Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 5
ISSN: 2587-6139 (online)
Методика ролевого тренинга в обучении студентов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: поведенческая психотерапия, ролевой тренинг, работа с «симулированным» клиентом, компетенции психолога
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Ривкина Н.М. Методика ролевого тренинга в обучении студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Rivkina (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Подготовка специалистов в области психологической реабилитации предполагает, в первую очередь, освоение студентом профессиональных компетенций практической работы с пациентами. Большой объем практических занятий в учебном процессе кафедры психологической реабилитации требует особого внимания к организации данного аспекта подготовки студентов.
Для практических занятий могут использоваться клинические базы, центры психосоциальной реабилитации, детские учебные заведения. Организация практических занятий в этих условиях подразумевает непосредственную работу студента с пациентами. Проведение занятий со студентами младших курсов, работа с базовыми практическими навыками «in vivo» требуют большого внимания к эмоциональной безопасности как пациента, так и студента.
Другой вариант ведения практикумов, позволяющих осваивать технологии психологической реабилитации, - работа студента с «симулированным» клиентом. Чаще всего на таких занятиях в роли «симулированного» клиента выступают сами студенты.
Интересной в решении проблемы организации практических занятий является базирующаяся на подходах поведенческой терапии технология учебного театра, разработанная и применяемая в Психологическом институте Университета Альберт-Людвиг г. Фрайбург (Германия). Важно отметить, что поведенческая психотерапия широко используется в Германии. Известно, что психологическая реабилитация в этой стране в первую очередь ориентирована на методологию поведенческой терапии [2]. Методики, применяемые в рамках данного направления, позволяют в специально организованной эмоционально безопасной среде отрабатывать новые паттерны поведения. Одновременно работа с новыми поведенческими навыками дает возможность анализа психологических установок, внутренних «позиций» и эмоционального ответа, что является важным при подготовке практических психологов, так как психологический резонанс, контрперенос специалиста, восприятие им клиента являются для них базовыми профессиональными навыками.
Возможности поведенческой терапии в плане овладения новым поведенческим инструментарием и анализа эмоционального и когнитивного аспектов нового поведения стали основой учебного театра, который является структурным подразделением Психологического института Университета Альберт-Людвиг и используется в ходе практических занятий при подготовке психологов-реабилитологов. Базисной технологией учебного театра является методика ролевого тренинга. Она позволяет в моделируемом «реальном» пространстве терапевтической сессии работать «здесь и сейчас» с профессиональными навыками, развивать отдельные технологии, анализировать их эффективность, получать активную обратную связь и супервизию [1]. В роли пациентов в терапевтических сессиях учебного театра выступают специально обученные актеры, имеющие базовое медицинское или психологическое образование. Для работы в театре они должны пройти специальный курс на кафедре реабилитологии. Подготовка актеров включает в себя клинические семинары, участие в консультациях пациентов, просмотр обучающих демонстрационных фильмов, занятия по профессиональной защищенности и актерскому мастерству, репетиции. В ходе обучения они осваивают основы психопатологии, тонкую нюансировку поведения больных различных нозологий, навыки точной вербализации собственных ощущений и переживаний. Каждый актер готовит несколько определенных ролей, например пациента с депрессией, зависимым поведением, суицидальным риском и т. д., стараясь максимально приблизить изображаемый образ к реальному.
Использование методики ролевого тренинга на практических занятиях включает в себя следующие этапы:
теоретическое представление осваиваемой технологии;
обсуждение необходимых практических навыков;
пошаговый анализ необходимого практического навыка (например, установление контакта, анализ резонансов, работа с убеждениями);
пошаговая «здесь и сейчас» тренировка отдельных этапов технологии и практических навыков в учебной аудитории с многократным проигрыванием;
обратная вербальная связь от «симулированного клиента» и анализ видеозаписей учебной работы.
В ходе обучения студентов методика учебного театра может использоваться:
в демонстрационных сессиях, проводимых преподавателем;
учебных сессиях, проводимых студентами;
анализе видеозаписей учебных сессий.
На первом этапе работы преподаватель демонстрирует студентам отдельные техники и методики в рамках сессии с актером театра. Это могут быть, например, демонстрации методики мотивационного интервью, кризисных интервенций, работы с суицидальным риском. Студенты наблюдают подобную учебную сессию в аудитории. Одновременно сессия записывается на видео и в ходе дальнейшего занятия отдельные фрагменты анализируется совместно со студентами. Частью занятия является предоставление актерами обратной связи о своих ощущениях и переживаниях в связи с использованием преподавателем отдельных техник и методик, а также об их эффективности.
На втором этапе студенты отрабатывают данную технологию в самостоятельной работе с актером, исполняющим роль «симулированного клиента». В ходе занятия студент может пошагово, с многократными повторениями тренировать осваиваемую методику, несколько раз возвращаясь к наиболее сложным этапам, получает от актера подробный анализ и обратную связь об эффективности процесса. Видеоматериал учебной сессии обсуждается вместе с преподавателем и учебной группой.
Использование актеров в качестве «симулированных» клиентов на практических занятиях позволяет детально отработать методологию работы с пациентами определенных нозологических групп, отработать отдельные навыки и технологии, получить активную обратную связь и супервизию, оценку эффективности работы.
Данная технология позволяет создать эмоционально безопасную среду, в которой студенты могут непосредственно в аудитории, «здесь и теперь» тренировать базовые профессиональные навыки, отдельные методики работы, анализировать используемые стратегии, собственные установки, а также эмоциональные переживания в ходе работы с клиентом. Особенно важен аспект анализа при подготовке студентов к работе в системе экстренной помощи, работе со сложными клиентами, горем и умиранием. Подробный анализ сессии, включающий в себя видеоматериал и обратную связь актера учебного театра, позволяет студентам осознать собственный эмоциональный опыт, дает навык рефлексии и самоанализа, необходимого при работе с эмоционально «тяжелыми» ситуациями. Одновременно пошаговый тренинг отдельных этапов работы с клиентом позволяет «автоматизировать» профессиональные навыки, что необходимо в работе, требующей включенности, спонтанности, быстрого принятия решений.
Таким образом, преимущества методики учебного театра в практической подготовке специалистов по психологической реабилитации проявляются:
в создании эмоционально безопасной среды в обучении студентов;
овладении профессиональными навыками «здесь и теперь»;
поэтапной работе с отдельными техниками;
получении активной обратной связи и навыка рефлексии;
преодоление студентами профессиональных барьеров в работе с клиентами;
отработке навыков экстренной психологической помощи.
Литература
- Blatner A. Acting-In: Practical applications of psychodramatic methods. N.Y., 1996.
- Jackel W., Bengel J., Herdt J. Research in rehabilitation. N.Y., 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1863
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 702
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2