Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды * 1488

Алехин А.Н., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия, termez59@mail.ru
Осташева Е.И., аспирант кафедры клинической психологии и психологической помощи, лаборант научно-исследовательской лаборатории психологии здоровья Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования личности подростка в условиях современной социальной ситуации, а также в образовательной среде. Проанализированы теоретические положения о роли социального окружения в развитии человека, о влиянии сложившейся социокультурной ситуации на формирование идентичности современного подростка. Подчерки- вается важнейшая роль личностных отношений в формировании идентичности в период взросления, отмечается роль образовательной среды как подсистемы общей социокультурной ситуации в развитии и становлении личности. Излагаются результаты эмпирического исследования личностных отношений подростков. В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что современная социальная среда особым образом влияет на формирующуюся личность, в частности на сферу значимых отношений. В работе представлены результаты сравнения данных исследования 12–13-летних подростков 1990–1991 и 2000–2001 годов рождения. Описаны выявленные различия в отношениях к различным сферам и тематикам у подростков разных поколений.

Ключевые слова: социокультурная ситуация , формирование личности, образовательная среда, личностные отношения, подростковый возраст

Рубрика: Психологическая оценка и сопровождение безопасности образовательной среды

Тип: научная статья

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Особенности развития современного рос- сийского общества, сложная социокультурная ситуация в стране породили большое ко- личество разнообразных проблем, в том числе психологических. В их ряду особое место занимает проблема формирования личности подростка. Личность всегда является результатом формирования в условиях конкретно-исторического и общественного существования человека, его обучения и воспитания. В отечественной психологии активно разрабатывались теоретические положения о социальной природе психики человека и о том, что психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта (Л. С. Выготский, Л. Н. Божович, А. В. Петровский, А. В. За- порожец, Д. Б. Эльконин, А. Н Леонтьев).

Литература
  1. Баева И. А. Психологическая безопасность об- разовательной среды: развитие личности. М.- Санкт-Петербург, 2011.
  2. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность обра- зовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. № 12.
  3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  4. Выготский Л. С. Психология развития челове- ка. М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во Эксмо, 2005.
  5. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избран- ные психологические труды / Под ред. А. А. Бо- далева. М.: Модэк МПСИ, 2004.
  6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский воз- раст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
  7. Суворова И. Ю. Историческая перспекти- ва изучения идентичности / И. Ю. Суворова // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (Мо- сква, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 61–63.
  8. Усовершенствованный метод патохарактеро- логического исследования подростков: Метод. рекомендации Ленингр. научно-исслед. психо- неврол. ин-та им. В. М. Бехтерева [Сост. Н. Я. Ива- новым]. Ленинград, 1983.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика