Этническое и профессиональное в метаиндивидуальном пространстве

1005

Аннотация

Предпринимается попытка преодолеть дистанцированность понимания профессионального пути личности от категории культуры, культурного мира, отыскать точки соприкосновения этнокультурного и профессионального во внутреннем мире человека. В ходе инкультурации человек интериоризирует культурные значения, присваивает свойства культурного мира, в соответствии с которыми строит систему способов организации и взаимодействия со своим внутренним миром, в том числе и в профессии. Высокие уровни самовыражения в профессии предполагают наиболее полную реализацию потенциала способностей и резервов личности, ее своеобразных свойств, в том числе этнокультурных. В статье описываются формы взаимодействия этнического и профессионального самосознания. Подчеркивается роль рефлексии как системного регулятора этого процесса. Теоретической основой выступает концепция метаиндивидуального этнического мира В. Ю. Хотинец и концепция уровневой организации психических процессов А. В. Карпова.

Общая информация

Ключевые слова: метаиндивидуальный мир, этнические и профессиональные значения и смыслы, профессиональная индивидуальность, субъект деятельности, рефлексия

Рубрика издания: Общая психология

Для цитаты: Троянская А.И. Этническое и профессиональное в метаиндивидуальном пространстве [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n4/Troyanskaya (дата обращения: 02.02.2023)

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.,1991.
  2. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  3. Волочков А. А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Психологический журнал. 2003. № 3.
  4. Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция: Автореф. дис… докт. психол. наук. Р-н/Д, 2005. 
  5. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 1993.
  6. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993. 
  7. Каган М. С. Художественная культура как система // Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л., 1991.
  8. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.
  9. Селезнева Е. В. Развитие акмеологической культуры личности. М., 2004. 
  10. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. 
  11. Швыдкая М. В. Рефлексивная культура как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 2006.

Информация об авторах

Троянская Анна Игоревна, аспирант кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета, Россия, e-mail: atroyanskaya@mail.ru