Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,838 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения 1482

Гуружапов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru
Шиленкова Л.Н., преподаватель кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, l.shilenkova@yandex.ru

Аннотация

Предоставлены результаты экспериментального исследования умения младших школьников анализировать и осознавать недостающие условия математической задачи как одной из составляющих метапредметных образовательных результатов. Испытуемым предлагались задачи диагностической методики, разработанной В.А. Гуружаповым, на определение отношений изменяющихся величин предметов. Выборка испытуемых составила 168 учащихся I-III классов двух московских школ. Было выявлено, что эта методика может оценивать метапредметную составляющую учебного процесса в традиционной системе обучения в части анализа условий адекватности отображения свойств объекта в его модели. Валидность методики проверялась в обучающем эксперименте, проведенном Л.Н. Шиленковой. С младшими школьниками целенаправленно занимались анализом условий задач другого предметного содержания, нежели того, что представлено в диагностических задачах. После обучения результаты учеников экспериментальной группы существенно улучшились. На этом основании делается вывод о том, что предлагаемые диагностические задания могут быть использованы для оценки умения младших школьников анализировать и осознавать недостающие условия задачи как одной из составляющих метапредметных образовательных результатов. Спроектированные развивающие образовательные ситуации могут быть использованы в практике современной начальной школы для повышения качества обучения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. №2. С.79-85.
  2. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2771.phtml (Дата обращения: 28.12.2013)
  3. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // «Психологическая наука и образование». 2012. № 1. C. 40–45.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 288 с.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
  6. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 192 с.
  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  8. Марголис А.А., Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: МГППУ. C. 68–91.
  9. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / Ред. П.Г. Нежнов, Б.И. Хасан. М.: Университетская книга, 2007. 112 с.
  10. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2011. 127 с.
  11. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
  12. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. C. 29–33.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика