Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения образовательной программы 1508

Бурлакова И.А., кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, iaburlakova@mail.ru
Клопотова Е.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, klopotova@yandex.ru
Ягловская Е.К., кандидат психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, yaglovskaya_ek@mail.ru

Аннотация

В статье представлена система психолого-педагогического мониторинга, разработанная для примерной образовательной программы «Успех». Она позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, являющихся результатом освоения детьми конкретной образовательной программы. В основу мониторинга положен успешно зарекомендовавший себя в психолого-педагогической практике метод заполнения карт развития, основанный на наблюдении за ребенком и проведении диагностических проб. Такой тип диагностики позволяет оценить процесс развития ребенка, хотя и не заменяет собой психологическую диагностику. Для оценки сформированности интегративных качеств используются следующие критерии: наличие или отсутствие качества; устойчивость проявления качества; объем материала, освоенный ребенком. При этом в системе оценок учитывается как наличие/отсутствие сформированного качества, так и зона его ближайшего развития. Система обработки результатов, полученных при заполнении карт наблюдения, не только отражает индивидуальные особенности сформированности интегративных качеств у каждого ребенка, но и дает возможность сопоставить и сравнить результаты освоения программы разными детьми группы. Полученные данные позволяют судить об успешности освоения программы и могут послужить отправной точкой для более глубокого исследования ребенка. Кроме того они дают основания для разработки рекомендаций по оптимизации образовательной работы с каждым конкретным ребенком.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Разработка психолого-педагогического мониторинга освоения образовательной программы детьми в дошкольном учреждении является в настоящее время весьма острой и актуальной проблемой. Каждая образовательная программа, которая разрабатывается или дорабатывается в соответствии с ФГТ и позиционируется как примерная, должна содержать описание планируемых результатов и системы мониторинга достижения этих результатов детьми.  Итоговые результаты представляют собой интегративные качества, которые ребенок может приобрести, освоив основную общеобразовательную программу, разработанную каждым дошкольным учреждением на основе примерной. Динамику  становления этих интегративных качеств должны отражать промежуточные результаты по всем направлениям развития детей в каждый период дошкольного возраста.

На сегодняшний день лишь примерная программа «Успех» (руководитель авторского коллектива Н.В.Федина) включает в себя разработанную в соответствии с ФГТ систему мониторинга освоения дошкольниками программы. Психолого-педагогический мониторинг тесно связан с ее содержанием и позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, исследовать физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка. Разработанная система сочетает разнообразные методы, позволяющие получить необходимую информацию в короткие сроки и внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

<...>

Литература
  1. Анастази А. Психологическое тестирование.  М.,  2008.
  2. Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.  М., 1980.
  3. Бурлачук Л. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2008 .
  4. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии.  М., 1997.
  5. Дневник воспитателя / Под ред. О.М.Дьяченко и Т.В.Лаврентьевой.  М., 2003.
  6. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М., 2002.
  7. Психологический словарь / Под ред. П.С.Гуревича.  М., 2007.
  8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.
  9. Суходольский Г.В.  Математические методы в психологии. М., 2006 .
  10. Юдина Е.Г. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т.2. № 2.
  11. Юдина Е.Г. Проблемы психолого-педагогической диагностики в дошкольном образовании //  Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы / Под. ред. Б.Г.Юдина, Е.Г.Юдиной. М., 2003.
  12. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002.
  13. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. М., 2010.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика