Нестабильность социально-экономических условий последних десятилетий способствовала росту числа расстройств аффективного спектра среди российской молодежи [1; 2; 3; 5; 8; 11; 13; 15; 16; 18; 20; 21; 23 и др.]. Согласно эпидемиологическим данным, аффективные расстройства в студенческой популяции достигают 20-30% всех опрошенных [Северный А.А, 1987; Холмогорова, 2006]. Аффективные расстройства и субклинические состояния оказывают выраженное негативное влияние на качество жизни, социальную и эмоциональную адаптацию, повышают риск суицидов в студенческой среде [Евдокимова, 2008; Москова, 2008]. О возрастании внимания ученых к этим явлениям свидетельствуют многочисленные исследования [1; 2; 3; 5; 6; 8; 11; 12; 13; 14; 18; 22; 23 и др.].
Среди студентов наиболее высок риск манифестации психической патологии в связи с высоким уровнем нагрузки и стресса в этот период жизни [1; 6; 9; 10; 12; 16; 23 и др.]. На III курсе, который является рубежом между младшими курсами и старшими, наиболее остро встают вопросы профессионального самоопределения, выбора специализации, темы научной работы. Для многих студентов этот период связан с созданием семьи или длительных отношений. Это время серьезных кризисов, больших нагрузок, переживаний и проблем.
Такие факторы, как частое недосыпание, истощение, академические задолжности, трудности самоорганизации и несформированность конструктивных копинговых стратегий, дефицит социальной поддержки, сложные семейные обстоятельства, социальные стрессы, невозможность обеспечить свою жизнь и др., часто становятся причинами эмоциональной дезадаптации и психических расстройств у студентов. Исследование, проведенное в различных московских вузах в 2006 г., показало, что более 30% студентов III курса отмечают в самоотчете симптомы депрессии, а наличие суицидальных мыслей и желаний отмечают более 16 %. Более половины студентов испытывают симптомы тревоги средней и высокой степени тяжести [Гаранян, 2007; Евдокимова, 2008; Москова, 2008]. Также выявлено, что студенты используют менее конструктивные способы совладания со стрессом, нежели взрослые люди [Гаранян, 1999; Крюкова, 2004]. В связи с этим встает вопрос о факторах, затрудняющих успешное совладание с жизненным стрессом у студентов, или, наоборот, о факторах, содействующих поддержанию психического здоровья в столь трудный период.
Обучение в вузе тесно связано с социальным взаимодействием. Такое явление, как социальная тревожность, способно оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни студентов. Социальная тревожность - это состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми [Clark, 1975; Curran, 1977; Watson, 1969]. Социальная тревожность в студенческой популяции стала важной темой исследования западных психологов, в частности А. Зимбардо, D.Watson, R.Friend, J.Clark, H.Arkowitz , P.Pilkonis, A.Leary, S.G.Hofmann, J.Curran, J.K.Wilson, R.M.Rapee и др. Человеку с высокой социальной тревожностью в ситуации взаимодействия с людьми кажется, что он будет выглядеть смешно или глупо, что окружающие его осудят или унизят. Однако каждый на протяжении всей своей жизни постоянно оказывается в ситуациях необходимости контакта с другими людьми. Учеба, работа, развлечения и даже поездки в общественном транспорте тесно связаны с общением. Естественно, что человеку, у которого ситуации общения вызывают сильное чувство тревоги и дискомфорта, сложно справляться с повседневными делами.
Часто получается так, что из-за повышенной тревожности студент действительно не способен действовать эффективно в присутствии других людей и, как правило, без всяких оснований приходит к мнению, что его осуждают. Избегая ситуации контактов с людьми, такой студент лишает себя возможности развить свои социальные навыки и убедиться в том, что он способен успешно взаимодействовать с окружающими.
Крайним проявлением социальной тревожности является социальная фобия. Если социальная тревожность приносит дискомфорт в жизнь человека, делает для него определенные ситуации мучительными и неприятными, то социофобия приводит к серьезной дезадаптации и зачастую к отказу от деятельности, связанной с пугающими ситуациями. В настоящее время социофобия имеет в рамках МКБ-10 статус самостоятельного психического расстройства, разработаны критерии ее клинической диагностики и, соответственно, стандарты медикаментозного и психотерапевтического лечения. Как показывают исследования, это расстройство связано с высоким риском суицида и злоупотребления психоактивными веществами. Типичные симптомы социальной фобии: острая тревога, сильное напряжение, покраснение лица, ощущение кома в горле, сердцебиение, сухость во рту, тошнота, дрожь и слабость в ногах, невозможность сосредоточиться в провоцирующих страх ситуациях [Перре, 2002].
Основным выходом для людей, страдающих социальной фобией, часто становится избегание любых ситуаций, которые для них связаны с вероятностью негативной оценки. Они избегают выступлений, встреч с противоположным полом, вечеринок, выходов «в люди», что приводит к частичной или полной социальной изоляции. Это сильно ограничивает их возможность чувствовать радости жизни и приводит к страданию от одиночества. Еще более тяжело переносимой такую ситуацию делает постоянное сравнивание себя с более успешными и уверенными людьми, сопровождаемое негативными выводами относительно собственной персоны.
В нашей стране исследования связи социальной тревожности и эмоциональной дезадаптации в студенческой среде не проводились, что обусловливает актуальность и новизну представленного ниже исследования.
Целью проведенного нами исследования было изучение распространенности и уровня социальной тревожности у студентов, связи социальной тревожности и эмоциональной дезадаптации, уровня стресса и стратегий совладания со стрессом у студентов.
Всего было обследовано 140 студентов гуманитарного вуза (94 женщины и 46 мужчин) в возрасте от 19 до 21 года. Из них совместно с родителями проживает 123 человека, отдельно - 18. Исследование проводилось анонимно, очно. Методический комплекс включал в себя следующие опросники:
• «Опросник тревоги А.Т.Бека» («BAI»; разработан A.T.Beck с соавт., адаптация Н.В.Тарабриной) [Тарабрина, 2001]. Направлен на выявление симптомов тревоги;
• «Опросник депрессии А.Т.Бека»(«ВНЬ>; разработан A.T.Beck с соавт., адаптация Н.В. Тарабриной,) [Тарабрина, 2001]. Направлен на выявление симптомов депрессии;
• «Шкала социального избегания и дистресса (Social Avoidance and Distress Scale)» («SADS»; разработана D.Watson, R.Friend). Направлена на оценку склонности избегать социальных ситуаций и испытывать в них дискомфорт [Watson, 1969];
• «Шкала страха негативной оценки (Fear of Negative Evaluation)» («FNE»; разработана D.Watson, R.Friend). Направлена на измерение уровня тревоги в ситуациях оценивания [Watson, 1969];
• «Опросник недавних жизненных событий у студентов» (разработан P.M.Kohn, K.D.Lafreniere, M.Gurevich). Содержит список микрострессоров, типичных для студентов, направлен на оценку уровня интерперсонального и академического стресса, а также общего уровня стресса [Kohn, 1990];
• «Шкала СОРЕ» («СОРЕ Inventory»; разработана C.S.Carver, M.F.Scheier, J.K.Weintraub). Создана для диагностики широкого спектра копинговых реакций [Carver, 1989].
Обработка полученных результатов производилась с помощью пакета статистических программ «SPSS» для Windows, Стандартная версия 11.0.
Результаты и обсуждение
В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты. Распределение значений уровня социальной тревожности статистически отличается от нормального (р<0,ОО1).
1. Распространенность социальной тревожности среди студентов III курса.
В табл. 1 приведены результаты распределения уровня социальной тревожности в исследуемой выборке. Как видно из таблицы, почти половина студентов имеет повышенный уровень социальной тревожности: средний уровень отмечается у 25% и высокий - у 18% выборки.
Т а б л и ц а 1
Процентное соотношение студентов с разным уровнем социальной тревожности
(«Шкала социального избегания и дистресса»)
|
Группы испытуемых |
Количество студентов, чел. |
Количество студентов, % |
|
Низкий уровень социальной тревожности (от 0 до 7) |
80 |
57 |
|
Средний уровень социальной тревожности (от 7 до 13) |
35 |
25 |
|
Высокий уровень социальной тревожности (14 и выше) |
25 |
18 |
2. Результаты эмпирического исследования выраженности симптомов эмоциональной дезадаптации и повседневного студенческого стресса в группах с разным уровнем социальной тревожности.
В табл. 2 приведены различия по показателям эмоциональной дезадаптации (выраженности общих симптомов тревоги, депрессии) в группах с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности. Как видно из табл. 2, степень эмоциональной дезадаптации (в виде общих симптомов тревоги и депрессии) в группе студентов с высоким уровнем социальной тревожности значимо выше, чем в группах с низким и средним уровнем социальной тревожности, а в группе студентов со средним уровнем социальной тревожности выше, чем в группе студентов с низким уровнем социальной тревожности. Уровень значимости полученных различий р<0,ОО1. Средние значения показателей депрессии у студентов с высоким уровнем социальной тревожности указывают на высокую вероятность клинической формы депрессии.
Т а б л и ц а 2
Уровень депрессии и тревоги (опросники депрессии и тревоги А.Т.Бека) у испытуемых с различным уровнем выраженности социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса»)
|
Группы |
Низкий уровень социальной тревожности (N=80) |
Средний уровень социальной тревожности (N=35) |
Высокий уровень социальной тревожности (N=25) |
|
|
Параметры |
||||
|
Уровень депрессии |
Нет |
68 (85%) |
29 (82,9%) |
10 (43%) |
|
Легкая |
6 (7,5%) |
3 (8,55%) |
4 (16%) |
|
|
Умеренная |
5 (6,25 %) |
2 (5,7%) |
5 (20%) |
|
|
Тяжелая |
1 (1,25%) |
1 (2,85%) |
6 (24%) |
|
|
Mean |
7,60 АВ |
11,64 ВС |
20,5 АС |
|
|
SD |
6,91 |
9,13 |
11,22 |
|
|
Уровень тревоги |
Нет |
30 (37,5%) |
8 (22,8%) |
2 (8%) |
|
Легкая |
40 (50%) |
19 (54,4%) |
12 (48%) |
|
|
Средняя |
6 (7,5%) |
3 (8,55%) |
3 (12%) |
|
|
Высокая |
4 (5%) |
5 (14.25%) |
8 (32%) |
|
|
Mean |
7,54 АВ |
9,82 ВС |
16,3 АС |
|
|
SD |
7,02 |
5,92 |
10,54 |
|
Примечание. Mean - среднее значение; SD - стандартное отклонение;
А - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса») статистически достоверны (критерий Манна-Уитни); В - различия между испытуемыми с низким и средним уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса») статистически достоверны (критерий Манна-Уитни); С - различия между испытуемыми со средним и высоким уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса») статистически достоверны (критерий Манна-Уитни)
В табл. 3 приведены результаты сравнения групп с разным уровнем социальной тревожности по показателю повседневного студенческого стресса. Как видно из табл. 3, группы студентов с высоким и средним уровнем социальной тревожности статистически достоверно имеют более высокие значения по показателю общего повседневного студенческого стресса, чем группа с низким уровнем социальной тревожности. Показатели высокого уровня стресса встречаются в этих группах в два раза чаще, чем в группе с низким уровнем социальной тревожности. Статистический уровень значимости полученных различий р<0,ОО1.
Таблица3 Показатели стресса («Опросник недавних жизненных событий у студентов») у испытуемых с различным уровнем выраженности социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса»)
|
Группы |
Низкий уровень социальной тревожности (N=80) |
Средний уровень социальной тревожности (N=35) |
Высокий уровень социальной тревожности (N=25) |
|
|
Параметры |
||||
|
Уровень стресса |
0-45 |
0 (0%) |
0 (0%) |
0 (0%) |
|
46-95 |
65 (81,25%) |
22 (63%) |
14 (56%) |
|
|
96-145 |
15 (18,75%) |
13 (37%) |
10 (40%) |
|
|
146 и выше |
0 (0%) |
0 (0%) |
1 (4%) |
|
|
Mean |
79,28 АВ |
88,60 В |
94,68 А |
|
|
SD |
19,16 |
21,62 |
24,41 |
|
Примечание. Mean - среднее значение; SD - стандартное отклонение;
А - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса») статистически достоверны (критерий Манна-Уитни); В - различия между испытуемыми с низким и средним уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса») статистически достоверны (критерий Манна-Уитни); С - различия между испытуемыми со средним и высоким уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса») статистически достоверны (критерий Манна-Уитни)
Поскольку для студенческой популяции характерен высокий уровень стресса, эмоциональное благополучие в значительной степени связано с выбором эффективных копинг-стратегий. По мнению многих авторов, социально тревожные индивиды часто прибегают к так называемому избегающему стилю поведения в ситуациях социального взаимодействия, которые ведут к усугублению и хронификации дезадаптации [Карсон, 2004; Хьелл, 1998; Carver, 1989; Clark, 1975].
В табл. 4 приведены результаты сравнения выраженности различных стратегий совладающего поведения в группах студентов с низким, средним и высоким уровнями социальной тревожности. Были выявлены значимые различия в отношении нескольких типов совладающего поведения. Студенты с высоким уровнем социальной тревожности достоверно реже прибегают к такому виду эффективного совладания со стрессом, как «Позитивное переопределение и личностный рост», чем студенты с низким и средним уровнями социальной тревожности, и при этом они чаще используют дезадаптирующие стратегии «Психическое избегание», «Поведенческое избегание». Студенты с низким уровнем социальной тревожности активнее используют юмор в стрессовой ситуации. Статистический уровень значимости полученных различий р<0,ОО1.
Таким образом, полученные результаты говорят о том, что студенты с высоким уровнем социальной тревожности чаще прибегают к неконструктивным способам совладания со стрессом в форме избегания, что хорошо согласуется с исследованиями других авторов [Карсон, 2004; Крюкова, 2004; Хьелл, 1998; Carver, 1989; Clark, 1975].
Таблица 4
Показатели выбора стратегий совладающего поведения («Шкала СОРЕ») в группах студентов с разным уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса»)
|
Группы |
Низкий уровень социальной тревожности (N=92) |
Средний уровень социальной тревожности (N=28) |
Высокий уровень социальной тревожности (N=20) |
||||
|
Копинг-стратегии |
|||||||
|
Mean |
SD |
Mean |
SD |
Mean |
SD |
||
|
Позитивное переопределение и личностный рост |
11,71А |
2,35 |
11,09 С |
2,00 |
9,6 АС |
2,70 |
|
|
Психическое избегание |
8,77 А |
2,16 |
8,95 |
2,19 |
9,6 А |
1,96 |
|
Использование инструментальной социальной поддержки |
9,12 |
2,59 |
8,91 |
3,05 |
10,35 |
3,84 |
|
Фокусировка на эмоциях и их вентилирование |
10,35 |
2,89 |
9,82 |
3,55 |
10,9 |
3,19 |
|
Активный копинг |
10,80 |
2,50 |
10,50 |
1,99 |
9,7 |
2,36 |
|
Отрицание |
6,66 |
2,02 |
5,64 |
2,22 |
6,55 |
2,28 |
|
Религиозный копинг |
6,50 |
2,82 |
6,41 |
3,53 |
5,85 |
2,96 |
|
Использование юмора |
8,88А |
3,15 |
8,45 |
3,58 |
7,45А |
2,98 |
|
Поведенческое избегание |
5,92А |
1,96 |
6,59 |
1,92 |
6,65А |
2,13 |
|
Самоограничение |
9,01 |
2,23 |
8,91 |
2,22 |
9,4 |
1,76 |
|
Использование эмоциональной социальной поддержки |
10,37 |
2,90 |
9,05 |
3,17 |
10,65 |
3,80 |
|
Употребление психоактивных веществ |
5,68 |
2,78 |
6,00 |
3,01 |
5,6 |
2,74 |
|
Принятие |
9,66 |
2,55 |
9,27 |
2,98 |
9,45 |
2,33 |
|
Оттормаживание всех других занятий |
8,66 |
1,79 |
8,05 |
2,28 |
8,9 |
1,94 |
|
Планирование совладания |
11,53 |
2,27 |
10,45 |
2,81 |
10,40 |
2,56 |
Примечание. Mean - среднее значение; SD - стандартное отклонение; A - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса») статистически достоверны (критерий Манна- Уитни); B - различия между испытуемыми с низким и средним уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса») статистически достоверны (критерий Манна-Уитни); C - различия между испытуемыми со средним и высоким уровнем социальной тревожности («Шкала социального избегания и дистресса») статистически достоверны (критерий Манна-Уитни)
Выводы
Высокий уровень социальной тревожности негативно сказывается на качестве жизни индивида. В студенческой среде это может особенно ярко проявляться в связи с необходимостью постоянно взаимодействовать с одногрупниками и преподавателями. Успешность обучения и эмоциональное благополучие в вузе во многом зависят от социальной активности студента, поэтому социальная тревожность может стать серьезной помехой на пути развития и самореализации молодого человека.
На основании полученных результатов составлен психологический портрет студента с высоким уровнем социальной тревожности:
- склонен избегать ситуаций, в которых необходимо проявление социальной активности, общительности. Робок и неактивен во время выступлений на семинарах и практических занятиях. Не стремится к совместной деятельности с сокурсниками и кооперации;
- испытывает сильное напряжение и дискомфорт в ситуациях взаимодействия с малознакомыми людьми или старшими по положению. Не способен обратиться за помощью к преподавателю и сокурсникам. Не участвует в общественных мероприятиях, в студенческих компаниях застенчив и молчалив;
- испытывает серьезные затруднения при знакомстве и общении с противоположным полом;
- чувствителен к мнению окружающих о себе. В ситуации общения испытывает сильную тревогу из-за возможности показаться глупым, неинтересным. Критические замечания в свой адрес склонен воспринимать как непринятие и отвержение;
- испытывает сильный стресс в ситуации оценки. Во время сдачи экзамена может испытывать столь сильное волнение и беспокойство, что дезорганизуется;
- имеет высокую степень эмоциональной дезадаптации в виде симптомов депрессии и тревоги;
- в стрессовой ситуации прибегает к избегающему поведению. Склонен откладывать выполнение заданий, оттягивать решение проблем, которые возникают в процессе учебной деятельности.
Проведенное исследование позволяет выделить основные мишени психологической помощи студентам с высоким уровнем социальной тревожности: выраженные симптомы депрессии и тревоги, социальное избегание и трудности обращения за помощью, высокий уровень стресса и неконструктивные копинг-стратегии.
Полученные данные важно учитывать при организации психологического сопровождения студентов.