Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Результаты реализации программы по изменению когнитивного компонента социальных представлений подростков о последствиях употребления наркотиков 820

Рябов М.П., магистрант факультета экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, sergejsergeevich@inbox.ru
Полный текст

Проблема профилактики наркомании подростков рассматривается многими отечественными и зарубежными авторами. Можно выделить различные современные подходы к ее решению: подход, основанный на эмоциональном обучении [3; 5]; подход, основанный на роли социальных факторов [7; 12]; подход, основанный на формировании жизненных навыков  [9; 13]; подход, основанный на альтернативной употреблению наркотиков деятельности [2; 4]; подход, основанный на укреплении здоровья [11; 14]; подход, основанный на предоставлении информации о вреде наркотиков [1; 10]; интегративный подход, объединяющий все перечисленные выше направления [6; 8]. Несмотря на многообразие подходов проблема распространения подростковой наркомании остается до конца не решенной. Анализ исследований по данной проблеме позволил выделить искаженность социальных представлений подростков о вреде наркотиков в качестве одного из аспектов, не получивших эффективного практического решения. Имеющиеся на сегодняшний день подходы и программы профилактики наркомании способствуют включению подростков в значимую и успешную для них деятельность, реализации возрастных потребностей  подростков, развитию их способностей и личностных качеств, но вопрос о влиянии наркотиков на жизнь и здоровье человека зачастую остается без внимания. В связи с этим молодые люди не осознают в полной мере, чем так опасны наркотики, довольствуясь знаниями и объяснениями, принятыми в среде подростков. Это делает любую профилактическую работу незавершенной и может снижать ее эффективность. Несмотря на актуальность проблемы, многие исследователи констатируют низкую эффективность профилактических программ,  основанных на предоставлении информации о вреде наркотиков, и стараются больше внимания уделить другим аспектам проблемы распространения подростковой наркомании [6; 8; 9; 13]. Данное противоречие на сегодняшний день не нашло эффективного практического решения. Информационный подход к профилактике подростковой наркомании зачастую реализуется в российских школах путем проведения малоэффективных лекций для учащихся силами приглашенных специалистов-наркологов. Учитывая эту ситуацию, нами была поставлена цель разработать профилактическую  программу информационной направленности, повышающую знания подростков о вреде наркотиков, которая смогла бы заинтересовать подростков и соответствовала бы их возрастным особенностям и потребностям. Предметом воздействия выступил когнитивный компонент социальных представлений подростков о вреде наркотиков, который рассматривается нами как совокупность знаний, объяснений и убеждений подростков о том, какой вред наносят наркотики человеку, возникающих в процессе  межличностного взаимодействия и под влиянием общественно-исторических условий. В рамках исследования была разработана программа по изменению когнитивного компонента социальных представлений подростков о вреде наркотиков, основу которого составил авторский обучающий фильм, позволяющий подросткам увидеть реальные последствия приема наркотических препаратов для здоровья человека и отследить жизненный путь тех, кто сделал выбор в пользу употребления наркотиков. По итогам просмотра фильма с учащимися проводилась беседа, помогающая обобщить и уточнить информацию о вреде наркотиков, представленную в фильме. Целью разработанной нами профилактической программы является развитие когнитивного компонента социальных представлений о последствиях употребления наркотиков за счет повышения качества знаний подростков о последствиях употребления наркотиков для жизни и здоровья человека. Мы предположили, что развитие когнитивного компонента социальных представлений подростков о проблеме наркомании и о влиянии употребления наркотиков на жизнь и здоровье человека может способствовать снижению риска формирования наркозависимости за счет осознания подростками тяжести последствий употребления наркотиков. Замысел эксперимента заключался в том, что на экспериментальную  группу оказывалось  воздействие, направленное на формирование знаний о последствиях употребления наркотиков и о их влиянии на жизнь и здоровье человека. На контрольную группу такое воздействие не оказывалось. Для проведения эксперимента был выбран экспериментальный план с рандомизацией, экспериментальным воздействием и тестированием до и после воздействия. Исследование проводилось с марта по апрель 2012 г. среди учащихся 9-х и 11-х классов средней общеобразовательной школы № 1360  г. Москвы. Экспериментальную группу составили учащиеся 9-го «А», 9-го «Б», 11-го «А» и 11-го «Б» классов, контрольную группу составили учащиеся 9-го «В» и 11-го «В» классов. Процедура рандомизации предполагала случайный отбор учащихся в группы, уравнивание групп по полу, возрасту и образованию. Таким образом,  в исследовании приняли участие 158 подростков в возрасте от 15 до 18 лет (учащиеся 9-х и 11-х классов). Экспериментальную группу составили 107 человек:      52 учащихся 9-го класса в возрасте 15–16 лет (28 юношей и 24 девушки) и 55 учащихся 11-го класса в возрасте 17–18 лет (25 юношей и 30 девушек). Контрольная группа состояла из 50 человек: 25 учащихся 9-го класса в возрасте 15–16 лет (12 юношей и 13 девушек) и 25 учащихся 11-го класса в возрасте 17–18 лет (11 юношей и 14 девушек). В экспериментальной группе были проведены тестирование, просмотр и обсуждение фильма о последствиях употребления наркотиков, контрольный срез через две недели после просмотра фильма. В контрольной группе были  проведены два диагностических среза с интервалом в две недели. В исследовании использовались следующие методики: авторская анкета для выявления знаний подростков о последствиях употребления наркотиков, опыта употребления наркотиков и желания попробовать наркотики; методика В.Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению» для определения склонностей к формированию наркотической зависимости; методика Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» для выявления сформированности представлений о жизни, осмысленности жизни и интереса к жизни. С целью снижения эффекта социальной желательности анкетирование учащихся проводилось анонимно. Фиксировались возраст, пол и индивидуальный номер каждого испытуемого. По итогам реализации формирующей программы было установлено, что наиболее существенно изменились знания подростков о последствиях употребления наркотиков, желание подростков попробовать наркотики и иерархия значимых для подростков последствий употребления наркотиков (рис. 1). Рис. 1. Изменение желания подростков попробовать наркотики под влиянием формирующей программы   На рис. 1 показано изменение желания подростков попробовать наркотики: в экспериментальной группе процент учащихся, не желающих пробовать наркотики, повысился с 65 % до 92,5 %, в контрольной группе изменился незначительно – с 63 % до  
69 % (при помощи критерия хи-квадрат выявлены статистически значимые различия при р<0,01). После проведения формирующего воздействия 7,5 % подростков ответили, что сомневаются в решении попробовать наркотики. Подростков, желающих попробовать наркотики, в экспериментальной группе при контрольном срезе не выявлено. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности формирующей программы в отношении снижения желания подростков попробовать наркотические вещества. С помощью критерия хи-квадрат установлено, что формирующая программа способствовала снижению желания попробовать наркотики у подростков обоих полов, а также доказана эффективность ее воздействия на подростков разного возраста: желание попробовать наркотики после просмотра обучающего фильма снижается в равной степени, как у подростков в возрасте 15–16 лет, так и у подростков в возрасте 17–18 лет. В результате реализации формирующей программы изменилась значимость последствий употребления наркотиков для подростков (рис. 2). Рис. 2. Изменение иерархии последствий употребления наркотиков под влиянием формирующей программы   На рис. 2 показано, что по итогам реализации программы  в экспериментальной группе возросла значимость всех последствий употребления наркотиков. Наиболее существенно повысилась значимость таких последствий, как риск летального исхода (с 43 % до 76 %), вред для будущего потомства (с 25 % до 62 %), тотальное разрушение личности (с 30 % до 55 %). С помощью критерия хи-квадрат выявлены значимые различия между группами по описанным последствиям употребления наркотиков (р<0,05), что доказывает эффективность формирующего воздействия по данным параметрам. Полученные результаты свидетельствуют о том, что после просмотра обучающего фильма подростки стали лучше осознавать влияние употребления наркотиков на все сферы жизни человека – здоровье, личностное развитие и социализацию в обществе.  С помощью критерия хи-квадрат было установлено, что юноши после просмотра обучающего фильма в первую очередь обратили внимание на влияние употребления наркотиков на личностное развитие человека и выделили невозможность личностной самореализации и развития в качестве одного из наиболее опасных последствий (p<0,05). Полученные результаты позволяют предположить, что формирующая программа помогает подросткам-юношам переосмыслить не только свое отношение к последствиям употребления наркотиков, но и жизненные приоритеты, задуматься о значимости личностного развития. С помощью хи-критерия было выявлено, что девушки, в отличие от юношей, выделяют в числе наиболее значимых последствий вред для физического здоровья и для будущего своих детей (р<0,05). Данная особенность обусловлена тем, что девушки  уже начинают задумываться о создании собственной семьи и рождении детей и потому оказываются более восприимчивыми к данной теме, чем юноши. Результаты исследования показали, что для учащихся 9-х классов более значимыми являются последствия употребления наркотиков для здоровья. К одиннадцатому классу для подростков возрастает значимость последствий, связанных с  самореализацией человека в обществе, с отдаленными жизненными перспективами, рождением детей. Это может быть обусловлено существенным развитием  ценностно-смысловой сферы к 17–18 годам по сравнению с 15–16-летним возрастом. Результаты исследования показали значимое влияние формирующей программы на знания подростков о последствиях употребления наркотиков (рис 3).   Рис. 3. Изменение основных параметров исследования под влиянием формирующей программы   Было установлено, что знания о последствиях употребления наркотиков у подростков экспериментальной группы после формирующего воздействия возросли с 8,3 до 14,7, а в контрольной группе остались практически без изменений (выявлено повышение среднего значения с 8,7 до 8,9). С помощью Т-критерия Стьюдента были выявлены значимые различия между группами при контрольном срезе (р<0,01), свидетельствующие о существенном повышении знаний подростков о последствиях употребления наркотиков под влиянием программы независимо от их пола и возраста. Результаты исследования подтвердили эффективность программы в отношении развития смысложизненных ориентаций подростков. Наиболее существенно изменился у подростков интерес к жизни (см. рис. 3): он повысился с 5,4 до 6,6. С помощью Т-критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые различия (р<0,05): более значимое повышение интереса к жизни выявлено у юношей-подростков по сравнению с девушками и у подростков в возрасте 15–16 лет по сравнению с 17–18-летними старшеклассниками (р<0,05). Результаты исследования свидетельствуют о том, что программа способствует повышению осмысленности жизни подростков. Как показано  на рис. 3, при контрольном срезе осмысленность жизни у подростков повысилась с 5,1 до 5,8. С помощью Т-критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые различия (р<0,05). Но данные изменения имеют также возрастные и гендерные различия: они в большей мере выражены у юношей, чем у девушек, и у подростков в возрасте 15–16 лет по сравнению с 17–18-летними учащимися (р<0,05). Наименее существенные изменения в результате формирующего воздействия отмечены по такому компоненту смысложизненных ориентаций, как представление о жизни. По итогам реализации формирующей программы представление о жизни  повысилось у подростков незначительно – с 24,2 до 26,2 (статистически значимых различий при оценке общей эффективности программы не выявлено). Однако более детальный статистический анализ позволил установить, что представления о жизни повышаются по итогам формирующего воздействия у более младшей возрастной группы подростков и у юношей (р<0,05). На основе полученных результатов можно сделать вывод, что формирующая программа эффективна в отношении развития смысложизненных ориентаций старших подростков в возрасте 15–16 лет и в большей мере влияет на юношей, чем на девушек. Более устойчивые показатели у девушек могут быть связаны с опережающим развитием их ценностно-смысловой сферы (по сравнению с юношами) и более развитой личностной рефлексией; девушки более адекватны при оценке собственных жизненных достижений и ценностей. У учащихся в возрасте 17–18 лет способность к анализу своего жизненного пути также лучше развита по сравнению с 15–16-летними учащимися, они имеют более осмысленные и устойчивые жизненные взгляды и убеждения, поэтому формирующая программа не оказала особого влияния на их смысложизненные ориентации. В целом ценностно-смысловая сфера личности старших подростков крайне динамична и чувствительна к влиянию любого рода информации. В связи с этим можно предположить, что выявленные у отдельных категорий подростков изменения представлений о жизни, осмысленности и интереса к жизни связаны с влиянием видеофильма, демонстрирующего последствия выбора негативного жизненного сценария, связанного с употреблением наркотиков и преступной деятельностью. Реализация программы не привела к значимым изменениям в склонности подростков к наркозависимому поведению. В экспериментальной группе она снизилась со 107 до 105,3, в контрольной повысилась с 107,3 до 107,7 (см. рис. 3). Статистически значимых различий  выявлено не было. Отсутствие изменений склонности к наркозависимости может быть связано с  тем, что данный параметр включает в себя особенности поведения и взаимодействия подростков с окружающими, изменение которых возможно только при систематическом и продолжительном воздействии. Обучающий видеофильм о последствиях употребления наркотиков, который использовался как основной инструмент формирующего эксперимента, не повлиял на поведение подростков, однако, как показали результаты изучения смысложизненных ориентаций подростков, способствовал повышению мотивации к изменению поведения. По итогам реализации программы изменения когнитивного компонента социальных представлений подростков о вреде наркотиков можно сделать следующие выводы. Изменения претерпело большинство параметров: существенно повысились знания подростков о последствиях употребления наркотиков, снизилось желание попробовать наркотики, спектр значимых для подростков последствий употребления наркотиков расширился, они стали более осмысленными; выявлены изменения в развитии смысложизненных ориентаций подростков. Выявлены возрастные и гендерные различия во влиянии формирующей программы: - знания подростков о последствиях употребления наркотиков и желание попробовать наркотики изменились у подростков разного пола и возраста в равной степени; - значимость последствий употребления наркотиков изменилась в зависимости от пола и возраста учащихся. Для юношей более значимы стали последствия употребления наркотиков в плане личностного развития, девушки прежде всего обратили внимание на вред наркотиков для будущего потомства. В возрасте 15–16 лет для подростков более значимы последствия употребления наркотиков для жизни и здоровья человека, к 17–18 годам возрастает значимость личностных и социальных последствий приобщения к наркотикам;  - смысложизненные ориентации претерпели изменения в соответствии с полом и возрастом подростков. Формирующая программа способствовала развитию смысложизненных ориентаций подростков в возрасте 15–16 лет и в большей мере повлияла на юношей, чем на девушек. Склонность к наркозависимости как устойчивая характеристика поведения и взаимодействия личности с окружающими не изменилась под влиянием однократного формирующего воздействия. Программа изменения когнитивного компонента социальных представлений подростков о вреде наркотиков более эффективна для подростков 9-х классов (15–16 лет), по сравнению с 17–18-летними школьниками, и является эффективным начальным мотивационным  компонентом в комплексной профилактической работе, побуждая подростков пересмотреть свои взгляды на жизнь. Универсальность программы позволяет включать ее в любое направление деятельности по профилактике наркомании, что будет способствовать большей продолжительности эффекта от ее воздействия.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
  2. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. М., 2002.
  3. Жарикова Т.П. Психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 2011.
  4. Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М., 2006.
  5. Калуженина Т.А. Психологические детерминанты предрасположенности личности к наркозависимому поведению: Дис. … канд. психол. наук. Иркутск,  2005.
  6. Колесова JI.C. Профилактика рискованного поведения подростков // Педагогика.  2005.  № 8.
  7. Курочкина Т. Н. Социально-психологические особенности первичной профилактики наркомании подростков: Дис. … канд. психол. наук. М., 2006.
  8. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. М.,  2004.
  9. Маркова И.И. Психолого-педагогические условия профилактики наркотической зависимости у подростков: Дис. … канд. психол. наук. Воронеж, 2007.
  10. Печёрский А.В. Интерсубъектная модель психолого-педагогической профилактики наркомании в подростковой и юношеской среде: Дис. …канд. психол. наук. Саратов, 2006.
  11. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: Руководство для педагогов, психологов, социальных педагогов / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. М., 2004.
  12. Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Наркотизация молодежи в группах риска: от изучения к профилактике.   М., 2004.
  13. Симатова О. Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы: Дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2008.
  14. Синягина Н.Ю. Технологии диагностики при проведении антинаркотической профилактической работы: Метод. разработки. М., 2004.
Статьи по теме

Богданович Н.В., Щеткина Е.И., Борисова А.А., Шевцова Н.А., Моисеева Л.П.

Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090216

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика