Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения образовательной программы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психолого-педагогический мониторинг, карта развития, интегративное качество, результаты освоения программы, примерная основная общеобразовательная программа «Успех»
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения образовательной программы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n1/39949 (дата обращения: 03.12.2024)
Полный текст
Разработка психолого-педагогического мониторинга освоения образовательной программы детьми в дошкольном учреждении является в настоящее время весьма острой и актуальной проблемой. Каждая образовательная программа, которая разрабатывается или дорабатывается в соответствии с ФГТ[1] и позиционируется как примерная, должна содержать описание планируемых результатов и системы мониторинга достижения этих результатов детьми. Итоговые результаты представляют собой интегративные качества, которые ребенок может приобрести, освоив основную общеобразовательную программу, разработанную каждым дошкольным учреждением на основе примерной. Динамику становления этих интегративных качеств должны отражать промежуточные результаты по всем направлениям развития детей в каждый период дошкольного возраста.
На сегодняшний день лишь примерная программа «Успех» (руководитель авторского коллектива Н.В.Федина)[2] включает в себя разработанную в соответствии с ФГТ систему мониторинга освоения дошкольниками программы[3]. Психолого-педагогический мониторинг тесно связан с ее содержанием и позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, исследовать физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка. Разработанная система сочетает разнообразные методы, позволяющие получить необходимую информацию в короткие сроки и внести необходимые коррективы в образовательный процесс.
Одним из элементов системы мониторинга является оценка промежуточных и итоговых результатов. Соответственно главной задачей стал поиск и обоснование оптимального диагностического инструмента, поскольку использование существующих диагностических методик оказалось неэффективным в силу следующих обстоятельств
Во-первых, в соответствии с ФГТ, результатами являются интегративные качества, что делает невозможным использование педагогической диагностики в привычном ее понимании. Использование диагностических проб, направленных на выявление приобретенных в ходе освоения программы ЗУНов, не соответствует современным требованиям к дошкольным образовательным программам. Исследование интегративных качеств как результатов образовательной деятельности обусловливает необходимость иных средств оценки.
Во-вторых, исследование интегративных качеств является по своей сути педагогической диагностикой психического развития детей, актуального состояния ребенка в детском саду. И важно, чтобы диагностический инструмент позволял именно педагогам оценить это развитие, не заменяя собой психологическую диагностику.
В-третьих, проведение диагностических процедур должно быть несложным и экономичным по времени. Мониторинг не является самоцелью: оценка результатов освоения программы осуществляется с целью оптимального построения образовательной работы с дошкольниками.
В качестве средства диагностики была выбрана карта развития, которая позволяет отследить развитие каждого ребенка группы и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия психолога и/или методиста.
Результаты применения этого метода, как отмечается в психолого-педагогической литературе [5; 6; 12], дают довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеют большую ценность для организации образовательного процесса. Карта развития – определенный удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса (Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов) [6]. Использование воспитателем карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом (О.М.Дьяченко) [5]. Выделенные и включенные в карту развития показатели развития ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей на занятиях, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Выделенные в картах развития показатели отражают теоретические представления авторов этих разработок об основных моментах развития дошкольников, о тех качествах, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.
Один из примеров таких разработок – карта развития, разработанная О.М.Дьяченко, Т.В.Лавреньтевой и др. [5]. При ее составлении авторы исходили из того, что наиболее важным показателем развития дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности, которая, с одной стороны, является источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – областью проявления его достижений. Оценка развития любого вида детской деятельности в данной карте развития происходит по двум характеристикам: 1) по умению детей использовать в своей деятельности различные средства, существующие в культуре; 2) по уровню овладения детьми операционально-технической стороной деятельности. Помимо этого в карте развития отражены характеристики различных сфер развития ребенка, ориентируясь на которые воспитатель может получить углубленное и расширенное знание о ребенке: двигательной сферы; умственного развития и развития речи; социального развития. Полученные знания о детях, по мнению авторов, могут быть использованы для оказания помощи и поддержки ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.
Еще один пример – карта развития, предложенная Н.А.Коротковой и П.Г.Нежновым [6]. Она основана на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности. Карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Н.А.Короткова и П.Г.Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника.
В рассматриваемой карте развития выделяются четыре сферы инициативы: творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная; познавательная. В каждой сфере в свою очередь выделяются три качественных уровня, отражающие сдвиги в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности, типичные для определенного возрастного диапазона. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид культурной практики детей (сюжетную игру, познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность). Каждый уровень определенной сферы инициативы имеет подробную характеристику и определяется ключевыми признаками.
Таким образом, представленная в виде таблицы нормативная карта развития содержит «образ» дошкольника, типичный для определенного возрастного диапазона, и путь, который необходимо пройти дошкольнику в определенной сфере инициативы.
Карта развития заполняется воспитателем три раза в год – в начале (по прошествии первого месяца), в середине и в конце учебного года – на основе наблюдений ребенка в свободной самостоятельной деятельности. Воспитатель оценивает частоту проявления ключевых признаков каждого из трех уровней определенной сферы инициативы: он является типичным для ребенка («обычно»); не характерен, но проявляется время от времени («изредка»); не проявляется совсем («нет»). Каждую из предлагаемых «меток» можно давать ребенку дважды, один раз или не использовать вовсе.
Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.
Предлагаемые формы для заполнения их воспитателем ориентированы на то, что в итоге в карте будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. То есть воспитатель сможет увидеть, соответствует ли развитие различных сфер инициативы конкретного дошкольника возрастному нормативу.
В дополнение к карте развития Н.А.Короткова и П.Г.Нежнов предлагают карту психологического фона развития, которая проявляет «субъективные психологические образования, которые формировались на предыдущих этапах онтогенеза». Воспитателям предлагается отметить наличие («да») или отсутствие («нет») определенных проявлений в решении ребенком бытовых задач (самообслуживание), в его общении со взрослыми и сверстниками и в поддержании положительного отношения к самому себе. Данная карта поможет воспитателю увидеть трудности, которые могут испытывать дети при решении соответствующих проблем.
Таким образом, карта развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценивать качество текущего образовательного процесса и составлять индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с общепринятыми нормами.
Вместе с тем большинство разработанных к настоящему времени карт развития, которые позволяют определить место каждого ребенка группы в «нормативном пространстве развития» (Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов) независимо от конкретных образовательных программ, не могут быть использованы с целью мониторинга результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного учреждения.
В связи с этим, учитывая опыт разработки и использования карт развития, с одной стороны, и новые требования к оценке развития ребенка, с другой стороны, была сделана попытка разработать систему мониторинга, которая могла бы решать две задачи:
-
оценивать успешность развития ребенка;
-
оценивать успешность освоения конкретной образовательной программы («Успех»).
Данная система мониторинга основывается на содержании интегративных качеств, определяемых в ФГТ как итоговые результаты освоения образовательной программы, и на содержании примерной программы «Успех» (далее – Программы).
Предлагаемая система оценки развития ребенка позволяет оценить промежуточные результаты развития на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) и итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проявляющийся в сформированности интегративных качеств.
Указанные задачи психолого-педагогического мониторинга реализуются на основе анализа карт развития интегративных качеств ребенка, которые заполняет педагог (если в группе два педагога, то используется согласованная оценка) по результатам наблюдения, изучения продуктов детской деятельности, а также выполнения детьми нескольких специальных диагностических заданий.
В основу разработки было положено представление о том, что каждое формирующееся интегративное качество имеет свою специфику на каждой дошкольной ступени и особым образом проявляется в каждой сфере жизнедеятельности детей. Качественные изменения на протяжении периода от 3 до 7 лет отражают возрастные особенности детей, индивидуальные особенности каждого ребенка группы и адекватность психолого-педагогической деятельности педагога по реализации образовательных целей Программы. Например, в 4 года интегративное качество «Любознательный, активный» может проявляться следующим образом: любопытство и активность ребенка вызывает что-то совершенно новое, случайно попавшее в поле зрения, или предложенное взрослым; в конце дошкольного возраста любознательность и активность восходят на новый уровень: познавательная активность ребенка ярко проявляется как в совместной деятельности со взрослым, так и в самостоятельной деятельности. И если говорить о том, что результаты освоения образовательной программы носят интегративный характер, то, соответственно, и каждое качество проявляется особым образом – как результат решения задач каждой образовательной области. Например, одним из проявлений любознательности и активности в образовательной области «Социализация» является то, что ребенок способен инициировать общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность.
При этом каждое интегративное качество представляет собой совокупность определенных характеристик, содержание которых определяется возрастными особенностями и спецификой образовательных задач, решаемых программой «Успех» в соответствующей возрастной группе, своеобразным «вкладом» каждой образовательной области Программы в формирование этого качества. Например, в число характеристик рассмотренного нами выше качества «Любознательный, активный» включен интерес к организованной взрослым исследовательской деятельности, направленной на выделение свойств и качеств предметов, и к новым, внешне ярким и привлекательным, предметам (игрушкам, дидактическим играм, орудиям труда, музыкальным инструментам, деталям конструктора, и пр.).
Для оценки сформированности каждого из восьми[4] интегративных качеств и составляющих их характеристик были определены следующие критерии: наличие или отсутствие характеристики; устойчивость проявления характеристики (проявляется крайне редко, иногда, часто); объем материала, который освоил ребенок. Например, наличие/отсутствие способности выполнять пошаговую инструкцию отмечалось при оценивании качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Вместе с тем особенностью предлагаемой системы психолого-педагогической оценки развития детей является то, что в ней учитывается не только наличие/отсутствие сформированного качества, но и зона его ближайшего развития (может ли ребенок проявить оцениваемое качество во взаимодействии со взрослым), а также возможность влияния настроения ребенка и особенностей ситуации на оцениваемое качество. С нашей точки зрения, именно такая система оценки характеристик качеств позволяет не только получить подробные результаты и, следовательно, сделать более объективные выводы о развитии ребенка, но и избежать формального, нерефлексивного заполнения воспитателями карт развития.
Для выявления уровня сформированности интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в настоящей системе мониторинга используются и специально организованные взрослым диагностические пробы. Задания для таких проб разрабатывались с учетом возможностей педагога объективно оценить результаты их выполнения (например, детям предлагается ответить на вопросы воспитателя по содержанию сюжетной картинки). Следует отметить, что подобные пробы носят универсальный характер, т.е. позволяют оценить различные умения и навыки ребенка. (Так, в приведенном примере оцениваются не только речевое развитие ребенка, т.е. успешность решения им задач, входящих в область «Коммуникация», но и успешность решения задач, входящих в область «Художественное творчество».)
В зависимости от того, как проявляется характеристика, начисляется соответствующий балл. Это позволяет определить уровень развития не только качества, но и его составляющих – характеристик, что чрезвычайно важно для построения дальнейшей образовательной работы и внесения необходимых корректив в деятельность воспитателя.
Сумма баллов переводится в уровневый показатель, который показывает степень сформированности интегративного качества и позволяет сопоставить и сравнить результаты освоения Программы каждым ребенком группы.
Полученные данные могут стать отправной точкой для более глубокого исследования как индивидуальных особенностей детей, так и характера взаимодействия воспитателя с детьми. Кроме того они могут послужить базой для разработки рекомендаций по оптимизации образовательной работы с конкретным ребенком.
Оценка промежуточных результатов дает возможность наблюдать динамику становления интегративных качеств на протяжении всего периода освоения каждым ребенком программы «Успех».
Данная карта развития как средство психолого-педагогической диагностики прошла апробацию в ряде российских регионов и осваивается теми дошкольными учреждениями, которые разрабатывают свою образовательную программу на основе примерной программы «Успех».
[1] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября
[2] Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» и письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
[3] Авторы: канд. мед. наук Н.О.Березина; канд. психол. наук И.А. Бурлакова; канд. психол. наук Е.Е.Клопотова; доктор мед. наук М.И.Степанова; канд. психол. наук Е.К.Ягловская.
[4] Для оценки развития первого интегративного качества – «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» – разработан медико-педагогический мониторинг.
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 2008.
- Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1980.
- Бурлачук Л. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2008 .
- Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. М., 1997.
- Дневник воспитателя / Под ред. О.М.Дьяченко и Т.В.Лаврентьевой. М., 2003.
- Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М., 2002.
- Психологический словарь / Под ред. П.С.Гуревича. М., 2007.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.
- Суходольский Г.В. Математические методы в психологии. М., 2006 .
- Юдина Е.Г. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т.2. № 2.
- Юдина Е.Г. Проблемы психолого-педагогической диагностики в дошкольном образовании // Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы / Под. ред. Б.Г.Юдина, Е.Г.Юдиной. М., 2003.
- Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002.
- Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. М., 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 11007
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1934
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1