Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Условия развития целеполагания у старших подростков (на примере школы мыследеятельностной педагогики) 2648

Жилинская А.В., кандидат психологических наук, психолог, Университетская гимназия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , Москва, Россия, alisez@yandex.ru

Аннотация

Описан опыт создания условий для постановки и достижения цели коллективного действия для группы из восьми старших подростков в рамках работы образовательного проекта в одной из московских школ мыследеятельностной педагогики. Рассмотрен способ целеполагания, заключающийся в преодолении разрыва между представлением человека о должном и реальной ситуацией путем постановки и достижения цели. Сформулированы условия развития целеполагания старших подростков, выявленные в ходе восьмилетнего исследования процесса совместной реализации инициатив работниками школы и старшими подростками (в исследовании приняло участие более 200 подростков). Важными внутренними условиями успешного освоения старшими подростками способа целеполагания являются умение формулировать норму или ценность, которые должны быть реализованы в действии, а также умение работать со своим недовольством ситуацией, грамотно выявляя предмет преобразования и изменяя ситуацию. Внешними условиями успешного освоения старшими подростками способа целеполагания являются специально сконструированные ситуации, в которых коллектив старших подростков имеет возможность сформулировать свою позицию, поставить и достичь цели, осуществив преобразование ситуации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Способность к постановке целей очень важна, так как позволяет человеку реализовать в жизни его представление о должном. Она востребована, когда человек начинает решать, какие нормы и ценности он должен реализовать в своей жизни. Цели являются одной из форм воплощения норм и ценностей [13]. П.Я. Гальперин отмечал, что личность регулирует свои действия на основе сознания общественного значения ситуации и общественных средств, образцов и способов действия. В данном понимании цели подчеркивается, что цели ставятся с опорой на культурный и общественный контекст [6].

Литература
  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени д-ра психол. наук. М., 2002.
  2. Алексеева Л.Н., Громыко Ю.В. Мыследеятельностная диагностика способностей в образовании // Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности 21-го века в образовании. М., 2001.
  3. Андрюшков А.А. Образовательные проекты в мыследеятельностной педагогике. Обучение проектированию // Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: новые формы работы с детьми. М., 2001.  Электронная версия: http://1314.ru/projects
  4. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.
  7. Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. М., 2001.
  8. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М., 2005.
  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  10. Жилинская А.В. Анализ трудностей целеполагания у старших подростков // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 2. Электронная версия: http://www.psyedu.ru/journal/2010/2/Zhilinskaya.phtml
  11. Иванова Е.Ю. Работа со способами понимания в начальной школе // Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: Методическое руководство // Под общ. ред. О.И. Глазуновой, Е.Ю. Ивановой.  М., 2009.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
  14. Тихомиров О.К. Исследование целеобразования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 1.
  15. Швалб Ю.М. Психологические механизмы целеполагания в учебной деятельности: Дис. … д-ра психол. наук. Киев, 1998.
  16. Щедровицкий Г.П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы. М., 2003.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика