Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта * 1533

Хлевная Е.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации промышленного производства инженерно-экономического факультета Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, elankha@yandex.ru
Штроо В.А., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой организа-ционной психологии факультета психологии Национального исследователь-ского университета «Высшая школа экономики», заведующий научно-учебной лабораторией «Психология бизнеса», Москва, Россия, vshtroh@hse.ru
Киселева Т.С., генеральный директор ООО «Международный центр “Консалтинг. Тренинг. Коучинг”», Москва, Россия, kiseleva@mc-ktk.ru

Аннотация

В статье обсуждается проблема развития эмоционального интеллекта и ее разрешение в ходе эмпирического исследования на основе экспериментального дизайна. Концептуальная основа проведенного исследования – теоретическая модель структуры эмоционального интеллекта Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо. Гипотезой исследования выступило предположение о возможности развития эмоционального интеллекта в ходе целенаправленного обучающего воздействия в форме социально-психологического тренинга на базе специально разработанной программы. Выборку составили две группы – экспериментальная (участники которой проходили обучение в течение полугода) и контрольная – по 68 человек в каждой. В каждой группе при помощи теста MSCEIT V2.0, апробированного на российской выборке, производилось по три параллельных замера – перед началом обуче-ния, сразу после тренинга и 6 месяцев спустя. Результаты показали существенное различие между группами на втором и третьем замерах по общему уровню эмоционального интеллекта, а также по трем из четырех его компонентов (ветвей) – «идентификация эмоций», «использование эмоций в решении проблем» и «сознательное управление эмоциями» – в пользу экспериментальной группы. Более того, эффект прироста показателей по различным аспектам эмоционального интеллекта в экспериментальной группе имел устойчивый характер и сохранился спустя 6 месяцев после завершения обучения примерно на том же уровне. В целом результаты оказались сопоставимыми как с отечественными, так и зарубежными исследованиями, проведенными в данной области в течение последних 10 лет.

Ключевые слова: эксперимент, интеллект, эмоции, эмоциональный интеллект, когнитивные способности, тест MSCEIT V2.0

Рубрика: Педагогическая психология

Тип: научная статья

* В данной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Самоопреде-ление личности в бизнесе: проблемы, модели, подходы» в рамках программы фундаментальных ис-следований НИУ ВШЭ.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сегодня проблематика эмоционального интеллекта вызывает к себе интерес не только в научном сообществе. Практики бизнеса и специалисты в различных областях общественной жизни также считают ее перспективной и интересной. Чутко реагируя на эту тенденцию, многие консалтинговые компании вносят бизнес-тренинги по развитию эмоционального интеллекта в списки предоставляемых услуг. При этом ни у одной из представленных на данном рынке программ нет четкого научного обоснования утверждений о возможности развития эмоционального интеллекта как в целом, так и с помощью данной конкретной обучающей программы в частности.

Литература
  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М. – Воронеж, 1999.
  2. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
  5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преоб-разование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. №1.
  6. Асмаковец Е.С. Психотехники развития эмоциональной гибкости // Практикум по пси-хологии состояний / Под ред. А.О. Прохорова. СПб., 2004.
  7. Богомолова Н.Н. Социально-психологический тренинг и проблема познания человеком самого себя // Личность в системе коллективных отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1980.
  8. Бодалев А.А. О психологии познания людьми друг друга // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1970.
  9. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996.
  10. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. М., 1996.
  11. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  13. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмо-ционального интеллекта. М., 2008.
  14. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психо-логический журнал. 2008. № 2.
  15. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  16. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
  17. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1.
  18. Карпов А.В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метаког-нитивизма // Вестник интегративной психологии. 2006. № 4.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  21. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004.
  22. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков, 2004.
  23. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  24. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тре-нинг / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов. М., 2004.
  25. Ненашев Д.В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной ком-петентности будущих менеджеров: Дис. … канд. пед. наук М., 2009.
  26. Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: срав-нительный анализ // Вопросы психологии. 2010. №2.
  27. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984.
  28. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. СПб., 1999.
  29. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4.
  30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  31. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: Электрон. на-уч. журн. 2009. № 6(8). Электронная версия: http://www.psystudy.ru
  32. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И., Волочков А.А., Попов А.Ю. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1.
  33. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2006.
  34. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2007.
  35. Степанов И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: Дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2010.
  36. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 2002.
  37. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., 2003.
  38. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2002.
  39. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза деятельности. М., 1982.
  40. Hawley W., Vallis L. The essentials of effective professional development// L. Darling-Hammond et al. (eds.). Teaching as the Learning Profession. San Francisco, 1999.
  41. Latham G.P. Application of social-learning theory to training supervisors through behavioral modeling // Journal of Applied Psychology. 1979. № 3(64).
  42. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd ed.). N.Y., 2000.
  43. Nelis D., Quoidbach J., Mikolajczak M., Hansenne M. Increasing emotional intelligence: (How) is it possible? // Personality and Individual Differences. Belgian National Fund for Scienti. Research (FNRS). Belgium, 2009.
  44. Saarni С. Emotional Competence and self-regulation in childhood// P. Salovey & D.J. Sluyter (Eds.). Emotional Development and Emotional Intelligence. N.Y., 1997.
  45. Sala F. Do Programs Designed to Increase Emotional Intelligence at Work? http://www.ei.haygroup.com
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика