Проблемы организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра 994
Самсонова Е.В., кандидат психологических наук, руководитель , Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, Институт проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, elsamson@yandex.ru Алексеева М. Н., научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, Институт проблем инклюзивного образования, eyesoftalia@gmail.com
Приводятся данные прикладного социально-психологического исследования, посвященного изучению проблем, возникающих в деятельности образовательных организаций при обучении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Представлен анализ теоретического состояния и практического опыта по проблеме исследования; разработан рабочий вариант научного аппарата исследования; проведен опрос административных и педагогических работников с целью сбора фактического материала; были из- учены проблемы в организации образования детей с РАС; исследованы потребности в методической поддержке педагогов образовательных организаций, включающих детей с РАС. Приводятся данные анкетирования и группового интервью, проведенных с административными работниками образовательных организаций, обучающих детей с РАС. Описываются вопросы организационного, методического и психологического характера, возникающие по различным аспектам образовательного процесса. Также представлены данные анкетирования педагогов, обучающих детей с РАС. Раскрываются проблемы профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
По результатам проведенных исследований выявлены типичные проблемы, с которыми сталкивается образовательная организация, в которой обучается ребенок с РАС.
В 2015–2016 гг. сотрудниками Института проблем инклюзивного
образования совместно с сотрудниками Центра психолого- медико-социального
сопровождения детей и подростков Московского государственного
психолого-педагогического университета было проведено исследование, предметом
которого были проблемы, возникающие у администрации и педагогов образовательных
организаций города Москвы, включающих в образовательный процесс детей с
расстройствами аутистического спектра (далее РАС).
Литература
Российские и зарубежные исследования в сфере инклюзивного образования.
Серия: Инклюзивное образование. Выпуск 10 / Под ред. Е.В. Самсоновой, В.Л.
Рыскиной. М.: Форум, 2012. 180 с.
Самсонова Е.В. Подготовка кадров для инклюзивного образования //
Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2014. № 1. C. 45–47.