Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальная психология образования как отрасль научного знания 3044

Крушельницкая О.Б., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, social2003@mail.ru
Орлов В.А., кандидат психологических наук, Доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vladimirorlov@bk.ru
Сачкова М.Е., доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, ФГБОУ ВО РАНХиГС, Москва, Россия, msachkova@mail.ru

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы становления нового научного направления – социальной психологии образования. Большинство ключевых явлений, которые изучает современная социальная психология, не могут не влиять на успешность обучения и воспитания индивида. Поэтому наряду с традиционными общепсихологическими, психолого-педагогическими, психолого-возрастными, психофизиологическими и другими подходами к решению задач системы образования рассматривается возможность повышения эффективности учебно-воспитательного процесса средствами активно развивающейся социальной психологии. О перспективности такого подхода свидетельствуют результаты многочисленных отечественных и зарубежных исследований, в том числе выполненных сотрудниками Московского городского психолого-педагогического университета. В статье рассматриваются пути разработки концепции социальной психологии образования. Обсуждаются подходы к определению предмета, цели и задач, а также методов новой научной дисциплины. Анализируются возможности дальнейшего использования потенциала социальной психологии для решения проблем повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и всестороннего личностного развития учащихся.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние годы в российском образовании происходят коренные перемены, связанные, прежде всего, с переходом на принципиально новую, компетентностную основу обучения и воспитания. Без формирования общекультурных, метапредметных, профессиональных компетенций невозможно полноценное развитие личности в современных условиях. Все более актуальным в современном образовании становится запрос на социально-психологические средства обучения и воспитания учащихся. Это обусловлено целым рядом объективных причин. Перечислим некоторые из них.

Литература
  1. Акопов Г.В. Социальная психология образования.  М., 2000.
  2. Антошкин В.Н., Ахмадеев А.А. Социальная психология в педагогике.  Уфа, 2000.
  3. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: Автореф. дис. … д-ра психол. наук.  М., 2009.
  4.  Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой, К.К. Платонова.  М, 1975.
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие.  М., 2008.
  6. Крушельницкая О.Б. Условия повышения готовности специалистов к социально-психологической работе в образовательном учреждении //  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2795.phtml
  7. Крушельницкая О.Б., Орлов В.А. Актуальные вопросы социальной психологии образования / Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Под ред. О.Б. Крушельницкой.  М.,  2011.
  8. Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 1–3 / Под ред. О.Б.Крушельницкой.  М.,  2007–2009.
  9. Орлов В.А. Социально-психологические особенности проектирования учебного курса совершенствования коммуникативной компетентности школьного учителя // Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 2 / Под ред. О.Б. Крушельницкой. М., 2008 .
  10. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2.  
  11. Социальная психология образования / Под ред. А.Н. Сухова.  М., 2005.
  12. Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: Сб. науч. трудов. Вып. 1–8 / Под ред. М.Ю.Кондратьева. М., 2003–2010.
  13. Belfi B., Goos M., De Fraine B., Van Damme J. The effect of class composition by gender and ability on secondary school students’ school well-being and academic self-concept: A literature review// Educational Research Review. 2012. Vol. 7. Issue 1.
  14. Brand S., Felner R.D., Seitsinger A., Burns A., Bolton N. A large scale study of the assessment of the social environment of middle and secondary schools: The validity and utility of teachers' ratings of school climate, cultural pluralism, and safety problems for understanding school effects and school improvement // Journal of School Psychology. 2008. Vol. 46. Issue 5. October .
  15. Cardosoa A.P., Ferreirab M., Abrantesc J.L., Seabrac C., Costad C. Personal and Pedagogical Interaction Factors as Determinants of Academic Achievement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 29.
  16. Kim Y. Minority parental involvement and school barriers: Moving the focus away from deficiencies of parents // Educational Research Review. 2009. Vol. 4. Issue 2.
  17. Kuppens S., Grietens H., Onghena P., Michiels D., Subramanian S.V. Individual and classroom variables associated with relational aggression in elementary-school aged children: A multilevel analysis // Journal of School Psychology. 2008. Vol. 46. Issue 6. December.
  18. Nurmi J.-E. Students’ characteristics and teacher-child relationships in instruction: A meta-analysis // Educational Research Review. 2012. Vol. 7. Issue 3. December .
  19. Ruijs N.M., Peetsma T.T.D. Effects of inclusion on students with and without special educational needs reviewed // Educational Research Review. 2009. Vol. 4. Issue 2.  
  20. Van Gennip N.A.E., Segers M.S.R., Tillema H.H. Peer assessment for learning from a social perspective: The influence of interpersonal variables and structural features // Educational Research Review.  2009. Vol. 4. Issue 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика