Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальная тревожность и студенческая дезадаптация 1915

Краснова-Гольева В.В., кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии, Московский НИИ психиатрии (филиал ФГБУ «ФМИЦПН им.В.П.Сербского» Минздрава России), Москва, Россия, v.krasnova@inbox.ru
Холмогорова А.Б., доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией консультирования и психотерапии, Московского НИИ психиатрии (филиала ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России), Москва, Россия, kholmogorova-2007@yandex.ru

Аннотация

Цель представленного в статье исследования – изучение распространенности и уровня социальной тревожности у студентов, связи социальной тревожности и эмоциональной дезадаптации, уровня стресса и стратегий совладания со стрессом у студентов. Было обследовано 140 студентов III курса московского гуманитарного вуза – 94 женщины и 46 мужчин (совместно с родителями проживают 123 человека, отдельно – 17). Исследование проводилось анонимно, очно. Выявлено, что у студентов с высоким уровнем социальной тревожности имеет место более высокий уровень эмоциональной дезадаптации в виде общих симптомов тревоги и депрессии, выше уровень стресса, и что они чаще прибегают к неконструктивным способам совладания со стрессом по сравнению со студентами с низким уровнем социальной тревожности. Выделены мишени психологической помощи.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Нестабильность социально-экономических условий последних десятилетий способствовала росту числа расстройств аффективного спектра среди российской молодежи [1; 2; 3; 5; 8; 11; 13; 15; 16; 18; 20; 21; 23 и др.]. Согласно эпидемиологическим данным, аффективные расстройства в студенческой популяции достигают 20–30% всех опрошенных [17; 21]. Аффективные расстройства и субклинические состояния оказывают выраженное негативное влияние на качество жизни, социальную и эмоциональную адаптацию, повышают риск суицидов в студенческой среде [6; 12]. О возрастании внимания ученых  к этим явлениям свидетельствуют многочисленные исследования [1; 2; 3; 5; 6; 8; 11; 12; 13; 14; 18; 22; 23 и др.].

Среди студентов наиболее высок риск манифестации психической патологии в связи с высоким уровнем нагрузки и стресса в этот период жизни [1; 6; 9; 10; 12; 16; 23 и др.]. На III курсе, который является рубежом между младшими курсами и старшими, наиболее остро встают вопросы профессионального самоопределения, выбора специализации, темы научной работы. Для многих студентов этот период связан с созданием семьи или длительных отношений. Это время серьезных кризисов, больших нагрузок, переживаний и проблем.

<...>

Литература
  1. Войцех В.Ф. Динамика и структура самоубийств  в России // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 16. № 3.
  2. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1.
  3. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Эмоциональные расстройства и современная культура //Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 2.
  4. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В., Войцех В.Ф., Семикин Г.И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2.
  5. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М., 2006.
  6. Евдокимова Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
  7. Карсон Р., Батчер Дж, Минека С. Анормальная психология. СПб., 2004.
  8. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. № 3.
  9. Красик Е.Д., Положий Б.С., Крюков Е.А. Нервно-психические заболевания у студентов. Томск, 1982.
  10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома, 2004.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1996.
  12. Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
  13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.  М., 1996.
  14. Перре М., Бауман У. Клиническая психология: 2-е межд. изд. Спб., 2002.
  15. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
  16. Ротштейн В.Г., Богдан М.Н., Суетин М.Е. Теоретический аспект эпидемиологии тревожных и аффективных расстройств // Психиатрия и психофармакотерапия. Журнал для психиатров и врачей общей практики. 2005. Т. 7. № 2.
  17. Северный А.А, Ануфриев А.К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод. рекомендации. М., 1987.
  18. Собкин В.С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре// Труды по социологии образования / Под ред. В.С.Собкина. Т.VIII. Вып. XIII. М., 2003.
  19. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. М., 2001.
  20. Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе/ Науч. ред. Л.Ф.Обухова, Е.Г.Юдина. М., 2007.
  21. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2006.
  22. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1.
  23. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психология. 2009. № 3.
  24. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1998.
  25. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing Coping Strategies: a Theoretically Based Approach // Journ. of  Personality and Social Psychology. 1989. V. 56.
  26. Clark J., Arkowitz H. Social Anxiety and Self-evalution of Interpersonal Performance // Psychological Reports. 1975. № 36.
  27. Curran J. Skills Training as an Approach to the Treatment of Heterosexual-social Anxiety: A Review // Psychological Bulletin. 1977. № 84.
  28. Kohn P.M., Lafreniere K.D., Gurevich M. The Inventory of College Students’ Recent Life Experiences: A Decontaminated Hassles Scale for a Special Population // Journ. of Behavioral Medicine. 1990. V. 13.
  29. Watson D., Friend R. Measurement of Social-Evaluative Anxiety // Journ. of Consulting & Clinical Psychology. 1969. № 33.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика