Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О системах отношений «одаренный учащийся – учитель» и «учитель – одаренный учащийся» в общеобразовательной школе 899

Мешкова Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, nmeshkova@yandex.ru

Аннотация

Рассматриваются социально-психологические аспекты специфичных отношений в системах «учитель – одаренный учащийся» и «одаренный учащийся – учитель». Последовательно обосновывается необходимость учета собственно социально-психологических требований к личности и к роли «особого учителя для одаренных» при целенаправленном отборе и подготовке учителей для развивающей работы с одаренными учащимися в условиях общеобразовательной школы. Раскрываются особенности взаимоотношений и взаимной значимости педагога и одаренного учащегося в зависимости от возрастных характеристик последнего. Принципиально важной позицией, заявленной в статье, является базирующееся на основных положениях концепции персонализации представление о том, что креативность и личностная «творческость» учителя выступает не только как индивидуально-психологическая его особенность, но и как эффективный канал трансляции индивидуально-специфических подходов данного конкретного педагога к жизненным проблемам в целом и к проблемным сферам интересов его одаренных учеников в частности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние годы, когда происходит смена фронтальной учебно-дисциплинарной модели образования на модель личностно  ориентированную, проблематика, связанная с феноменом одаренности и обученческо-воспитательными программами целенаправленной работы с одаренными учащимися, оказалась в нашей стране особенно актуальной и социально востребованной.

Литература
  1. Бакунчик Н.Ю. Толерантность-интолерантность руководителей в отношении творческой личности // Социальная психология творчества – 2007:  Сб. науч. трудов / Под  ред. В.Г. Грязевой-Добшинской. Челябинск, 2007.
  2. Глухова В.А. Социально-психологические подходы к развитию одаренности в процессе обучения. URL: http://www.lab.psytest.ru/ru/Poleznaja_informacija/Izbrannye_stati/Gluhova_V.A._odarennost
  3. Грязева-Добшинская В.Г. Толерантность к творческой личности  и интеграционные процессы в группе // Социальная психология малых групп: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского. М., 2011.
  4. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  5. Маркелов Е.В. О системе образования одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.
  6. Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю. Системная работа с одаренными в сфере образования: социально-психологическая составляющая // Социальная психология и общество.  2012. № 1.
  7. Николаева Ю.В. Психологические факторы адаптации одаренных подростков в условиях школы-интерната: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
  8. Петровский А.В. Развитие личности в системе межличностных отношений // Социальная психология: Учеб. пособие для педвузов / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
  9. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского.  М., 1979.
  10. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского.  М., 1987.
  11. Рубцов В.В., Журавлев А.Л., Марголис А.А., Ушаков Д.В. Образование одаренных – государственная проблема // Психологическая наука и образование.  2009. № 4.
  12. Фостик Н.М. Психологические проблемы одаренных подростков в процессе школьного обучения: Дис. …канд. психол. наук. М., 2005.
  13. Geake J.G., Gross M.U.M. Teachers’ negative affect toward academically gifted students: An evolutionary psychological study // Gifted Child Quarterly. 2008. № 52.
  14. Goetz T., Preckel F., Zeidner M.,  Schleyer F. Big fish in big pond: A multilevel analysis of anxiety and achievement in special gifted classes // Anxiety Stress Coping. 2008. № 21.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика