Методика ролевого тренинга в обучении студентов

677

Аннотация

Основное содержание статьи сконцентрировано на вопросах применения интеллектуальной технологии «Методики ролевого тренинга в обучении студентов», разработанной и применяемой в Психологическом институте Университета Альберт-Людвиг г. Фрайбург (Германия). Представлено описание ее реализации в учебном театре, где специально подготовленные актеры, имеющие базовую медицинскую или психологическую подготовку, выполняют роль «симулированных» клиентов при отработке профессиональных навыков студентами, в частности, таких как первичное интервью, мотивирующее интервью, отдельные техники психологического консультирования. Показано, на каких методах базируется данная методика, какие возможности она дает при изучении материала, как позволяет студентам «познакомиться» со сложными клиентами. В целом в данной работе освещены содержательные, структурные и организационные аспекты такого вида занятий.

Общая информация

Ключевые слова: поведенческая психотерапия, ролевой тренинг, работа с «симулированным» клиентом, компетенции психолога

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ривкина Н.М. Методика ролевого тренинга в обучении студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Rivkina (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

Подготовка специалистов в области психологической реабилитации предполагает, в первую очередь, освоение студентом профессиональных компетенций практической работы с пациентами. Большой объем практических занятий в учебном процессе кафедры психологической реабилитации требует особого внимания к организации данного аспекта подготовки студентов.
Для практических занятий могут использоваться клинические базы, центры психосоциальной реабилитации, детские учебные заведения. Организация практических занятий в этих условиях подразумевает непосредственную работу студента с пациентами. Проведение занятий со студентами младших курсов, работа с базовыми практическими навыками «in vivo» требуют большого внимания к эмоциональной безопасности как пациента, так и студента.
Другой вариант ведения практикумов, позволяющих осваивать технологии психологической реабилитации, - работа студента с «симулированным» клиентом. Чаще всего на таких занятиях в роли «симулированного» клиента выступают сами студенты.
Интересной в решении проблемы организации практических занятий является базирующаяся на подходах поведенческой терапии технология учебного театра, разработанная и применяемая в Психологическом институте Университета Альберт-Людвиг г. Фрайбург (Германия). Важно отметить, что поведенческая психотерапия широко используется в Германии. Известно, что психологическая реабилитация в этой стране в первую очередь ориентирована на методологию поведенческой терапии [2]. Методики, применяемые в рамках данного направления, позволяют в специально организованной эмоционально безопасной среде отрабатывать новые паттерны поведения. Одновременно работа с новыми поведенческими навыками дает возможность анализа психологических установок, внутренних «позиций» и эмоционального ответа, что является важным при подготовке практических психологов, так как психологический резонанс, контрперенос специалиста, восприятие им клиента являются для них базовыми профессиональными навыками.
Возможности поведенческой терапии в плане овладения новым поведенческим инструментарием и анализа эмоционального и когнитивного аспектов нового поведения стали основой учебного театра, который является структурным подразделением Психологического института Университета Альберт-Людвиг и используется в ходе практических занятий при подготовке психологов-реабилитологов. Базисной технологией учебного театра является методика ролевого тренинга. Она позволяет в моделируемом «реальном» пространстве терапевтической сессии работать «здесь и сейчас» с профессиональными навыками, развивать отдельные технологии, анализировать их эффективность, получать активную обратную связь и супервизию [1]. В роли пациентов в терапевтических сессиях учебного театра выступают специально обученные актеры, имеющие базовое медицинское или психологическое образование. Для работы в театре они должны пройти специальный курс на кафедре реабилитологии. Подготовка актеров включает в себя клинические семинары, участие в консультациях пациентов, просмотр обучающих демонстрационных фильмов, занятия по профессиональной защищенности и актерскому мастерству, репетиции. В ходе обучения они осваивают основы психопатологии, тонкую нюансировку поведения больных различных нозологий, навыки точной вербализации собственных ощущений и переживаний. Каждый актер готовит несколько определенных ролей, например пациента с депрессией, зависимым поведением, суицидальным риском и т. д., стараясь максимально приблизить изображаемый образ к реальному.
Использование методики ролевого тренинга на практических занятиях включает в себя следующие этапы:
теоретическое представление осваиваемой технологии;
обсуждение необходимых практических навыков;
пошаговый анализ необходимого практического навыка (например, установление контакта, анализ резонансов, работа с убеждениями);
пошаговая «здесь и сейчас» тренировка отдельных этапов технологии и практических навыков в учебной аудитории с многократным проигрыванием;
обратная вербальная связь от «симулированного клиента» и анализ видеозаписей учебной работы.
В ходе обучения студентов методика учебного театра может использоваться:
в демонстрационных сессиях, проводимых преподавателем;
учебных сессиях, проводимых студентами;
анализе видеозаписей учебных сессий.
На первом этапе работы преподаватель демонстрирует студентам отдельные техники и методики в рамках сессии с актером театра. Это могут быть, например, демонстрации методики мотивационного интервью, кризисных интервенций, работы с суицидальным риском. Студенты наблюдают подобную учебную сессию в аудитории. Одновременно сессия записывается на видео и в ходе дальнейшего занятия отдельные фрагменты анализируется совместно со студентами. Частью занятия является предоставление актерами обратной связи о своих ощущениях и переживаниях в связи с использованием преподавателем отдельных техник и методик, а также об их эффективности.
На втором этапе студенты отрабатывают данную технологию в самостоятельной работе с актером, исполняющим роль «симулированного клиента». В ходе занятия студент может пошагово, с многократными повторениями тренировать осваиваемую методику, несколько раз возвращаясь к наиболее сложным этапам, получает от актера подробный анализ и обратную связь об эффективности процесса. Видеоматериал учебной сессии обсуждается вместе с преподавателем и учебной группой.
Использование актеров в качестве «симулированных» клиентов на практических занятиях позволяет детально отработать методологию работы с пациентами определенных нозологических групп, отработать отдельные навыки и технологии, получить активную обратную связь и супервизию, оценку эффективности работы.
Данная технология позволяет создать эмоционально безопасную среду, в которой студенты могут непосредственно в аудитории, «здесь и теперь» тренировать базовые профессиональные навыки, отдельные методики работы, анализировать используемые стратегии, собственные установки, а также эмоциональные переживания в ходе работы с клиентом. Особенно важен аспект анализа при подготовке студентов к работе в системе экстренной помощи, работе со сложными клиентами, горем и умиранием. Подробный анализ сессии, включающий в себя видеоматериал и обратную связь актера учебного театра, позволяет студентам осознать собственный эмоциональный опыт, дает навык рефлексии и самоанализа, необходимого при работе с эмоционально «тяжелыми» ситуациями. Одновременно пошаговый тренинг отдельных этапов работы с клиентом позволяет «автоматизировать» профессиональные навыки, что необходимо в работе, требующей включенности, спонтанности, быстрого принятия решений.
Таким образом, преимущества методики учебного театра в практической подготовке специалистов по психологической реабилитации проявляются:
в создании эмоционально безопасной среды в обучении студентов;
овладении профессиональными навыками «здесь и теперь»;
поэтапной работе с отдельными техниками;
получении активной обратной связи и навыка рефлексии;
преодоление студентами профессиональных барьеров в работе с клиентами;
отработке навыков экстренной психологической помощи.

Литература

  1. Blatner A. Acting-In: Practical applications of psychodramatic methods. N.Y., 1996.
  2. Jackel W., Bengel J., Herdt J. Research in rehabilitation. N.Y., 2006.

Информация об авторах

Ривкина Наталья Михайловна, старший преподаватель кафедры психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: rivekka@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1832
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 677
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1