Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды*

1401

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования личности подростка в условиях современной социальной ситуации, а также в образовательной среде. Проанализированы теоретические положения о роли социального окружения в развитии человека, о влиянии сложившейся социокультурной ситуации на формирование идентичности современного подростка. Подчерки- вается важнейшая роль личностных отношений в формировании идентичности в период взросления, отмечается роль образовательной среды как подсистемы общей социокультурной ситуации в развитии и становлении личности. Излагаются результаты эмпирического исследования личностных отношений подростков. В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что современная социальная среда особым образом влияет на формирующуюся личность, в частности на сферу значимых отношений. В работе представлены результаты сравнения данных исследования 12–13-летних подростков 1990–1991 и 2000–2001 годов рождения. Описаны выявленные различия в отношениях к различным сферам и тематикам у подростков разных поколений.

Общая информация

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Ключевые слова: социокультурная ситуация , формирование личности, образовательная среда, личностные отношения, подростковый возраст

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алехин А.Н., Осташева Е.И. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 13–18.

Полный текст

 

Особенности развития современного российского общества, сложная социокультурная ситуация в стране породили большое количество разнообразных проблем, в том числе психологических. В их ряду особое место занимает проблема формирования личности подростка. Личность всегда является результатом формирования в условиях конкретно­исторического и общественного существования человека, его обучения и воспитания. В отечественной психологии активно разрабатывались теоретические положения о социальной природе психики человека и о том, что психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта (Л. С. Выгот­ский, Л. Н. Божович, А. В. Петровский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н Леонтьев). О роли социального фактора в формировании личности писал и автор личностного подхода в психологии С. Л. Рубинштейн, утверждавший, что природа психического определяется не непосредственно из самого человека, а из способа и типа взаимодействия с другими явлениями. Л. С. Выготский сформулировал генетический закон, согласно которому высшие психические функции сначала формируются в социальном плане и имеют статус интерпсихи­ческой, а затем - в индивидуальном, приобретая статус интрапсихической функции [4]. По его мнению, процесс интериоризации социа­лен по своей природе, так как высшие психические функции рождаются у индивида в процессе взаимодействия с другими людьми, которые дают образцы действия. Таким образом, качество и безопасность среды, а также взаимоотношений ребенка являются условием и источником его развития. Также стоит учитывать, что нарушения безопасности среды могут стать причиной патохарактерологи- ческих формирований личности. Патологическое развитие личности представляет длительный постепенный процесс формирования в период взросления, патологических черт характера и личности в целом под влиянием неблагоприятных ситуационных воздействий, а также неправильного воспитания.

Основной территорией взросления ребенка является образовательная среда, она есть, прежде всего, подсистема общей социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, ситуаций и явлений. Другими словами, среда, представляющая целостность специально организованных педагогических условий развития личности. Образовательная среда есть психолого­педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение. Психологической сущностью образовательной среды является совокупность деятель­ностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов [2].


Важным становится обратить внимание на формирование личности подростков в современной образовательной среде. Подростковый возраст является особенным в жизни человека. Подросток находится в неком промежуточном положении, он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое положение лишает взрослеющего человека уверенности, порождает целый комплекс психологических проблем и переживаний. Это центральный возраст для формирования личности человека. Неустойчивость структуры личности у подростка определяет повышенную вероятность возникновения различных преходящих, а также более стойких отклонений и нарушений процесса формирования личности под действием разнообразных неблагоприятных факторов среды. Важнейшим процессом в развитии личности является процесс формирования идентичности. Ощущение личностной идентичности предполагает чувство стабильности и неизменности во времени. Быстрые перестройки периода полового созревания должны интегрироваться в новое устойчивое ощущение идентичности [6]. Исходя из того что «идентичность есть восприятие себя, как части социума, то есть формируется в информационном пространстве», особенности формирования идентичности напрямую связаны с культурной средой и социально-временной спецификой [7]. Идентичность в этом смысле есть феномен, расположенный на границе личности и мира, и обращенный в обе стороны [3].

В работах Л. С. Выготского, автора культурно-исторического подхода в психологии, важная роль отводится отношениям между личностью ребенка и окружающей его социальной средой. Современный ребенок развивается в принципиально иной среде, мир вокруг него радикально изменился и попытки изучать процессы формирования личности, опираясь на традиционные теоретические концепции психического развития, в новых условиях не могут быть удовлетворительными. Традиционные воззрения на проблематику взросления не являются ныне достоверными, в силу того что они были выработаны в совершенно иной социально-культурной парадигме.

Устойчивые ценности общества, наличие авторитетов, взаимоотношения со значимыми людьми являются основополагающими в формировании личности. Такие авторы, как И. С. Кон, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, Л. С. Вы­готский подчеркивали в своих трудах, посвященных изучению подросткового возраста, важную роль идеалов в становлении личности и мировоззрения подростка. Важную роль в процессе формирования личности подростка играет также референтная группа. Референтная группа влияет на формирование стабильной эмоциональной и социальной общности, которая в процессе взросления обычно не складывается в рамках семьи [6]. То есть важной становится система отношений подростка. Система отношений - психологическое «ядро» личности [5]. В. Н. Мясищев утверждал, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные» отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности. Источником нарушений формирования личности в связи с этим являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие столкновения, которые человек переживает в своей жизни. Стойкое отсутствие эмоционального благополучия в значимой сфере общения приводит к формированию неустойчивой самооценки и проявляется в возникновении сначала ситуативной, а затем и личностной тревожности, которая снижает эффективность деятельности и сопровождается неадекватным, противоречивым поведением личности, что подтверждается исследованиями (В. Е. Каган и В. Р. Кисловский) [1].

Таким образом, в сегодняшней ситуации необходимы исследования формирования личности молодого человека и особенностей процесса его развития в новых общественных условиях и в частности в образовательной среде. В последние десятилетия социальная действительность страны претерпевает регулярные изменения, следствием чего становится трансформация общественного пространства, которая влечет за собой изменение норм, правил и принципов в образовательной среде.

Современное общество предлагает подростку большое количество выборов различных референтных групп, преимущественно базирующихся в интернет-пространстве, где предлагается большой объем разносторонней информации. Школа же утратила свою референтность для современного подростка. Педагог уже не является для ребенка носителем эксклюзивного знания, поскольку ребенка окружает большое количество легкодоступной информации. Ускорившийся темп жизни и отсутствие идеологического центра в обществе приводит к отчужденности людей друг от друга. Изменение форм проведения досуга повлекло за собой усиление разрыва между поколениями. Сегодняшний ребенок развивается сам по себе, взрослый не способен угнаться за быстроизменяющимися интересами подростка, что создает препятствия для продуктивного влияния старших. Отсутствие преемственности и передачи культурных ценностей от поколения к поколению затрудняет формирование устойчивых целей у подростка. Вокруг современного ребенка отсутствует четкое и ясное представление об идеалах. Современная школа также не дает ребенку необходимых для гармоничного развития ориентиров, ценностей и идеалов, так как является прямым отражением социокультурной ситуации в обществе.

Таким образом, современный подросток оказался «аутсайдером» в обществе. Изобилие информации, разнородность ценностных ориентаций, многообразие точек зрений, идеологический вакуум, нереферентность образовательной среды застают подростка в сложный период формирования его личности. Другими словами, подросток лишен возможности выстроить ясные отношения с окружающим миром, с помощью которых он обретет чувство личного тождества и исторической непрерывности личности, ощущение целенаправленности и осмысленности своей жизни. Исходя из этого, необходимо обратить внимание на систему личностных отношений современного подростка и, как следствие, на изменения в процессе формирования его личности. В результате чего станет возможной выработка новых форм психолого­педагогической работы с современными подростками в условиях изменившейся образовательной среды.

Исследование личностных отношений подростков проводилось в несколько этапов и включало в себя сбор эмпирического материала и его математический анализ. Респондентами стали подростки - 121 человек. В первую группу испытуемых вошли подростки 1990-1991 годов рождения. На момент исследования все они являлись учениками школы Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в 2003 году. Возраст 12-13 лет. Вторая группа представлена 36 подростками 2000-2001 годов рождения. На момент исследования все они являлись учениками школы Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в 2013 году. Возраст участников тот же, 12-13 лет. В исследовании был использован патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А. Е. Личко. Методика ПДО включает 25 таблиц - наборов фраз («Самочувствие», «Настроение», «Отношение к незнакомым людям», «Отношение к окружающим» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов [8]. В нашем исследовании были проанализированы выборы, сделанные подростками по каждой группе утверждений.

По результатам частотного анализа видно, что подростки первой группы сделали преимущественно положительные выборы, в отличие от подростков второй группы. В обеих группах наибольшее количество утвердительных ответов определено в сфере «самочувствие». Разница заключается в том, что дети первой группы положительно ответили на утверждение «Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил», в то время как современные подростки чаще выбирали утверждение «У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски».

Интересным различием по группам стало отношение детей к будущему. Так, для подростков 1990-х годов рождения категория «отношение к будущему» оказалась самой не­значимой. Они выбрали утверждение: «Мое отношение к будущему часто и быстро меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным». В группе современных подростков тема отношения к будущему, наоборот, получила наибольшее количество утвердительных ответов и стала второй по частоте выборов. Самым выбираемым утверждением о будущем стало «Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту». Анализ утвердительных ответов по всем категориям позволяет описать подростка 1990-х годов рождения как в большей степени жизнерадостного. Дети данной группы чаще выбирали следующие утверждения: «Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать», «Для меня важен не один друг, а дружный хороший коллектив», «Как правило, настроение у меня очень хорошее». В группе подростков 2000-2001 годов рождения чаще проявляют себя нейтральные настроения. Были определены следующие утверждения: «Я считаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь в сердце против них обиды», «У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски», «У меня хороший аппетит, но я не обжора», « Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла», «Мое настроение легко меняется от незначительных причин», « Часто мне не хочется просыпаться», «Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим». Также разницей в группах является процентное соотношение всех выборов: то есть подростки 2000-х годов отвечают на вопросы схоже, в отличие от группы 1990-х годов.

Значимым различием по группам является то, что дети группы 2000-2001-х годов рождения чаще давали как утвердительные, так и отрицательные ответы по восьми тематикам: «отношение к будущему», «отношение к критике и возражениям», «отношение к опеке и наставлениям», «сексуальные проблемы», «отношение к алкогольным напиткам» «отношение к правилам и законам», «отношение к окружающим», «отношение к незнакомым людям».

Проведенный кластерный анализ показал, что современных подростков отличает более легкое и положительное отношение к себе, размытое отношение к окружающим людям, а также к своему прошлому. Во многом у современных подростков преобладает нейтральное отношение к различным сферам. В отличие от группы детей 1990-х годов рождения у современных подростков выявлен узкий круг сфер отношений. Так, из 25 тематик, представленных в методике, у современных подростков значимыми оказались лишь темы «отношение к родителям», «отношение к друзьям», «аппетит и отношение к еде». Остальные тематики современные подростки оставили без внимания. Самыми незначимыми областями по итогам анализа стали тема одиночества и тема опеки и наставничества, отношение к правилам и законам. Современные подростки испытывали затруднение в оценке своего состояния в момент прохождения исследования и оценки себя в детстве.

Результаты исследования показывают, что современный подросток не соотносит прошлое, настоящее и будущее, у него отсутствует представление о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов. Временная перспектива является одним из основных аспектов идентичности. Расплывчатое чувство времени приводит к нарушениям в планировании своей деятельности и возникает в случае наличия препятствий на пути формирования идентичности. Таким образом, можно говорить, что в сложившейся социокультурной ситуации затруднено формирование личностной идентичности у подростков. Полученные данные позволяют говорить, что современная образовательная среда не обеспечивает подростка такими важными для развития личности условиями, в которых формируется ощущение тождественности и целенаправленности своей жизни.

Литература

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность об- разовательной среды: развитие личности. М.- Санкт-Петербург, 2011.
  2. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность обра- зовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. № 12.
  3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  4. Выготский Л. С. Психология развития челове- ка. М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во Эксмо, 2005.
  5. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избран- ные психологические труды / Под ред. А. А. Бо- далева. М.: Модэк МПСИ, 2004.
  6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский воз- раст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
  7. Суворова И. Ю. Историческая перспекти- ва изучения идентичности / И. Ю. Суворова // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (Мо- сква, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 61–63.
  8. Усовершенствованный метод патохарактеро- логического исследования подростков: Метод. рекомендации Ленингр. научно-исслед. психо- неврол. ин-та им. В. М. Бехтерева [Сост. Н. Я. Ива- новым]. Ленинград, 1983.

Информация об авторах

Алехин Анатолий Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6487-0625, e-mail: termez59@mail.ru

Осташева Е.И., аспирант кафедры клинической психологии и психологической помощи, лаборант научно-исследовательской лаборатории психологии здоровья Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена

Метрики

Просмотров

Всего: 4162
В прошлом месяце: 90
В текущем месяце: 54

Скачиваний

Всего: 1401
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2