Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Социальная тревожность и студенческая дезадаптация
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная тревожность, эмоциональная дезадаптация, стресс, копинг-стратегии, социальный дистресс, социальное избегание, студенты
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Краснова-Гольева В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n1/39944 (дата обращения: 29.03.2024)
Фрагмент статьи
Нестабильность социально-экономических условий последних десятилетий способствовала росту числа расстройств аффективного спектра среди российской молодежи [1; 2; 3; 5; 8; 11; 13; 15; 16; 18; 20; 21; 23 и др.]. Согласно эпидемиологическим данным, аффективные расстройства в студенческой популяции достигают 20–30% всех опрошенных [17; 21]. Аффективные расстройства и субклинические состояния оказывают выраженное негативное влияние на качество жизни, социальную и эмоциональную адаптацию, повышают риск суицидов в студенческой среде [6; 12]. О возрастании внимания ученых к этим явлениям свидетельствуют многочисленные исследования [1; 2; 3; 5; 6; 8; 11; 12; 13; 14; 18; 22; 23 и др.].
Среди студентов наиболее высок риск манифестации психической патологии в связи с высоким уровнем нагрузки и стресса в этот период жизни [1; 6; 9; 10; 12; 16; 23 и др.]. На III курсе, который является рубежом между младшими курсами и старшими, наиболее остро встают вопросы профессионального самоопределения, выбора специализации, темы научной работы. Для многих студентов этот период связан с созданием семьи или длительных отношений. Это время серьезных кризисов, больших нагрузок, переживаний и проблем.
<...>
Литература
- Войцех В.Ф. Динамика и структура самоубийств в России // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 16. № 3.
- Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1.
- Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Эмоциональные расстройства и современная культура //Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 2.
- Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В., Войцех В.Ф., Семикин Г.И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2.
- Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М., 2006.
- Евдокимова Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
- Карсон Р., Батчер Дж, Минека С. Анормальная психология. СПб., 2004.
- Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. № 3.
- Красик Е.Д., Положий Б.С., Крюков Е.А. Нервно-психические заболевания у студентов. Томск, 1982.
- Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома, 2004.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1996.
- Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
- Перре М., Бауман У. Клиническая психология: 2-е межд. изд. Спб., 2002.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
- Ротштейн В.Г., Богдан М.Н., Суетин М.Е. Теоретический аспект эпидемиологии тревожных и аффективных расстройств // Психиатрия и психофармакотерапия. Журнал для психиатров и врачей общей практики. 2005. Т. 7. № 2.
- Северный А.А, Ануфриев А.К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод. рекомендации. М., 1987.
- Собкин В.С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре// Труды по социологии образования / Под ред. В.С.Собкина. Т.VIII. Вып. XIII. М., 2003.
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. М., 2001.
- Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе/ Науч. ред. Л.Ф.Обухова, Е.Г.Юдина. М., 2007.
- Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2006.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психология. 2009. № 3.
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1998.
- Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing Coping Strategies: a Theoretically Based Approach // Journ. of Personality and Social Psychology. 1989. V. 56.
- Clark J., Arkowitz H. Social Anxiety and Self-evalution of Interpersonal Performance // Psychological Reports. 1975. № 36.
- Curran J. Skills Training as an Approach to the Treatment of Heterosexual-social Anxiety: A Review // Psychological Bulletin. 1977. № 84.
- Kohn P.M., Lafreniere K.D., Gurevich M. The Inventory of College Students’ Recent Life Experiences: A Decontaminated Hassles Scale for a Special Population // Journ. of Behavioral Medicine. 1990. V. 13.
- Watson D., Friend R. Measurement of Social-Evaluative Anxiety // Journ. of Consulting & Clinical Psychology. 1969. № 33.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6108
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 36
Скачиваний
Всего: 4276
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 50