Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологическая соотнесенность интегративных и инклюзивных образовательных программ 1155

Расходчикова М.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, rashodchikovamn@mgppu.ru
Кондратьев Ю.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ukondratiev@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме интеграции в образовательное пространство учащихся с особыми образовательными потребностями. С помощью разработанной А.В. Петровским социально-психологической модели вхождения личности в референтную для нее группу показано, что действующие инклюзивные образовательные программы учитывают, как правило, лишь первый этап вхождения личности в группу – адаптационную стадию, что наделяет личность с особыми образовательными потребностями не столько субъектными, сколько объектными характеристиками и ролевыми предписаниями. Однако для полноценной интеграции учащегося в группу (без чего невозможна дальнейшая интеграция личности в широкий социум) необходимы интегративные образовательные программы, нацеленные на полноценную реализацию всего цикла вхождения личности с особыми образовательными потребностями в конкретную ученическую группу. В отличие от инклюзивных образовательных программ интегративные программы предусматривают целенаправленную психолого-педагогическую и социально-психологическую работу с ученической группой, которая в их рамках выступает в качестве полноценного социального субъекта.

Ключевые слова: референтная группа, интеграция личности, инклюзив

Рубрика: Социальная психология образования

Тип: научная статья

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В  современной образовательной практике одной из наиболее острых   является проблема интеграции в реальное образовательное пространство учащихся с особыми образовательными потребностями [1; 3; 4]. 

Несмотря на то, что специфика образовательных учреждений различного типа и профиля во  многом задает содержательно-технологические особенности соответствующих программ, все они должны отвечать тем принципиальным  психологическим требованиям, выполнение которых обеспечивает их собственно психологическую обоснованность и, главное, реальную действенность.

Литература
  1. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательной школе. М., 2007.
  2. Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения// Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1. http://www.psyedu.ru/journal/2011/1/2061.phtml
  3. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1997.
  4. Расходчикова М.Н. К проблеме соотнесенности интрагруппового статуса развивающейся личности и этапа ее вхождения в ученическую группу// Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики/ Под ред. М.Ю. Кондратьева. Вып. 6. М., 2008.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика