Психологическая наука и образование psyedu.ru 2013. № 3.
ISSN:
2074-5885 (online)
Стандарт профессиональной деятельности педагога: проблемы общественно-профессионального обсуждения 2004
Забродин Ю.М., доктор психологических наук, проректор по Учебно-методическому объединению, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, zabrodinym@mgppu.ru Гаязова Л.А., кандидат психологических наук, заместитель руководителя Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, gayazovala@mgppu.ru
Анализируется отечественный и зарубежный опыт, намечаются возможные пути решения проблем, связанных с разработкой и внедрением стандарта профессиональной деятельности педагога (учителя). Представлен краткий обзор исследований, посвященных механизмам разработки и использования стандартов в деятельности образовательной организации и педагога, отражены проблемы разработки и общественно-профессионального обсуждения проекта стандарта, определены направления внедрения стандарта и создания условий для его эффективного применения. Рассмотрены результаты дискуссий и общественно-профессионального обсуждения проекта стандарта. В числе вопросов, ждущих решения, отмечены: соответствие условий и ресурсов деятельности педагога требованиям профессионального стандарта, неоднозначное понимание требований, отраженных в стандарте, необходимость разработки прозрачной системы критериев оценки деятельности педагога, необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогов.
Предлагаемый проект стандарта профессиональной деятельности педагога-учителя
разработан рабочей группой при Министерстве образования и науки Российской
Федерации в 2013 г. (он представлен на официальном сайте министерства) [5]. В
концепции проекта стандарт рассматривается как инструмент реализации стратегии
развития образования в меняющемся мире, нацеленной на повышение качества
образования и выход отечественного образования на международный уровень, как
объективная основа оценки квалификации педагога, средство отбора педагогических
кадров в учреждения образования, база для формирования трудового договора,
фиксирующего отношения между работником и работодателем. В числе основных
трудовых функций названы: общепедагогическая функция (обучение); воспитание;
развитие; профессиональная ИКТ-деятельность; педагогическая работа в дошкольной
образовательной организации; педагогическая работа в начальной школе;
предметное обучение; оценка выполнения требований профессионального стандарта.
В проекте отражены область применения и цель стандарта, основные термины и
определения, содержание компонентов профессионального стандарта, заключительные
положения. В концепции представлены также рекомендации по внедрению
профессионального стандарта педагога.
Литература
Власть и общество в России: развитие взаимодействия и
повышение эффективности гражданского участия. Фрагменты доклада
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-sotsialnoy-sfery-i-grazhdanskogo-obshchestva/
(дата обращения: 22.07.2013).
Июньские рейтинги одобрения, доверия и положения дел в стране 28.06.2013
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.levada.ru/28-06-2013/iyunskie-reitingi-odobreniya-doveriya-i-polozheniya-del-v-strane
(дата обращения: 22.07.2013).
Каким должен быть современный учитель? // Официальная страница Минобрнауки
России в Живом Журнале [Электронный ресурс]. URL:
http://mon-ru.livejournal.com/58390.html
(дата обращения: 22.07.2013).
Общественное мнение – 2012. М.: Левада-центр, 2012. 232 с.
Профессиональный стандарт педагога. Общественные обсуждения // Официальный
сайт Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://sovet-edu.ru/web/main/discussions/-/message_boards/message/38005 (дата
обращения: 20.07.2013).
Фолкнер Д. Что значит быть особенным руководителем школы?
Требования
к руководителям школ (Австралия) // Материалы II международного семинара
экспертов
в области образования «Управление качеством образования». 2013, февраль
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.gazpromschool.ru/news/events1213/seminar_doclad.html
(дата обращения: 19.07.2013).
Al-Dajeh H.I. Jordanian vocational, secondary education teachers and
acquisition of the National professional standards// Education [serial online].
2012. September. № 133(1).
P. 221–232.
Ellili-Cherif M., Romanowski M., Nasser R. All that glitters is not
gold: Challenges of teacher and school leader licensure licensing system in
Qatar// International Journal of Educational Development [serial online]. 2012.
May. № 32(3). P. 471–481.
Hameed-Ur-Rehman, Baig M. Teachers' opinion/ perception about the
National professional standards for teachers (npst-2009) in Pakistan //
Interdisciplinary Journal of Contemporary Research in Business [serial online].
2012. April. № 3(12). P. 262–277.
Leonard S. Professional conversations: mentor teachers'
theories-in-use using the australian National professional standards for
teachers// Australian Journal of Teacher Education [serial online]. 2012. №
37(12).
Mayer, D., Mitchell, J., Macdonald, D., & Bell, R. Professional
standards for teachers: A case study of professional learning//
Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2005. № 33(2).
P. 159–179.
Pedder D, Opfer V. Planning and organisation of teachers' Continuous
Professional Development in schools in England// Curriculum Journal [serial
online]. 2010. December. № 21(4). P. 433–452.
Thomas S, Kearney J. Teachers working in culturally diverse
classrooms: implications for the development of professional standards and for
teacher education// Asia-Pacific Journal of Teacher Education [serial online].
2008. № 36(2). P.105–120.