Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта*
Аннотация
Общая информация
* В данной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Самоопреде-ление личности в бизнесе: проблемы, модели, подходы» в рамках программы фундаментальных ис-следований НИУ ВШЭ.
Ключевые слова: эксперимент, интеллект, эмоции, эмоциональный интеллект, когнитивные способности, тест MSCEIT V2.0
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55566 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Сегодня проблематика эмоционального интеллекта вызывает к себе интерес не только в научном сообществе. Практики бизнеса и специалисты в различных областях общественной жизни также считают ее перспективной и интересной. Чутко реагируя на эту тенденцию, многие консалтинговые компании вносят бизнес-тренинги по развитию эмоционального интеллекта в списки предоставляемых услуг. При этом ни у одной из представленных на данном рынке программ нет четкого научного обоснования утверждений о возможности развития эмоционального интеллекта как в целом, так и с помощью данной конкретной обучающей программы в частности.
Таким образом, вопрос о принципиальной возможности развития эмоционального интеллекта на сегодняшний день остается открытым. В ряде публикаций представлены различные концепции развития эмоционального интеллекта личности, основанные на использовании упражнений и тренинговых техник, однако строгих замеров их эффективности не проводилось [6; 13; 14; 22; 26; 34; 41; 44].
Понятие «эмоциональный интеллект» («emotional intelligence») ввели в научную терминологию Дж. Майер и П. Саловей, опубликовав в 1990 г. совместную статью, которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему [42]. Авторы рассматривают эмоциональный интеллект (ЭИ) как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений, т.е. как близкую к традиционным аспектам интеллекта, с той единственной разницей, что поступающей информацией здесь являются настроения и эмоции.
Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы ветвями. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой последовательно
развиваются в онтогенезе. Способность распознавать и выражать эмоции (первая ветвь) является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая ветвь). Эти две способности являются основой для способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья ветвь). В свою очередь, вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая ветвь).
Дж. Майером, П. Сэловеем и Д. Карузо также была разработана методика измерения ЭИ - тест MSCEIT V2.0, который был создан по образу традиционного теста на интеллект [42]. В 2010 г. российскими исследователями была проведена адаптация и психометрическая проверка теста на русскоязычной выборке [32].
Сегодня назрела острая необходимость в строгих эмпирических исследованиях, которые позволили бы обосновать возможность развития ЭИ в рамках модели когнитивных способностей. Адекватным этой цели представляется экспериментальный исследовательский дизайн, основной гипотезой которого стало предположение о том, что повышение уровня эмоционального интеллекта возможно путем организации целенаправленного внешнего (тренингового) воздействия на развитие каждой из четырех составляющих данного конструкта, выделенных на основе модели когнитивных способностей.
Для проверки данной гипотезы нами был организован и проведен формирующий эксперимент, для которого специально была разработана и реализована программа социально-психологического тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта лиц, занимающихся управленческой деятельностью. Для реализации экспериментальной процедуры были сформированы две группы испытуемых.
Экспериментальная группа состояла из двух тренинговых групп (31 и 37 человек). В нее вошли 29 женщин, 39 мужчин; средний возраст - 34 года. Испытуемые участвовали в цикле тренингов развития эмоционального интеллекта общей продолжительностью 6 месяцев. Обучение проводилось в формате четырех учебных модулей с интервалом в среднем полтора месяца, который позволял участникам применять усвоенное во время модуля в повседневной жизни. Каждый модуль включал в себя трехдневный тренинг по 8 ч в день, четырехчасовую супервизию через 21 день после прохождения модуля и индивидуальную двухчасовую консультацию каждого участника в промежутке между модулями. Итого 120 ч. Содержание каждого модуля было основано на коротких лекциях, ролевых играх, групповых дискуссиях, работе в парах. Участники также должны были вести личный дневник.
Участники программы проходили методику тестирования три раза: во время первого этапа эксперимента - перед первым модулем, в конце четвертого модуля и 6 месяцев спустя, для того чтобы оценить долгосрочную перспективу полученных изменений.
Контрольная группа состояла из 68 человек (32 женщины, 36 мужчин; средний возраст 35 лет). Они не проходили обучение, но также были протестированы трижды в то же самое время, что и члены экспериментальной группы.
