечение доступности;

•  подготовка педагогических и управленческих кадров;

• проектирование современных зданий детских садов, дающих возможность создания развивающей среды;

•  эффективное использование ресурсов и т. д.

Выделим только «острые» проблемы управления.

Любая деятельность должна отвечать на вызовы времени, которые существуют объективно, и их надо разрешать, а не создавать новые. Поэтому остановлюсь на проблемах, которые, с одной стороны, не очень освещены с позиции управления, а с другой - являются сутью управления именно дошкольным учреждением.

Система управления должна быть построена таким образом, чтобы работали механизмы базовых управленческих процессов дошкольного образовательного учреждения:

•   управление развивающейся средой;

•   управление педагогическим процессом;

•   управление взаимодействием родителя с ребенком;

•   управление взаимодействием родителя с воспитателем;

•   управление взаимодействием дошкольного учреждения с другими образовательными учреждениями.

Объединяющим принципом эффективного взаимодействия базовых управленческих процессов является принцип двух «С»: соответствия и со-ответственности. Только ленивый не говорит про непрерывность образования и доступность. Под последней мы будем понимать не только доступность посещения детского сада, школы или учреждений дополнительного образования, но и к самому процессу непрерывности образования.

На мой взгляд, определяющими конкурентными преимуществами на ближайшие 10-20 лет (если рассматривать эту проблему поколенчески) будут ключевые навыки человека - адаптивность к неизвестному и надежность. Обратим внимание, что последнее определяется таким фактором, как умение взять и нести ответственность. Поэтому ответственность - это то, во что мы погружены ежечасно и ежеминутно. Это не абстрактная категория, она наполняет конкретным содержанием каждую минуту жизни человека.

Если непрерывность образования и воспитания будет приводить к увеличению доступности, увеличению адаптивности к меняющемуся миру, увеличению надежности, это значит, что мы со всех позиций - методологической, управленческой, психолого­педагогической, решаем главную задачу - рассматриваем маленького ребенка (который сам по себе сложный субъект) не как нашу экспериментальную модель, а как человека, которого мы должны «не лишить детства». Поэтому я с позиции врача скажу, что самое главное здесь - не навредить.

Как надо развивать, не навредив? Это главная управленческая проблема - проблема эффективности самого образовательного учреждения и проблемы эффективного управления.

•   Природой изначально заложен гомеостаз. Человек сам пример динамического равновесия, поэтому:

•   растущий организм дошкольника - развивающееся динамическое равновесие;

•   дошкольное учреждение должно находиться в состоянии динамического равновесия;

• педагоги, родители и их взаимодействие также должны находиться в состоянии динамического равновесия.

Вывод из вышеприведенного - одной из проблем эффективного управления является достижение «соответствия». Если в центре внимания - развивающийся ребенок, должен быть развивающийся родитель, и это проблема именно управленческая, и развивающийся педагог, впрочем, как и само развивающееся дошкольное учреждение.

Исходя из этого, возникает и проблема со-ответственности. Не соответствия, а именно со-ответственности. Остановимся на этом подробнее.

Очень важно, что мы говорим про вовлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения, этому много посвящено работ, существуют различные формы общественного участия: аудит, участие в управлении и т. д. Но в реальной жизни мы нередко встречаемся с фактором подмены общественного договора между родителем и педагогом или дошкольным образовательным учреждением - Сговором. Родители и дошкольное учреждение пытаются перекинуть друг на друга ответственность. Если ребенок не готов к школе, то с позиции родителя - это вина дошкольного учреждения. Если он плохо общается, то с позиции дошкольного учреждения - это жесткая вина родителя. Рождается Гимн безответственности. Элементов сотрудничества не возникает, а есть поле тихих упреков с маленькой полоской согласия, куда помещается ребенок, который должен быть тихим, безынициативным, безответственным и «не доставлять хлопот» ни одной ни другой стороне. Мир коллективной безответственности - это форма ВзаимоНедействия. В результате чего мы лишаем ребенка детства, не достигаем непрерывности процесса образования и воспитания, не достигаем доступности к непрерывности образования. Потому я еще раз подчеркну необходимость достижения соблюдения двух принципов управленческой деятельности:

1)    принципа со-ответственности: соблюдение в равной мере ответственности за ребенка родителями и педагогами без перекладывания ответственности друг на друга;

2)        принцип соответствия:

•   хорошему педагогу требуются хорошие условия труда и развивающая среда дошкольного учреждения;

•    хорошему педагогу требуется ответственный родитель;

•    хорошему родителю требуется хороший развивающийся педагог, а не педагог- догматик.

Тогда мы получаем результат:

•   ребенок погружен в мир детства;

•   ребенок имеет навыки социализации;

•   ребенок умеет играть, прошел уроки ответственности;

•    ребенок имеет доступность к непрерывному образованию.

Необходимо проводить тестирование на соблюдение принципа Соответствия взрослых ребенку. Чем меньше ребенок, тем больше должны тестироваться взрослые, связанные с конкретным ребенком; родители должны тестироваться на соответствие званию родителя; педагоги должны тестироваться на соответствие званию педагога.

Любые управленческие решения любой управленческой задачи должны рассматриваться и приниматься в зависимости от того, как они влияют и влияют ли:

•    на динамическое равновесие;

•    соответствие ответственного родителя и ответственного педагога;

•    со-ответственность: совместное несение ответственности;

•   непрерывность образовательного процесса и воспитания;

•   воспитание ответственности и надежности;

•  тренировку к меняющим условиям: адаптацию к неизвестному с учетом возрастной психологии и физиологии.

Если никак не влияют, то зачем такие решения?

Если влияют отрицательно - они вредны!

И так должно быть со всеми управленческими решениями, чего бы они не касались: кадровые решения, выбор питания, переход на аутсорсинг, закупка игровых комплектов и т. д. и т. п.

Счастье управленца - это соответствие всем другим соответствиям.

Литература

  1. Хайкин В. Л. Активность (характеристика и развитие). М., 2000.
  2. Хайкин В. Л. Активное отношение и ориентационная активность // Мир психологии. 2000. № 2.
  3. Хайкин В. Л. Субъект и субъективность в определении активности // Субъект действия, взаи- модействия и познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. М., 2001.
  4. Хайкин В. Л., Мангутова И. В. и др. Система эффективных экономических механизмов со- трудничества образовательных учреждений, семей и организаций, обеспечивающего усло- вия для непрерывного образования, профессионального, карьерного и личностного роста, а так- же эффективную реализацию финансирования образования. М., 2007.
  5. Хайкин В. Л., Абанкина И. В. и др. Руководство по масштабному внедрению частно- государственного партнерства в образовании. М., 2010.
  6. Хайкин В. Л., Григорьев Д. В. Педагогика как практика порождения и воспитания ответствен- ности // Народное образование. 2013. № 1.

Информация об авторах

Хайкин В.Л., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент, РАО, советник министра образования и науки РФ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2232
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 913
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0