Детерминанты психологической готовности к применению оружия сотрудниками правоохранительных органов

3178

Аннотация

Деятельность сотрудников милиции связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач. Только подготовленность сотрудников, раскрытие их потенциальных возможностей могут обеспечить успешность их деятельности в экстремальных условиях, связанных с применением огнестрельного оружия. Психологическая готовность к применению оружия сотрудниками правоохранительных органов зависит от особенностей личности – от качеств, характеризующих личностный адаптационный потенциал сотрудника, от его решительности, ситуативной и личностной тревожности, от комплекса поведенческих реакций в ситуации фрустрации, включающего значения экстрапунитивных, интрапунитивных, импунитивных реакций и реакций с фиксацией на удовлетворении потребности. По результатам проведенного исследования составлены психологические профили сотрудников милиции с высокой и низкой психологической готовностью к применению и использованию огнестрельного оружия.

Общая информация

Ключевые слова: экстремальная психология, психологическая компетентность, психогенные факторы, саморегуляция, психические процессы, профессионально важные качества

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Коноплева И.Н., Богданович Н.В. Детерминанты психологической готовности к применению оружия сотрудниками правоохранительных органов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n2/27875 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Под экстремальными условиями в психологии А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский [16] понимают наличие в деятельности стресс-факторов. В.Н.Смирнов [17] к экстремальным относит те виды деятельности, которые характеризуются интенсивным, нередко сверхсильным воздействием. А.М.Столяренко [15] экстремальными называет ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, крайнему, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу. К основным психогенным факторам, имеющим место в экстремальных ситуациях, автор относит следующие факторы: большую ответственность за принятие решения; опасность; дефицит времени, интенсивность деятельности, отсутствие необходимого отдыха; травмирующие психику события; напряженность взаимоотношений с правонарушителями, их противодействие при пресечении и расследовании преступлений; конфликтность общения во многих служебных ситуациях, оскорбительные и провоцирующие высказывания и действия; длительное ожидание возможных осложнений обстановки, требующее постоянной бдительности.

Понятие «экстремальность» часто употребляется для обозначения любых условий, порождающих стресс. Особые условия отличаются от стрессогенных или экстремальных меньшей интенсивностью и специфической направленностью на деятельность. В.И.Лебедев [10] считает, что понятие «особые условия» деятельности применимо к тем ситуациям, когда деятельность сопряжена с эпизодическим действием экстремальных факторов, а экстремальные условия деятельности связаны с постоянным действием этих факторов. Полагаем, что экстремальные ситуации в милицейской практике возникают, когда налицо реальная угроза наступления общественно опасных последствий. Такими последствиями являются случаи ранения и гибели сотрудников милиции, когда они страдают от рук преступников, не сумев воспользоваться оружием. Важнейшими элементами структуры применения оружия считаются способность сотрудника милиции быстро и объективно оценить обстоятельства применения оружия в сложной ситуации и психологическая готовность к его применению.

Литература

  1. Аврамцев В.В., Носков В.А. Психологическая подготовка в условиях вуза МВД России // «Известия» Методического центра профессионального образования и координации научных исследований. 1996. № 4.
  2. Белобрыкина О.А. Проблема профессиональной готовности специалистов психологического профиля// Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т. 1.СПб., 2003.
  3. Береговой Г.Т., Жданов О.И. Человек в экстремальных условиях// Психологический журнал.1992. Т.13. № 2.
  4. Бодров В.А., Обознов А.А., Турзин П.С. Информационный стресс в операторской деятельности// Психологический журнал.1998. Т.19. № 5.
  5. Бычков О.В. Тактика подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях// Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел: Материалы конференции практических психологов ОВД: В 2ч. Ч. 2. Домодедово, 1998.
  6. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М., 1971.
  7. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности// Вопросы психологии. 1989. № 5.
  8. Королев Л.М. Психологические основы боеготовности личного состава авиации ВС// Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г.: В 8 т. Т. 4. СПб., 2003.
  9. Куркин М.А. Способность к саморегуляции функциональных состояний как прогностический показатель успешности служебной деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов: Дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1997.
  10. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
  11. Листков В.Б., Хоменко А.Н. Морально-психологическая подготовка курсантов в ходе занятий по тактико-специальной подготовке (ТСП)// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. №1(19).
  12. Моисеенко Л.А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров// Вопросы психологии. 1993. №2.
  13. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998.
  14. Поздняков В.М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях: Дис. … канд. психол. наук. М., 1989.
  15. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001.
  16. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
  17. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: Монография. М., 2003.
  18. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  19. Blak R.A. Critical incident debriefing for law enforcement personal: A model// Critical incident in Policing: Revised. Washington, DC., 1991.

Информация об авторах

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2589
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 3178
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4