Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Базовые фреймворки ИКТ-компетентности в структуре профессионального стандарта учителя 142

Ярмахов Б.Б., кандидат философских наук, исполнительный директор, Национальное общество технологий в образовании, Москва, Россия, yarmakhov@gmail.com
Сотникова А.Л., кандидат филологических наук, методист, средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением немецкого языка, Санкт-Петербург, Россия, sotnikovaal@schule72spb.ru
Патаракин Е.Д., доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт системных проектов, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, patarakined@mgpu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются базовые концептуальные рамки (фреймворки), на основе которых происходит формирование профессиональных стандартов учителя в разделе ИКТ-компетенции. Рассмотрен кейс выстраивания экосистемы сообщества американской ассоциации ISTE, в основе которой лежит жизненный цикл пакета стандартов учащегося, учителя, образовательного технолога, учителя информатики и администратора школы. Проанализирован механизм трансформации стандартов ИКТ-компетенции в образовательные политики на основе подхода, предложенного ЮНЕСКО. Показано, что в процессе преобразования стандартов ISTE в фреймворк ЮНЕСКО была сохранена структура стандартов, но был внедрен механизм уровневой оценки компетентности учителя. Рассмотрены механизмы трансляции фреймворков стандартов ИКТ-компетентности учителя в национальные образовательные системы более чем пятидесяти стран мира. Сформулированы рекомендации по реализации современных подходов к разработке образовательных стандартов в реалиях российского образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Стандартизация ИКТ-компетентности в структуре профессиональной деятельности учителя во всем мире является одной из самых остро дискутируемых в учительских сообществах тем. Стремительные изменения в сторону насыщения цифровыми технологиям производства и социальной сферы, растущие тренды, связанные с использованием больших данных, искусственного интеллекта, нейросетей, интернета вещей и еще целого ряда феноменов информационного века, не могут обойти образование стороной.

Литература
  1. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А. Профессиональный стандарт педагога-психолога как стратегическая основа модернизации психолого-педагогического образования // Вестник практической психологии образования. 2015. № 2 (43). С. 17—30.
  2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105—126.
  3. Мирошникова О.Х. Профессиональный стандарт педагога: международный опыт и региональные компоненты // Интернет-журнал науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 164.
  4. Ямбург Е.А. Новый профессиональный стандарт педагога: проблемы внедрения // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 2 (2). С. 163—169.
  5. Aktaruzzaman M., Shamim M.R., Clement C.K. Trends and issues to integrate ICT in teaching learning for the future world of education // International Journal of Engineering & Technology. 2011. Vol. 11. № 3. P. 114—119.
  6. Al-Dajeh H. Jordanian vocational, secondary education teachers and acquisition of the National professional standards // Education. 2012. Vol. 133. № 1. P. 221—234.
  7. Australian Professional Standards for Teachers (2011). 2011.
  8. Barr D., Sykora C. Learning, teaching and leading: A comparative look at the ISTE standards for teachers and UNESCO ICT competency framework for teachers // Connected Learning. Connected World. 2015.
  9. Butler D., Hallissy M., Hurley J. The Digital Learning Framework: What Digital Learning can look like in Practice, An Irish Perspective // Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. Association for the Advancement of Computing in Education (AACE), 2018. P. 1339—1346.
  10. Crompton H. ISTE’s Mobile Learning Framework and the VMLA Pathway // Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). 2016. P. 479—481.
  11. De Santis J. Investigating the Relationship Between TPACK and the ISTE Standards for Teachers // Issues and Trends in Educational Technology. 2016. Vol. 4. № 1.
  12. Ellili-Cherif M., Romanowski M.H., Nasser R. All that glitters is not gold: Challenges of teacher and school leader licensure licensing system in Qatar // International Journal of Educational Development. 2012. Vol. 32. № 3. P. 471—481.
  13. Ferrari A. Digital competence in practice: An analysis of frameworks. Luxembourg: Publication office of the EU. Research Report by the Joint Research Centre of the Research Commission, 2012. 92 p.
  14. Gjørling U. Pedagogical ICT licences // TelE-Learning. Springer, Boston, MA, 2002. P. 77—84.
  15. Hameed-Ur-Rehman B.M. Teachers’ opinion/ perception about the National professional standards for teachers (npst-2009) in Pakistan // Interdisciplinary Journal of Contemporary Research in Business [serial online]. 2012. P. 262—277.
  16. Khoroshilov A. Unesco teacher development policies and programmes including ict // ICT in Teacher Education. 2010. P. 18.
  17. Kozma R.B. Comparative analysis of policies for ICT in education // International handbook of information technology in primary and secondary education. Springer, 2008. P. 1083—1096.
  18. Leonard S.N. Professional Conversations: Mentor Teachers’ Theories-in-Use Using the Australian National Professional Standards for Teachers // Australian Journal of Teacher Education. 2012. Vol. 37. № 12.
  19. Martin B. Successful Implementation of TPACK in Teacher Preparation Programs // International Journal on Integrating Technology in Education. 2015. Vol. 4. № 1. P. 17—26.
  20. Mayer D. et al. Professional standards for teachers: A case study of professional learning // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2005. Vol. 33. № 2. P. 159—179.
  21. Mishra P., Koehler M.J. Technological Pedagogical Content Knowledge: A Framework for Teacher Knowledge // Teachers College Record. 2006. Vol. 108. № 6. P. 1017—1054.
  22. Morphew V.N. A Constructivist Approach to the National Educational Technology Standards for Teachers. International Society for Technology in Education, 2012. 316 p.
  23. Officers C. of C.S.S. InTASC Model Core Teaching Standards and Learning Progressions for Teachers 1.0. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. 56 p.
  24. Pedder D., Opfer V.D. Planning and organisation of teachers’ Continuous Professional Development in schools in England // The curriculum journal. 2010. Vol. 21. № 4. P. 433—452.
  25. Ravitch D. The death and life of the great American school system: How testing and choice are undermining education. Basic Books, 2016.
  26. Rizza C. ICT and Initial Teacher Education: OECD Education Working Papers 61. 2011.
  27. Tiede J., Grafe S., Hobbs R. Pedagogical Media Competencies of Preservice Teachers in Germany and the United States: A Comparative Analysis of Theory and Practice // Peabody Journal of Education. 2015. Vol. 90. № 4. P. 533—545.
  28. Voogt J., Roblin N.P. A comparative analysis of international frameworks for 21st century competences: Implications for national curriculum policies // Journal of Curriculum Studies. 2012. Vol. 44. № 3. P. 299—321.
  29. Zhou G., Zhang Z., Li Y. Are secondary preservice teachers well prepared to teach with technology? A case study from China // Australasian Journal of Educational Technology. 2011. P. 18.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика