Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований 1855

Поливанова К.Н., доктор психологических наук, директор, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, Москва, Россия, kpolivanova@mail.ru

Аннотация

Описаны международные программы оценки качества образовательных результатов PISA, TIMSS, PIRLS. Представлено сравнение результатов российских школьников со средними международными результатами школьников стран-лидеров, которое показывает отставание по шкалам, отражающим способность к анализу полученных данных и их применению в реальных жизненных ситуациях. Выявлена и описана уникальная конфигурация результатов школьников-россиян по разным исследованиям. Обращается внимание на то, что высокие результаты по начальной школе (PIRLS) и низкие по итогам основной школы (PISA) свидетельствуют о том, что отставание локализовано именно на второй ступени образования. Продемонстрировано (на основании сопоставления и сравнения программ между собой и результатов российских школьников с результатами других стран), что российские результаты уникальны и отражают приверженность российской системы образования принципам академизма (высокий уровень предметных результатов и низкий – умения применять их в жизни). Представлены и проанализированы психолого-педагогические аспекты школьной жизни: личные отношения учителя и учеников, дисциплинарный климат, формы поощрения учеников к учению. Выделяются и описываются особенности этих показателей в России – весьма позитивные ответы учеников и часто негативные – педагогов. Утверждается, что влияние на эти показатели является важным потенциалом развития российской системы образования. Описаны тренды работы с психолого-педагогическими аспектами школьной жизни: школьным климатом, отношением учеников к школе, самоэффективностью. Перечисленные характеристики рассматриваются как ресурс развития российской школы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Российское образование модернизирует­ся, т. е. приводится в соответствие с требо­ваниями современности. Эти процессы вос­принимаются неоднозначно. Полярность оце­нок этого явления в своем основании, с одной стороны, имеет стойкую уверенность в успе­хах советской системы образования, а с дру­гой – понимание того, что индустриальная на­правленность образования при переходе к информационному обществу в современном изменившемся мире требует преодоления. Особенности российского образования по­следних десятилетий стали наглядно видны при сравнении национальных систем образо­вания в рамках международных сравнитель­ных исследований в области образования. Исторически вначале был запущен проект TIMSS (IEA)1, затем в 2000 г. – PISA (OECD)2, в 2001 г. стартовал PIRLS (IEA)3.

Литература
  1. Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливано­ва К.Н., Фатеева А.В. Российское образование в контексте международных индикаторов. Анали­тический доклад. М.: ИФ «Сентябрь», 2009. 184 с.
  2. Качество образования в российской школе: по результатам международных исследований / под. общ ред. К.Н. Поливановой. М.: Логос, 2006. 208 с.
  3. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фру­мина. М.: Изд. дом Гос. ун-та высшей школы эко­номики, 2010. 307 с.
  4. Новый взгляд на грамотность. По результа­там международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004. 196 с.
  5. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / под общ. ред. А.Г. Каспржака, К.Н. Поливановой. М.: Логос, 2006.
  6. Тюменева Ю. А., Вальдман А.И., Карной М. Что дают предметные знания для умения при­менять их в новом контексте. Первые резуль­таты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 8–24.
  7. Bandura A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // Self-Effic. Chang. Soc. 1995. Vol. 15. P. 1–46.
  8. Cohen J. et al. School climate: Research, policy, practice, and teacher education // The Teachers College Record. 2009. Vol. 111. № 1. P. 180–213.
  9. Gamoran A., Nystrand M. “Taking Students Se­riously”, in F. Newman (ed.), Student Engagement and Achievement in American Secondary Schools. N. Y.: Teachers College Press. New York City, 1992. P. 40–62.
  10. OECD (2010), PISA 2009 Results: What Makes a School Successful? [Электронный ресурс] // Resources, Policies and Practices. Vol. IV. 304 р. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264091559-en (дата обращения: 2.12.1015).
  11. OECD (2013), PISA 2012 Results: Ready to learn: Students’ Engagement, Drive and Self-beliefs [Электронный ресурс] // PISA OECD Publishing. Volume III. 520 p. URL: http://dx.doi. org/10.1787/97892642091170-en (дата обраще­ния: 2.12.1015).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика