Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о преподавании психологии в школе. Исторический анализ 1508

Толстых И.Э., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, efikrol@yandex.ru

Аннотация

Данная работа посвящена историческому анализу преподавания психологии в школе в России ХХ века. После краткого анализа исторической эпохи и ситуации с преподаванием психологии в старшей школе мы смогли выделить три исторических этапа: дореволюционный (1900−1917), Послевоенный (1946−1970) и Современный (1990−2000-е…). Далее мы подробно рассмотрели каждый из них: для первого и второго этапов − наиболее популярные учебники того времени авторов Г. И. Челпанова, А. П. Нечаева (дореволюционный), Б. М. Теплова (послевоенный), в которых показаны основные причины, почему психология исключалась и вновь включалась в учебные планы. Для третьего этапа дан общий анализ современной ситуации преподавания психологии, выделены две основных концепции преподавания – фундаментальная (предметно-ориентированная) и личностная. На основании проделанной работы предложена схема для анализа существующих в настоящее время программ преподавания психологии в школе, которая предполагает анализ всех ключевых моментов в изучении психологии, начиная от внешних аспектов (оформление, оценивание), заканчивая глубоким внутренним содержанием (концепция преподавания).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Блонский П. Результаты анкеты по вопросы о постановке преподавания психологии в средней школе. М., 1910.
  2. Вопросы школьного курса психологии в свете учения И. П. Павлова Под ред., Б. М. Теплова. М., 1951.
  3. Гордеева И.Э. Принципы построения школьного курса психологии. /Психология образования: проблемы и перспективы (материалы Первой международной научно-практической конференции). М., 2004.
  4. Гордеева И. Э., Кутузова Д. А. К проблеме преподавания психологии в школе // Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования. М., 2003.
  5. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий. // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
  6. Нечаев А. П. Как преподавать психологию? Методические указания для учителей средних учебных заведений. СПб., 1911.
  7. Нечаев А .П. Учебник психологии для средний учебных заведений с 37 рис. в тексте, 60 задач и с описанием простых психологически опытов. М., 1915.
  8. Никольская А. А., Нечаев А. П.: Жизненный и творческий путь// Вопросы психологии. 1997. № 2.
  9. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000.
  10.  Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. 1999. № 2.
  11.  Теплов Б. М. Психология./ Учебник для средней школы. М., 1953.
  12.  Теплов Б. М. Психология./ Учебник для средней школы. М., 1946.
  13.  Челпанов Г. И. Психология, философия, образование // Избранные психологические труды. М., 1999.
  14. Челпанов Г. И. Учебник психологии (для гимназий и самообразования). М., 1916.
  15. Челпанов Г. И. Биография. URL:http://www.ido.edu.ru/psychology/psychogenetic/biograf105.html
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика