Подготовка оснований для разработки программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

945

Аннотация

В статье описана подготовительная работа, выполненная в рамках реализации проекта ФЦПРО, обеспечившая основания для разработки программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования. В целях обеспечения успешного перехода дошкольных организаций к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС были определены необходимые профессиональные компетенции и личностные качества педагогов, оптимальные формы организации и проведения повышения их квалификации. В основу были положены результаты анализа профессиональных задач, определяемых в современных нормативных документах, а также изучения современных программ повышения квалификации, которые адресованы педагогам дошкольных образовательных организаций и реализуются в настоящее время в системе дополнительного профессионального образования. Важная и ценная информация для достижения целей проекта была получена в широкомасштабном всероссийском социологическом исследовании потребностей в знаниях и компетенциях педагогов дошкольных образовательных учреждений (организаций), отношения педагогов к различным вопросам (содержательным, организационным и пр.) повышения квалификации.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, профессиональный стандарт, компетенции, педагог дошкольного образования, повышение профессиональной квалификации, качество образовательной работы

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Аржаных Е.В., Бурлакова И.А. Подготовка оснований для разработки программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 186–196.

Полный текст

Проблема обеспечения высокого уровня профессионализма педагога является одной из самых непростых проблем дошкольного образования, которая требует комплексного решения. Сегодня высокая квалификация воспитателя определяется, прежде всего, его способностью реализовывать задачи с учетом специфики дошкольного возраста и особенностей организации образовательной работы с дошкольниками. Уже на протяжении почти четверти века эта проблема актуальна и обсуждается в научном и педагогическом сообществе. Гуманизация педагогического процесса как важнейшая задача реформирования отечественной системы дошкольного воспитания была сформулирована в Концепции 1989 г. Идея построения личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми стала одной из центральных при построении образовательной работы более чем на десятилетие. Принятые в 2009—2010 гг. Федеральные государственные требования к структуре ООП дошкольного образования и условиям ее реализации вновь актуализировали проблему взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы, а именно, к профессиональным компетенциям воспитателей, были призваны содействовать воплощению важнейшего положения о самоценности дошкольного детства.

И сегодня вопрос о профессиональных компетенциях воспитателя — один из центральных в решении задач развития дошкольного образования. Утвержденный в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС дошкольного образования определяется его разработчиками как стандарт условий компетентности педагога. И именно компетентность педагога как непременное условие реализации любой дошкольной образовательной программы ставится во главу угла при оценке качества дошкольного образования. Поэтому на начальных этапах внедрения ФГОС дошкольного образования особую роль приобретает повышение квалификации педагогов.

Данный вид профессионального образования в силу своих особенностей дает возможность в довольно сжатые сроки не только помочь педагогам понять смысл преобразований в образовании на дошкольном уровне, но и восполнить в определенной мере набор компетенций, необходимых для осуществления образовательной работы в соответствии с требованиями стандарта.

В рамках реализации Московским городским психолого-педагогическим университетом проекта ФЦПРО в 2013 г. были разработаны, а в начале 2014 г. апробированы программы повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Особую актуальность проблеме повышения квалификации воспитателя детского сада придает разработка стандарта профессиональной деятельности педагога, в том числе — педагога дошкольного образования.

Для обеспечения эффективности повышения квалификации были, прежде всего, в первой части работы, определены целевые ориентиры программ, направленных на формирование и развитие тех профессиональных компетенций, которые должны быть в арсенале каждого педагога дошкольного образования. Этот список был сформирован в результате сопоставления профессиональных задач, сформулированных в новых нормативных документах, и содержания современных программ повышения квалификации педагогических работников. В нем были учтены, во-первых, те компетенции, которые представлены в психолого-педагогической литературе, посвященной вопросам организации и специфики образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Во-вторых, те компетенции, которые задаются профессиональными функциями, характеризующими педагогическую деятельность в Профессиональном стандарте педагога. В-третьих, те компетенции, которые определены во ФГОС дошкольного образования и которыми должен обладать педагог для реализации дошкольной образовательной программы в соответствии с государственными требованиями.

В рамках реализации проекта проводился анализ программ повышения квалификации педагогических работников в современной системе дополнительного образования. Это позволило выделить ряд профессиональных компетенций, которые оказались новыми, поскольку не являлись предметом повышения квалификации, но были необходимы для осуществления образовательной работы в соответствии с государственными требованиями. Таким образом, были определены личностные качества и профессиональные компетенции, которые необходимы педагогу для реализации дошкольных образовательных программ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. Дошкольный педагог должен обладать способностями:

– обеспечивать эмоционально благополучное пребывание каждого ребенка в группе детского сада;

создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

– уважать индивидуальность каждого ребенка, его право быть не похожим на других;

– предоставлять детям широкие возможности для развития свободной игры, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды;

– вовлекать всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий;

– вести работу с детьми в русле развивающего вариативного образования, ориентироваться на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психологовозрастные и индивидуальные возможности и склонности;

– оказывать недирективную помощь и поддержку детям в реализации их инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности и др.

Соответственно этим компетенциям были определены знания и умения, которыми должен обладать педагог для успешного решения профессиональных задач и выполнения образовательных функций.

Для того, например, чтобы считать сформированной компетенцию «Способен организовывать конструктивное взаимодействие детей в группе в разных видах деятельности», педагог, во-первых, должен знать:

– основные положения педагогики, детской, возрастной, педагогической и социальной психологии;

– особенности физического, психического и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

– основные положения декларации прав ребенка, конвенции о правах ребенка, нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней по защите прав детей и др.

Во-вторых, он должен уметь:

– организовывать пространство для разных видов деятельности детей;

– организовывать предметно-развивающую среду в соответствии с образовательными задачами;

– подбирать дидактический и игровой материал, информационно-коммуникационные средства в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

– реализовывать принципы организации психологически комфортной среды и др.

Определение новых компетенций и личностных качеств позволило наметить целевые ориентиры и разработать содержание программ повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которые бы не только дополнили существующие программы ДПО, но и способствовали обеспечению условий внедрения ФГОС дошкольного образования.

Введение государственных стандартов требует увеличения результативности освоения педагогами программ повышения квалификации. Это обусловлено, прежде всего, тем, насколько содержание этих программ востребовано практиками, отвечает запросам педагогических работников. Поэтому во второй части реализации проекта (в августе—сентябре 2013 г.) было проведено всероссийское социологическое исследование потребностей в знаниях и компетенциях педагогов дошкольных образовательных учреждений (организаций). Разработанный инструментарий позволил изучить отношение педагогов к вопросам (содержательным, организационным и пр.) повышения квалификации, что впоследствии стало одним из оснований моделирования системы повышения квалификации педагогических работников, удовлетворяющей современным условиям развития дошкольного образования.

Во всероссийском социологическом опросе приняли участие 661 педагог (воспитатель) дошкольных образовательных организаций в 55 субъектах федерации во всех федеральных округах РФ.

По результатам опроса текущий образовательный уровень педагогов (воспитателей) дошкольных образовательных организаций, принявших участие в опросе, можно признать высоким, как с формальной точки зрения (наличие диплома), так и с точки зрения профильности полученного образования (по педагогике). Самооценки опрошенных своей профессиональной подготовки в целом оказались также довольно высокими: значительное большинство педагогов считают, что их уровень профессиональной подготовки в основном соответствует современным требованиям. Вместе с тем, часть опрошенных педагогов признают уровень профессиональной подготовки свой и коллег не соответствующим современным требованиям (почти 17%). 52 % опрошенных сомневаются в уровне («скорее соответствует») своей профессиональной подготовки

Подавляющее большинство опрошенных, как показали результаты исследования, считают, что в последнее время требования родителей к работе педагога (воспитателя) сильно повысились (96%) и многие педагоги испытывают большую потребность в новых компетенциях (94%). Т.е. педагоги (воспитатели) дошкольных образовательных организаций в своем подавляющем большинстве осознают необходимость получения новых знаний и навыков, понимают, что требования к их работе возрастают.

В целом педагоги продемонстрировали высокий настрой и потребность в получении высшего образования, признавая его необходимость для эффективной работы с дошкольниками.

Разработанный инструментарий позволил выяснить у педагогов, какие знания и умения, необходимые в повседневной в работе, используются чаще, а какие — реже.

В число знаний и умений, которые используются педагогами (воспитателями) наиболее часто (постоянно), вошли несколько типов знаний и умений:

– умения, связанные с учетом возрастной специфики и индивидуальных особенностей детей;

– умения, связанные с организацией игровой и самостоятельной деятельностью детей;

– умения связанные с разрешением конфликтов и налаживанием сотрудничества детей.

Важно отметить, что в эту же группу наиболее часто применяемых умений вошло умение особого рода — вести документооборот (писать планы, отчеты и т.п.). Большинство педагогов (воспитателей), по их признанию, делают эту работу постоянно. Кстати, 93% участников опроса вполне обоснованно считают, что современный педагог (воспитатель) перегружен отчетной документацией.

Во вторую группу часто применяемых вошли знания и умения разнообразного характера. Часть из них связана с освоением специфических развивающих методик в области познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей, а также в области ведения мониторинга развития детей. В эту же группу вошли некоторые знания и умения по адаптации детей — как к условиям дошкольного учреждения, так и к школе, а также по работе с особыми детьми. Весьма значительная часть педагогов (воспитателей) (73%) постоянно используют в повседневной работе навыки работы на компьютере. Судя по результатам исследования, информационные технологии прочно входят в работу педагогов (воспитателей) дошкольных образовательных организаций, и эти практики уже не являются исключительными.

Сравнительно реже используются (ответили, что используют постоянно 51–58% респондентов) являются некоторые знания и умения, связанные с освоением новых методик физического развития детей, использованием информационно-коммуникационных технологий и технологий деятельного типа. В эту же группу вошли и знания приоритетных направлений развития российского образования.

Таким образом, по сути, все перечисленные компетенции можно отнести к числу используемых педагогами (воспитателями) дошкольных образовательных организаций в повседневной работе либо постоянно, либо регулярно (время от времени), но никак не редко и, тем более, не никогда.

В результате социологического исследования были выявлены также области знаний, по которым педагоги дошкольного образования испытывают нехватку. Весьма проблемной областью компетенций является юриспруденция, т.е. правовое образование (рис. 1). По крайней мере, две трети опрошенных ответили, что именно правовых знаний им не хватает в повседневной работе. Очевидно, это свидетельствует о том, что нынешним педагогам (воспитателям) довольно часто приходится сталкиваться с вопросами, требующими знаний законодательства, регулирующего их деятельность при взаимодействии с детьми, родителями, руководством и т.п.

Рис. 1. Недостаток знаний в разных областях (%)

Примерно от четверти до трети участников опроса сообщали о недостатке знаний по основам документооборота, медицине и психологии.

В наименьшей степени недостаток компетенций педагоги испытывают в области педагогики, которая является их профессиональной специализацией, а также в оказании первой медицинской помощи.

Среди указанных самими респондентами областей знаний, в которых им не достает компетентности, чаще других назывались области информационных технологий (компьютерная грамотность, работа с сайтами, создание презентаций).

В процессе социологического исследования были выявлены представления респондентов о перечне профессиональных компетенций педагога дошкольного образования (воспитателя), представленном в профессиональном стандарте педагога1.

Наряду с оценкой предъявленного списка профессиональных компетенций, участникам опроса было предложено самостоятельно сформулировать компетенции педагога (воспитателя) дошкольного образования, которые следовало бы включить в профессиональный стандарт. Интересно, что сколько-нибудь содержательные ответы дали лишь около трети всех педагогов (воспитателей), принявших участие в исследовании.

Часть компетенций, предложенных респондентами, можно отнести к компетенциям организатора воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, часть — к компетенциям педагога (воспитателя).

Список компетенций получился довольно большой. В области воспитательного процесса чаще всего упоминались умения: организации образовательно-воспитательного процесса (7%), использования инновационных педагогических методик и организации совместной образовательной деятельности с родителями (по 6%), владения информационными технологиями (5%).

В числе характеристик самих педагогов (воспитателей) чаще всего назывался профессионализм (педагогическая компетентность — 11%), личностные качества (любовь к детям, отзывчивость и т.п. — 9%), коммуникативные качества (6%), знание нормативных документов, специфики образовательного процесса в ДОУ, умение работать с особыми группами детей, находить индивидуальный подход к детям и работать в коллективе (по 4%).

В целом перечень сформулированных компетенций можно считать исчерпывающим (тем более что все компетенции получили одобрение большинства участников опроса).

Еще одной задачей социологического исследования было выявление того, по какой конкретно тематике педагоги (воспитатели) хотели бы пройти курсы повышения квалификации.

Результаты исследования позволили выделить следующую востребованную тематику для занятий на курсах повышения квалификации.

1. Осуществление деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

2. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с «внешним» миром.

3. Использование информационных технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ.

4. Углубление знаний по конкретным дисциплинам.

Наиболее востребованной в числе тем не только первого блока, связанного с осуществлением деятельности в дошкольном образовательном учреждении, но и среди других названных участниками опроса тем для курсов повышения квалификации, является тема «Внедрение новых стандартов образования (ФГОС, ФГТ) в работу ДОУ». Эту тему назвали около четверти опрошенных педагогов, что свидетельствует о ее высокой актуальности.

В блоке «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с “внешним” миром» наиболее востребована тема «Взаимодействие с родителями, семьей» (4%).

Отдельно выделилась тема «Использования в работе дошкольных образовательных организаций информационных технологий». Об актуальности этой тематики свидетельствует тот факт, что ее отметил каждый десятый респондент. Очевидно, что сегодня многих педагогов (воспитателей) не устраивает их уровень компьютерной грамотности, необходимый в профессиональной деятельности, и они хотели бы его повысить.

Наконец, в последнем блоке востребованных тем чаще назывались темы, связанные с работой с «особыми» группами детей. Эта работа, безусловно, требует специфических компетенций.

Вообще, как показал опрос, педагогов (воспитателей) интересует весьма широкий круг тем, в числе которых вопросы и медицины, и менеджмента, и математического образования дошкольников, и патриотического воспитания.

Очевидно, что это — очень важная дополнительная информация, которая была учтена при выборе целей и разработке содержания программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Не менее важными при разработке программ повышения квалификации педагогов (в рамках реализации проекта) были задачи:

– оценить современные программы, реализуемые в системе дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования;

– выявить отношение самих педагогов к предлагаемым формам развития необходимых компетенций, путям получения необходимых знаний и умений.

Эти задачи были решены в третьей части работы над проектом.

Анализ существующих программ повышения квалификации для педагогов дошкольного образования позволил выделить положительные моменты в реализуемых программах:

– содержание программ ориентировано практически на всех педагогических работников, участвующих в организации и реализации образовательных дошкольных программ (руководителей, старших воспитателей, логопедов, педагогов-психологов, музыкальных руководителей и пр.);

– авторы современных программ повышения квалификации работников дошкольного образования относительно быстро реагируют на потребности системы дошкольного образования в ознакомлении с новыми законодательными актами и нормативными документами, регулирующими деятельность образовательных организаций.

Однако тщательное изучение программ позволило выявить такие недочеты в содержании и формах организации повышения квалификации, которые необходимо избегать в дальнейшей работе чтобы процесс повышения квалификации не превратился в формальное мероприятие:

– нередко темы программ сформулированы чрезвычайно широко: в них не отражаются проблемы, которые смогут решать специалисты после освоения программ («Развитие детей дошкольного возраста в контексте культуры», «Актуальные проблемы развития дошкольного образования» и др.). Подчас темы программы сформулированы как базовые дисциплины подготовки педагогов для системы дошкольного образования («Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ», «Формирование и развитие основ музыкальной культуры дошкольников», «Теория и практика художественного воспитания в системе дошкольного образования» и др.);

– в формулировках целей повышения квалификации редко содержатся те компетенции, на формирование или развитие которых направлена программа («ознакомление», «усовершенствование подготовки», «формирование необходимой базы правовых знаний и практических навыков», «подготовка для действенного участия» и т. п.

– при всем их разнообразии существующие программы не ориентированы на формирование профессиональных компетенций, которые сформулированы в профессиональном стандарте педагога и ФГОСе дошкольного образования;

– значительная часть программ реализуется через лекционные формы обучения, что позволяет повысить лишь уровень информированности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, тогда как сформировать или развить профессиональные компетенции педагогов, создать условия для рефлексии, осознания собственного практического опыта невозможно без практических занятий, практикумов, стажировки и т.п.;

Кроме того, в условиях программной вариативности очень мало программ повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных организаций, реализующих вариативные программы дошкольного образования. Это обстоятельство искусственно ограничивает разнообразие программ, на которых строится образовательная работа в дошкольных организациях, приводит к единообразию и нередко порождает нежелание воспитателей работать по-новому.

Полученные в социологическом исследовании результаты позволили выявить отношение педагогов к предлагаемым формам развития необходимых компетенций, получения необходимых знаний и умений (рис. 2). Наиболее эффективными способами получения дополнительных компетенции большинство педагогов признали курсы повышения квалификации (72%) и мастер-классы (66%).

Рис. 2. Степень эффективности способов получения дополнительных компетенций (%)

Другие варианты выбирались заметно реже, однако и среди них можно выделить сравнительно популярные способы получения новых знаний и умений. Так, от 31 до 41% участников опроса считают эффективными такие способы получения новых компетенций, как посещение профессиональных сайтов, обмен информацией с коллегами, встречи со специалистами и тематические семинары.

В числе наименее популярных способов получения дополнительных компетенций оказались чтение специализированной литературы (книг, газет, журналов), стажировки и тематические лекции.

В целом, можно предположить, что система повышения квалификации педагогов (воспитателей) дошкольных образовательных организаций является довольно налаженной. Более того, сами курсы повышения квалификации оцениваются педагогами (воспитателями) весьма позитивно, как в той или иной степени полезные.

Для подавляющего большинства респондентов основным фактором при принятии решения о прохождении курсов повышения квалификации является содержание курсов, т.е. их тематика (рис. 3). Не столь важными как содержательные, но все же весьма значимыми для педагогов (воспитателей) являются и организационные моменты обучения на курсах повышения квалификации: стоимость курсов и место их проведения.

Рис. 3. Факторы, влияющие на принятие решения о прохождении курсов повышения квалификации (%)

Для большинства опрошенных педагогов (воспитателей) дошкольных образовательных организаций наиболее предпочтительной (доступной) является традиционная очная форма обучения на курсах повышения квалификации. Получающие распространение в последние годы дистанционные формы обучения сегодня заметно уступают по привлекательности очным формам обучения. Кроме того, очное обучение может обладать привлекательностью в силу возможности личного общения в группе, обеспечивающего, как считается, более высокую эффективность усвоения знаний и умений.

Социологическое исследование позволило выявить проблемы в области повышения профессиональной квалификации педагогов (воспитателей) и освоения ими дополнительных компетенций, которые возникали при желании пройти переобучение, и которые выбирались педагогами наиболее часто:

– несоответствие тематики курсов профессиональным интересам;

– отсутствие материальных возможностей поехать на курсы;

– неудобное время проведения курсов.

При этом, как показал опрос, тематика курсов и стоимость обучения являются важнейшими моментами при принятии решения о прохождении переобучения и повышении квалификации. Очевидно, что для уменьшения препятствий к повышению профессиональной квалификации и освоению дополнительных компетенций следует сделать систему повышения квалификации педагогов (воспитателей) более гибкой (с точки зрения возможности выбрать время прохождения курсов) и более разнообразной по тематике.

Что касается расширения материальных возможностей педагогов для обучения, то здесь возможно расширение заочной и дистанционной форм обучения как менее затратных. Однако в настоящее время эти формы, как уже было показано, существенно менее востребованы педагогами по сравнению с очной формой обучения.

Таким образом, аналитическая работа, предшествующая разработке программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», позволила создать основание для определения наиболее важных и актуальных компетенций педагогов для внедрения ФГОС и наиболее эффективных и оптимальных форм (и их сочетания) организации обучения слушателей.

 

При подготовке инструментария исследования на основе новых компетенций был сформирован список профессиональных компетенций педагога дошкольного образования (воспитателя), который был предложен участникам опроса с целью выявления их отношения к этим компетенциям с точки зрения необходимости их включения в перечень.

 

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверж­дении федерального государственного обра­зовательного стандарта дошкольного образо­вания» [Электронный ресурс]. URL :http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата об­ращения: 15.09.2014).
  2. Приказ Министерства труда и социальной защи­ты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверж­дении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошколь­ного, начального общего, основного общего, сред­него общего образования) (воспитатель, учитель)” [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/
  3. Бурлакова И. А. Новые требования к дошколь­ной программе как ориентир для подготовки пе­дагогов // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 41–47.
  4. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образователь­ных программ (ОПОП) подготовки педагогиче­ских кадров в соответствии с профессиональ­ным стандартом педагога: предложения к реа­лизации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU. ru 2014. № 2. C. 1–18. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 15.09.2014).

Информация об авторах

Аржаных Елена Владимировна, начальник Отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: arzhanyhev@mgppu.ru

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-7518, e-mail: iaburlakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3358
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 945
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0