Условия развития целеполагания у старших подростков (на примере школы мыследеятельностной педагогики)

2585

Аннотация

Описан опыт создания условий для постановки и достижения цели коллективного действия для группы из восьми старших подростков в рамках работы образовательного проекта в одной из московских школ мыследеятельностной педагогики. Рассмотрен способ целеполагания, заключающийся в преодолении разрыва между представлением человека о должном и реальной ситуацией путем постановки и достижения цели. Сформулированы условия развития целеполагания старших подростков, выявленные в ходе восьмилетнего исследования процесса совместной реализации инициатив работниками школы и старшими подростками (в исследовании приняло участие более 200 подростков). Важными внутренними условиями успешного освоения старшими подростками способа целеполагания являются умение формулировать норму или ценность, которые должны быть реализованы в действии, а также умение работать со своим недовольством ситуацией, грамотно выявляя предмет преобразования и изменяя ситуацию. Внешними условиями успешного освоения старшими подростками способа целеполагания являются специально сконструированные ситуации, в которых коллектив старших подростков имеет возможность сформулировать свою позицию, поставить и достичь цели, осуществив преобразование ситуации.

Общая информация

Ключевые слова: цель, целеполагание, старший подростковый возраст, мыследеятельностная педагогика, образовательный проект

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жилинская А.В. Условия развития целеполагания у старших подростков (на примере школы мыследеятельностной педагогики) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57064 (дата обращения: 03.02.2023)

Фрагмент статьи

Способность к постановке целей очень важна, так как позволяет человеку реализовать в жизни его представление о должном. Она востребована, когда человек начинает решать, какие нормы и ценности он должен реализовать в своей жизни. Цели являются одной из форм воплощения норм и ценностей [13]. П.Я. Гальперин отмечал, что личность регулирует свои действия на основе сознания общественного значения ситуации и общественных средств, образцов и способов действия. В данном понимании цели подчеркивается, что цели ставятся с опорой на культурный и общественный контекст [6].

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени д-ра психол. наук. М., 2002.
  2. Алексеева Л.Н., Громыко Ю.В. Мыследеятельностная диагностика способностей в образовании // Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности 21-го века в образовании. М., 2001.
  3. Андрюшков А.А. Образовательные проекты в мыследеятельностной педагогике. Обучение проектированию // Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: новые формы работы с детьми. М., 2001.  Электронная версия: http://1314.ru/projects
  4. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.
  7. Громыко Ю.В. Педагогические диалоги. М., 2001.
  8. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М., 2005.
  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  10. Жилинская А.В. Анализ трудностей целеполагания у старших подростков // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 2. Электронная версия: http://www.psyedu.ru/journal/2010/2/Zhilinskaya.phtml
  11. Иванова Е.Ю. Работа со способами понимания в начальной школе // Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: Методическое руководство // Под общ. ред. О.И. Глазуновой, Е.Ю. Ивановой.  М., 2009.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
  14. Тихомиров О.К. Исследование целеобразования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 1.
  15. Швалб Ю.М. Психологические механизмы целеполагания в учебной деятельности: Дис. … д-ра психол. наук. Киев, 1998.
  16. Щедровицкий Г.П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы. М., 2003.

Информация об авторах

Жилинская Алиса Викторовна, кандидат психологических наук, психолог, Университетская гимназия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: alisez@yandex.ru