Авторская тренинговая программа направлена на развитие эмоционального интеллекта лиц, занимающихся управленческой деятельностью, и базируется на следующем тезисе: целенаправленное воздействие на каждый из четырех компонентов ЭИ является эффективным средством повышения общего уровня ЭИ руководителя. Теоретическая основа разработанной программы - интерактивные технологии и методы, реализующие принципы обучения взрослых, учитывающие требования андрогогической модели обучения [40]. При этом каждое из упражнений тренинга акцентированно на развитии одной из ветвей эмоционального интеллекта, а каждый модуль психологического тренинга включает в себя упражнения, направленные на развитие не менее двух ветвей эмоционального интеллекта.
Отбор методов, реализованных в данной программе, осуществлялся на основе:
• современных исследований в области общей и когнитивной психологии [11; 16; 18; 36; 37];
• концепции саморегуляции деятельности и активности субъекта [3; 5; 16; 27];
• современных теоретических и эмпирических исследований эмоционального интеллекта [21; 42];
• положений субъектно-деятельностного [1; 5; 10; 12; 17; 19; 30] и системного [3; 20; 23; 39] подходов в психологии о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности;
• методологических и методических аспектов организации социальнопсихологического тренинга [2; 4; 7; 8; 9; 15; 24; 28; 33; 38].
Проверка эффективности тренингового воздействия проводилась в несколько этапов. На первом этапе были сопоставлены исходные показатели эмоционального интеллекта участников контрольной и экспериментальной групп. На втором этапе сравнивались показатели эмоционального интеллекта испытуемых в обеих группах: а) сразу после тренинга и б) через 6 месяцев после тренинга. На третьем этапе анализировалась динамика эмоционального интеллекта под воздействием тренинга (экспериментальная группа) и с течением времени (контрольная группа).
Для статистической обработки использовались параметрический (t-критерий Стьюдента для независимых и зависимых выборок) и непараметрический критерии (U-критерий Манна-Уитни для независимых и Z-критерий Вилкоксона для зависимых выборок) и сопоставлялись их результаты.
Согласно как параметрическому, так и непараметрическому критериям, экспериментальная и контрольная группа изначально не различались по значениям шкал теста MSCEIT V2.0, т.е. ветвей эмоционального интеллекта (табл. 1). Следовательно, можно признать эти группы сопоставимыми.
Т а б л и ц а 1
Сравнение показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и кон-
трольной группах до тренинга
Шкалы эмоцио нального интеллекта |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t-критерий Стьюдента |
U- критерий Манна- Уитни |
||
Среднее |
Ст. откл. |
Среднее |
Ст. откл. |
|||
Идентификация эмоций |
0,38 |
0,03 |
0,37 |
0,04 |
1,06 |
2068,00 |
Использование эмоций в решении проблем |
0,34 |
0,03 |
0,34 |
0,03 |
0,55 |
2207,00 |
Понимание и анализ эмоций |
0,42 |
0,04 |
0,42 |
0,04 |
-0,87 |
2201,00 |
Сознательное управление эмоциями |
0,29 |
0,03 |
0,30 |
0,02 |
-0,31 |
2263,00 |
Общий уровень развития ЭИ |
0,36 |
0,02 |
0,36 |
0,02 |
0,23 |
2280,00 |
После тренинга ситуация существенно изменилась. Как по t-критерию Стьюдента, так и по U-критерию Манна-Уитни отмечаются значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по шкалам MSCEIT: «Идентификация эмоций», «Использование эмоций в решении проблем» и «Сознательное управление эмоциями», а также по общему уровню эмоционального интеллекта (табл. 2). Во всех случаях показатели экспериментальной группы превысили показатели контрольной группы. Единственный показатель, по которому не наблюдается различий между группами, - шкала «Понимание и анализ эмоций».
Сравнение показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и кон-
трольной группах после тренинга
Шкалы эмоцио нального интеллекта |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t-критерий Стьюдента |
U- критерий Манна- Уитни |
||
Среднее |
Ст. откл. |
Среднее |
Ст. откл. |
|||
Идентификация эмоций |
0,393 |
0,033 |
0,372 |
0,038 |
3,442*** |
1621** |
Использование эмоций в решении проблем |
0,361 |
0,030 |
0,343 |
0,029 |
3,536*** |
1658** |
Понимание и анализ эмоций |
0,428 |
0,037 |
0,423 |
0,033 |
0,681 |
1986,000 |
Сознательное управление эмо циями |
0,316 |
0,027 |
0,299 |
0,024 |
3,798*** |
1497*** |
Общий уровень развития ЭИ |
0,374 |
0,021 |
0,359 |
0,015 |
4,785*** |
1335*** |
Примечание.* - p<0,05; ** - p<0,01; *** -p<0,001.
Через 6 месяцев после завершения тренинга сохранилась фактически та же ситуация. Различия между экспериментальной и контрольной группой по шкалам MSCEIT - «Идентификация эмоций», «Использование эмоций в решении проблем», «Сознательное управление эмоциями» - и по общему уровню эмоционального интеллекта остались значимыми (табл. 3). Во всех случаях экспериментальная группа характеризуется более высокими показателями эмоционального интеллекта, чем у контрольной группы.
Сравнение показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной
группах через 6 месяцев после тренинга
Шкалы эмоцио нального интеллекта |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
t-критерий Стьюдента |
U- критерий Манна- Уитни |
||
Среднее |
Ст. откл. |
Среднее |
Ст. откл. |
|||
Идентификация эмоций |
0,395 |
0,030 |
0,372 |
0,038 |
3,789*** |
1550*** |
Использование эмоций в решении проблем |
0,362 |
0,030 |
0,344 |
0,029 |
3,561*** |
1617** |
Понимание и анализ эмоций |
0,425 |
0,034 |
0,422 |
0,031 |
0,473 |
2056,000 |
Сознательное управление эмоциями |
0,318 |
0,026 |
0,299 |
0,023 |
4,441*** |
1317*** |
Общий уровень развития ЭИ |
0,375 |
0,020 |
0,359 |
0,015 |
5,110 |
1274*** |
Примечание.* - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001.
В экспериментальной группе сразу после окончания тренинга отмечается значимое увеличение значений по всем шкалам эмоционального интеллекта и его общего уровня (значение t-критерия Стьюдента варьируется от -6,5 до -7,6 при p<0,001, значение Z- критерия Вилкоксона варьируется от -7,17 до -6,62 при p<0,001). В контрольной группе за то же время отмечается значимое, хотя и значительно меньшее, увеличение значения общего уровня эмоционального интеллекта (t=-2,44 при p<0,05, Z=-3,13 при p<0,01), а также шкал «Идентификация эмоций» (t=-2,26 при p<0,05, Z=-2,53 при p<0,05), «Сознательное управление эмоциями» (t=-2,92 при p<0,01, Z=-3,13 при p<0,01). По критерию Вилкоксона в контрольной группе также значимо увеличивается показатель по шкале использования эмоций в решении проблем (Z=-3,32 при p<0,001).
Напомним, что, несмотря на некоторое улучшение в контрольной группе, в экспериментальной группе, после тренинга все показатели, кроме показателей шкалы «Понимание и анализ эмоций», значимо выше, чем в контрольной группе. Особенности динамики общего
уровня и шкал эмоционального интеллекта представлены на рис. 1–5.
Рис. 3. Динамика уровня ветви «Использование эмоций в решении проблем» в экспериментальной и контрольной группах сразу после тренинга и через 6 месяцев после его окончания
Рис. 4. Динамика уровня ветви «Понимание и анализ» в экспериментальной и контрольной группах сразу после тренинга и через 6 месяцев после его окончания
Рис. 5. Динамика уровня ветви «Сознательное управление эмоциями» в экспериментальной и контрольной группах сразу после тренинга и через 6 месяцев после его окончания
Через 6 месяцев после завершения обучения, по сравнению с непосредственными оценками сразу после тренинга, в экспериментальной группе еще более возрастают показатели шкалы «Идентификация эмоций» (t=-2,29 при p<0,05; Z=-3,04 при p<0,01) и шкалы «Сознательное управление эмоциями» (t=-2,87 при p<0,01; Z=-3,29 при p<0,01), тогда как показатели шкалы «Понимание и анализ эмоций» ухудшаются (t=2,89 при p<0,01; Z=-2,65 при p<0,01). В контрольной группе от второго среза (сразу после тренинга) к третьему срезу (через 6 месяцев после окончании тренинга) не отмечается никаких значимых изменений, кроме улучшения по шкале «Использование эмоций в решении проблем», которое отмечается только при использовании критерия Вилкоксона (Z=-2,08, p<0,05).
Таким образом, по итогам обучения мы получили положительные результаты как по общему уровню ЭИ, так и по уровню трех из четырех его базовых составляющих. По сравнению с контрольной группой учебная (экспериментальная) группа показала значимый прирост показателей по шкалам «Идентификация эмоций», «Использование эмоций в решении проблем», «Сознательное управление эмоциями». Улучшения показателей по шкале «Анализ и понимание эмоций» не произошло. При этом следует отметить, что все зафиксированные положительные изменения остаются достаточно стабильными через 6 месяцев после тренинга, а в некоторых случаях тренинг, видимо, играет роль «пускового механизма» и для дальнейшего развития эмоционального интеллекта. Немаловажно, что некоторая, хотя и не столь выраженная, положительная динамика уровня эмоционального интеллекта с течением времени отмечалась и в контрольной группе: возможно, сама ситуация повторного измерения эмоционального интеллекта косвенным образом влияет на результаты тестирования.
При обсуждении полученных в нашем исследовании результатов полезно вспомнить, что проблема возможности развития ЭИ уже ставилась в некоторых зарубежных исследованиях. В частности, Ф. Сала проводил подобное исследование с помощью программы «Mastering Emotional Intelligence», которая предполагала годичное развитие ЭИ в формате двухдневных тренингов с интервалом в 2-3 месяца. Выборочная совокупность исследования состояла из двух групп - 20 человек в Бразилии и 19 участников в США. В качестве инструмента измерения ЭИ использовался опросник ECI («Emotional Intelligence Inventory»). После прохождения данных обучающих программ, содержание и методическая основа которых остались неизвестными, увеличение уровня ЭИ в Бразилии составило в среднем 11%, а в США - 24%. Однако, как отмечает сам исследователь, «без наличия контрольной группы, не участвующей в обучении, эти данные можно считать предварительными. А утверждать, что данные результаты поддерживаются тщательными эмпирическими исследованиями, можно после обеспечения доступа к крупным выборкам участников, которые дважды проходили измерение ЭИ, и включения контрольной группы, не проходящей обучение» [45].
Исследование возможности развития ЭИ было проведено также бельгийскими учеными [43], уже с использованием контрольной группы. Выборку составили 37 человек - 19 участников в учебной группе и 18 добровольцев в контрольной группе. Все участники были студентами-психологами. Составляющие ЭИ были оценены с помощью целого ряда методик, таких как TEIQue, ERP-Q, EMA, DOE, TAS-20, STEU. Участники проходили тестирование по всем методиками три раза: перед началом обучения, после окончания обучения и 6 месяцев спустя, для того чтобы оценить долгосрочную перспективу полученных знаний.
Результаты исследований таковы: по сравнению с контрольной группой в учебной группе значимый прирост показателей в областях идентификации эмоций и управления эмоциями. Улучшение показателей по критериям «понимание эмоций», «выражение эмоций», «использование эмоций в мышлении» не произошло. Главное открытие этого исследования состоит в том, что все положительные изменения остаются действительными спустя 6 месяцев после обучения (в то время как в контрольной группе не было никаких улучшений). Кроме того, интересно заметить, что показатели контрольной группы несколько улучшились в промежуток между вторым и третьим тестированиями, хотя этот эффект не является существенным. В целом авторы резюмируют, что некоторые аспекты ЭИ могут быть развиты в результате воздействий, опирающихся на надлежащую методологию и современные научные данные.
Что касается отечественных наработок, то проблема развития ЭИ затрагивается в диссертационном исследовании Д.В. Ненашева «Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров» [25] и диссертационном исследовании И.С. Степанова «Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности» [35].
В первом исследовании эксперимент проводился в процессе образовательной работы со студентами I-II курсов Московского государственного университета технологии и управления (41 студент). Измерение ЭИ проводилось при помощи методики оценки эмоциональной компетентности (автор М.А. Манойлова [22]), состоящей из 40 вопросов-утверждений. По результатам исследования автор делает вывод, что проведенная работа по внедрению коучинга в учебный процесс позволила изменить основные показатели и повысить общий уровень эмоциональной компетентности студентов [25].
Второе исследование проводилось на двух группах испытуемых, занимающихся управленческой деятельностью (всего - 54 человека). При этом 27 респондентов участвовали в цикле тренингов развития эмоционального интеллекта в течение одного года (экспериментальная группа), а 27 респондентов не проходили обучения (контрольная группа). Для определения уровня ЭИ использовалась методика оценки «Эмоционального интеллекта» Н. Холла. В итоге автор приходит к выводу, что у управленцев, участвовавших в тренинговой программе, повысился уровень развития компонентов эмоционального интеллекта, поэтому специально разработанный социально-психологический тренинг, направленный на развитие индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих становлению эмоционального интеллекта, является эффективным условием его формирования [35].
Результаты упомянутых эмпирических исследований рассматриваются их авторами как подтверждение возможности развития ЭИ, в том числе с помощью специального краткосрочного обучения. Однако следует обратить внимание на применение в качестве методик измерения ЭИ различных опросников. В связи с этим, как утверждает Е.А. Сергиенко, «встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими ... более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию» [31].
Итак, подведем итоги. Проведенное нами экспериментальное исследование возможности развития ЭИ опирается на модель ЭИ, предложенную Дж. Мейером, П. Сэловеем и Д. Карузо, где эмоциональный интеллект трактуется как способность, близкая к традиционным аспектам интеллекта, а также на созданную ими методику измерения MSCEIT («Mayer- Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test»), которая считается наиболее разработанной и объективной на сегодняшний день [42].
Результаты проведенного исследования позволяют обосновать возможность развития эмоционального интеллекта в рамках модели когнитивных способностей и показать их влияние на индивидуальную меру выраженности эмоционального интеллекта по каждой из четырех составляющих данного конструкта. Это открывает новые перспективы в решении проблемы развития ЭИ с теоретической точки зрения, а также в поиске технологий его развития в практических целях.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М. – Воронеж, 1999.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преоб-разование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. №1.
- Асмаковец Е.С. Психотехники развития эмоциональной гибкости // Практикум по пси-хологии состояний / Под ред. А.О. Прохорова. СПб., 2004.
- Богомолова Н.Н. Социально-психологический тренинг и проблема познания человеком самого себя // Личность в системе коллективных отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1980.
- Бодалев А.А. О психологии познания людьми друг друга // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996.
- Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. М., 1996.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмо-ционального интеллекта. М., 2008.
- Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психо-логический журнал. 2008. № 2.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
- Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1.
- Карпов А.В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метаког-нитивизма // Вестник интегративной психологии. 2006. № 4.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004.
- Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков, 2004.
- Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
- Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тре-нинг / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов. М., 2004.
- Ненашев Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной ком-петентности будущих менеджеров: Дис. … канд. пед. наук М., 2009.
- Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: срав-нительный анализ // Вопросы психологии. 2010. №2.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. СПб., 1999.
- Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: Электрон. на-уч. журн. 2009. № 6(8). Электронная версия: http://www.psystudy.ru
- Сергиенко Е.А., Ветрова И.И., Волочков А.А., Попов А.Ю. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2006.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2007.
- Степанов И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: Дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2010.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 2002.
- Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., 2003.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2002.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза деятельности. М., 1982.
- Hawley W., Vallis L. The essentials of effective professional development// L. Darling-Hammond et al. (eds.). Teaching as the Learning Profession. San Francisco, 1999.
- Latham G.P. Application of social-learning theory to training supervisors through behavioral modeling // Journal of Applied Psychology. 1979. № 3(64).
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd ed.). N.Y., 2000.
- Nelis D., Quoidbach J., Mikolajczak M., Hansenne M. Increasing emotional intelligence: (How) is it possible? // Personality and Individual Differences. Belgian National Fund for Scienti. Research (FNRS). Belgium, 2009.
- Saarni С. Emotional Competence and self-regulation in childhood// P. Salovey & D.J. Sluyter (Eds.). Emotional Development and Emotional Intelligence. N.Y., 1997.
- Sala F. Do Programs Designed to Increase Emotional Intelligence at Work? http://www.ei.haygroup.com
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3810
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 35
Скачиваний
Всего: 2433
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8