Этническое и профессиональное в метаиндивидуальном пространстве

1020

Аннотация

Предпринимается попытка преодолеть дистанцированность понимания профессионального пути личности от категории культуры, культурного мира, отыскать точки соприкосновения этнокультурного и профессионального во внутреннем мире человека. В ходе инкультурации человек интериоризирует культурные значения, присваивает свойства культурного мира, в соответствии с которыми строит систему способов организации и взаимодействия со своим внутренним миром, в том числе и в профессии. Высокие уровни самовыражения в профессии предполагают наиболее полную реализацию потенциала способностей и резервов личности, ее своеобразных свойств, в том числе этнокультурных. В статье описываются формы взаимодействия этнического и профессионального самосознания. Подчеркивается роль рефлексии как системного регулятора этого процесса. Теоретической основой выступает концепция метаиндивидуального этнического мира В. Ю. Хотинец и концепция уровневой организации психических процессов А. В. Карпова.

Общая информация

Ключевые слова: метаиндивидуальный мир, этнические и профессиональные значения и смыслы, профессиональная индивидуальность, субъект деятельности, рефлексия

Рубрика издания: Общая психология

Для цитаты: Троянская А.И. Этническое и профессиональное в метаиндивидуальном пространстве [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n4/Troyanskaya (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

Характеризуя сегодняшние условия жизни в России, мы неизбежно констатируем многокультурность общества. Этот параметр объективно требует своего учета в разнообразных сферах общественной жизни. Однако часто процессы, происходящие в обществе, рассматриваются как универсальные для любой культуры. В частности, профессиональная деятельность и процессы профессионализации традиционно рассматриваются если не «выключенными» из культуры, то игнорирующими ее. Это затрудняет понимание соответствующих процессов в их целостности, что отражается на содержании технологий профессиональной подготовки, затрудняет достижение продуктивности профессионализации представителями этнического меньшинства. Высокие уровни самовыражения в профессии требуют актуализации потенциала способностей личности, ее своеобразных свойств [1], в том числе и этнокультурных. Условия жизни человека одновременно и в культурном, и в профессиональном мире заставляют науку отыскать точки их соприкосновения во внутреннем мире человека, описать формы взаимодействия этих реальностей.
Культура в широком смысле понимается как способ организации жизнедеятельности людей. Профессия также представляет собой специфический способ организации деятельности. В таком случае профессиональный мир может быть рассмотрен как разновидность культурного, как соотносимое с ним по строению и формам взаимодействия с индивидуальностью образование, находящееся с ним в отношениях взаимопроникновения.
Рассмотрение вопросов профессионализации в терминах профессиональной культуры (И. Ф. Исаев[6], К. А. Абульханова[1], М. В.Швыдкая[11], Е. В.Селезнева[9]) дает возможность понимания в качестве системы, с которой взаимодействует индивидуальность, и мир профессии, как мир культурный, - систему норм, ценностей, способов действия, принятых в профессиональном сообществе. Тем самым мы можем применить концепцию метаиндивидуального этнического мира В. Ю. Хотинец [10] к описанию взаимодействия индивидуальности и профессионального мира.
Опираясь на выделяемые М. С. Каганом [7] смысловые масштабы употребления понятия «культура», мы понимаем этническую культуру как широкую категорию культуры конкретного социума, то есть как систему с более высоким масштабом обобщения, чем профессиональный мир. Таким образом, профессиональный мир выступает подсистемой этнокультурного, сродни ему по строению и формам взаимодействия индивидуальности с ним.
Индивидуальность по отношению к профессиональному миру может выступать в двух ипостасях: как объект (элемент мира) - субъект (активно действующая позиция) мира и как относительно автономная система, независимая от него. Иными словами, индивидуальность рассматривается, с одной стороны, как объект профессионального мира, являющийся носителем качеств и свойств последнего, и как субъект профессионального мира, активность которого отвечает особенностям, законам и способам существования профессионального мира, с другой -    как автономная, саморегулируемая и
самоактуализирующаяся система, обладающая имманентными свойствами и качествами, присущими только ей [5].
Следует уточнить - индивидуальность, становясь объектом, не перестает быть субъектом, «т.е. продолжает, в частности, осуществлять деятельность, поведение, общение, созерцание и иные виды специфически человеческой активности - непосредственно совместной, групповой или индивидуальной» [2]. Лишь будучи субъектом, человек может стать объектом. Этим он принципиально отличается от всех других объектов. Поэтому, как указывал Брушлинский, особенно важно все глубже раскрывать изначальные социальность и активность человеческого индивида, становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом. Необходимо учитывать и исследовать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество, членом которого он всегда является [2].
А. А. Волочков отмечал, что стремление к познанию взаимодействия индивидуальных особенностей личности и требований деятельности определяет необходимость изучения целостной индивидуальности человека как субъекта деятельности, «своими действиями создающего свою индивидуальность»[3].
Профессиональный мир как составляющая этнокультурного мира, по отношению к индивидуальности также приобретает двойственность качественной определенности. Вслед за В. Ю. Хотинец, признаем необходимость в силу принципа двойственности качественной определенности рассматривать метаиндивидуальный мир, как пространство взаимодействия в трех позициях. В первой позиции точкой отсчета относительно индивидуальности становится профессиональный мир; во второй, наоборот, индивидуальность есть точка отсчета относительно профессионального мира. В третьей одновременно рассматриваются первая и вторая позиции, в которой дается возможность раскрыть процесс    интерактивного взаимодействия индивидуальности с профессиональным миром.
Индивидуальность-подсистема, пребывая и приобщаясь к профессиональной культуре, получает специфическое профессиональное содержание, становясь ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ индивидуальностью. На первый план выходят профессионально типичные, идентификационные, интериндивидуальные, обусловленные профессиональной деятельностью так называемые ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-субъектные свойства. Они обнаруживаются в типичных для профессии проявлениях - характер общения и взаимоотношений с объектами мира, особенности ведущих мотивов и потребностей во взаимоотношении с объектами мира, профессиональные стереотипы, профессиональные установки (состояние внутренней готовности к психической активности), профессиональные деформации.
С другой стороны, индивидуальность-система привносит в профессиональный мир свое имманентное качество, своеобразное и особенное, неповторимое индивидуальное, актуализируясь    как    профессиональная    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ,    являя экстраиндивидуальные, СУБЪЕКТНО-деятельностные свойства, в данном случае индивидуальные смыслы профессиональной деятельности и эмоциональные предпочтения. Эти психологические образования, по Л. Я. Дорфману, не присущи социальной действительности, но направлены на нее, структурируют ее определенным образом и могут придавать ей не всегда обычные для нее самой функции. Профессиональный мир в метаиндивидуальном пространстве становится средством развития профессиональной идивидуальности как субъекта профессиональной деятельности.
Профессиональная индивидуальность как субъект профессиональной деятельности актуализируется в пространстве метаиндивидуального мира - полисиситемы, складывающейся из двоякого рода взаимодействующих между собой систем, первой из которых является собственно индивидуальность, второй - профессиональный мир. Свойства профессиональной индивидуальности, детерминированные как внутренними, так и внешними источниками, могут совпадать, а значит, в частных случаях включать в себя ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-субъектные и СУБЪЕКТНО-деятельностные свойства.

Рис. 1. Актуализация ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ индивидуальности в процессе взаимодействия профессионального мира (ПМ)-системы и индивидуальности-подсистемы

Рис. 2. Актуализация профессиональной ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ в процессе взаимодействия индивидуальности-системы и ПМ-подсистемы

Рис. 3. Актуализация профессиональной индивидуальности (ПИ) в процессе взаимодействия ПМ и индивидуальности в качестве самостоятельных систем

Здесь мы можем видеть, что ценности, нормативные образцы деятельности как совокупность значений профессионального мира в той или иной степени присваиваются индивидуальностью и, в результате профессиональной рефлексии преломляясь через ее мировоззрение, приобретают тот или иной личностный смысл, задающий отношение субъекта к профессии. В результате этого происходит формирование наряду с индивидуальной системой значений профессионального мира системы личностных смыслов труда, которые в единстве представляют профессиональное самосознание.
Подобный взгляд на системы индивидуальности и внешнего мира открывает возможность изучения существования человека в системе различных миров, включенных в
более широкий культурный мир, рассмотрения их взаимоопосредующих эффектов на внутренний мир человека.
Необходимо допустить, что этнокультурный мир, как образование более высокого порядка накладывает отпечаток на профессионализацию и вместе с тем задает специфические характеристики профессиональной рефлексии. Однако, взаимоотношения рассматриваемых миров могут иметь различные формы - профессиональный мир может быть тесно интегрирован в структуру этнокультурного или, напротив, находиться в отчуждении. Взаимоотношения идеальных или реальных воплощений этих миров внутри индивидуальности выражены в виде взаимодействия этнического и профессионального самосознания. Эти взаимоотношения также вариативны.
С. Т. Джанерьян [4] было выделено четыре варианта соотношений личностных и субъектно-деятельностных свойств человека в профессии. Если рассматривать этнопсихологические свойства как конкретизацию личностных свойств, а самосознание как системообразующее начало для всех иных свойств личности, выделенные С. Т. Джанерьян варианты могут быть применимы к иллюстрации соотношения этнического и профессионального самосознания: 1. Совмещение, сближение; 2. Доминирующее влияние профессионального на этническое самосознание; 3. Доминирующее влияние этнического на профессиональное самосознание; 4. Параллельное, не пересекающееся в профессии существование профессионального и этнического самосознания.

Рис. 4. Варианты соотношения этнического и профессионального самосознания

Наличие того или иного варианта соотношения обусловлено особенностями системы личностных смыслов и ценностей человека, приоритетностью той или иной сферы жизнедеятельности. Доступность внутреннего мира сознанию обеспечивается рефлексивными процессами. Рефлексия делает возможным субъективное ощущение «единства и единственности» внутренней реальности, внутреннего воплощения как профессионального, так и этнического.
Для человека как субъекта сознание особенно существенно, потому что именно в ходе рефлексии он формирует и развивает свои цели (которые могут быть только осознанными), то есть цели деятельности, общения, поведения, созерцания и других видов активности [2].
А. А. Волочков отмечал, что ценностные ориентации и их выбор являются важнейшей образующей субъектной активности и самого субъекта в ней. В общественном «меню» 5
множество ценностей, но путь к ним индивидуален. Выбор индивидуальным субъектом тех ценностей, которые предлагает общество и которые он может реализовать, развивать или даже творить в зависимости от индивидуальных особенностей и средовых ограничений. В этом выборе наряду со средовым и генетическим проявляется третий фактор психического развития — активность самого субъекта [3].
Этот индивидуальный выбор, формирование и развитие целей осуществляется в результате рефлексии. При рассмотрении места рефлексии в уровневой организации психических процессов А. В. Карпов отмечает, что она как процесс входит в системный уровень (по своим механизмам, процедурам, операционным средствам). Но по результатам всегда выходит за этот уровень - переходит на метасистемный уровень организации. Эта двойственность - главная характеристика рефлексии, способ «выхода за наличное», обеспечивающая порождающее, генеративное свойство психического [8].
Любое сложное системное образование, пишет А.В.Карпов, не как абстракция, а как онтологическое образование, приобретает свое конкретное «внутрисистемное» бытие в рамках еще более сложной системы. Во взаимодействии с метасистемой явление, процесс приобретает новые качественные характеристики, измерения и параметры, которые образуют в совокупности высший метасистемный уровень организации. Через него целостность взаимодействует с системами более высоких порядков и тем самым развивается, качественно трансформируется.[8]
Процесс субъективации этнических и профессиональных значений является рефлексивным процессом как выбор и встраивание в собственную систему смыслов предлагаемых обществом значений, выбор ценностных ориентаций, в частности. Этот процесс соотносится с субъектным полюсом рассмотрения рефлексии по А. В. Карпову. Объективация этнических и профессиональных смыслов предстает «экстериоризированной разверткой» рефлексии [8], соотносимой с объектным полюсом ее рассмотрения по А. В. Карпову.
Таким образом, метасистемный уровень организации, выявленный А. В. Карповым, обеспечивает взаимодействие индивидуальности и этнического мира, описываемые В. Ю. Хотинец, как взаимоотношения сложного системного образования с метасистемой, в результате которого оно приобретает новые качественные характеристики, становясь метаиндивидуальностью. Благодаря метасистемному уровню организации возможны и через него осуществляются процессы объективации этнических смыслов и субъективации этнических значений. Аналогичным образом происходит взаимодействие индивидуальности и профессионального мира как компонента этнокультурного мира. В этой связи с очевидностью проступает роль рефлексии как механизма взаимодействия индивидуальности с этническим и профессиональным миром.

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.,1991.
  2. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  3. Волочков А. А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Психологический журнал. 2003. № 3.
  4. Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция: Автореф. дис… докт. психол. наук. Р-н/Д, 2005. 
  5. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 1993.
  6. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993. 
  7. Каган М. С. Художественная культура как система // Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л., 1991.
  8. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.
  9. Селезнева Е. В. Развитие акмеологической культуры личности. М., 2004. 
  10. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. 
  11. Швыдкая М. В. Рефлексивная культура как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 2006.

Информация об авторах

Троянская Анна Игоревна, аспирант кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета, Россия, e-mail: atroyanskaya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1490
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1020
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0