Различные подходы к социально-психологическому сопровождению подростков, находящихся в конфликте с законом: российский и зарубежный опыт

1293

Аннотация

Статья посвящена вопросам социально-психологического сопровождения и ресоциализации подростков, находящихся в конфликте с законом. Эффективные условия социально-психологического сопровождения и ресоциализации подростков в ситуации правонарушения, по мнению авторов, напрямую связаны с механизмами реагирования государства и общества на правонарушения несовершеннолетних. Поэтому в данной статье основное внимания уделяется анализу различных способов реагирования на правонарушения несовершеннолетних в российской и зарубежных государственных системах. Отдельная часть статьи посвящена практике восстановительного правосудия, которая реализуется на границе юридической, социальной, педагогической и психологической областей и является важным компонентом социально-психологического сопровождения подростка в ситуации правонарушения и ценным ресурсом для системы помощи и создания условий для ресоциализации подростка-правонарушителя.

Общая информация

Ключевые слова: социальная ситуация подростка, правонарушения подростков, социально-психологическое сопровождение подростка, ресоциализация подростка, программы восстановительного правосудия

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060306

Для цитаты: Великоцкая А.М., Иванова А.В. Различные подходы к социально-психологическому сопровождению подростков, находящихся в конфликте с законом: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 51–60. DOI: 10.17759/psyedu.2014060306

Фрагмент статьи

По данным МВД, в России за последние годы наблюдается тенденция к увеличению процента подростков, совершивших правонарушение повторно. Если в 2005 г. удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления повторно, составлял 16,1 %, то к 2012 г. этот показатель увеличился до 21,8 %. Эти данные указывают на снижение эффективности программ сопровождения для подростков-правонарушителей, так как именно такие программы должны быть направлены, в том числе, на профилактику повторных правонарушений несовершеннолетних.

Литература

  1. Восстановительная ювенальная юстиция. Модели работы в регионах / Науч. ред. и сост. Р.Р. Максудов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2008. 244 с.
  2. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  3. Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление): Монография. М.: Проспект, 2014. 264 с.
  4. Карнозова Л.М. Включение программ восстановительной ювенальной юстиции в работу суда: Метод. пособие. М.: ООО «Информполиграф», 2009. С. 64–67.
  5. Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57076.shtml (дата обращения: 01.05.2014).
  6. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. 912 с.
  7. Леус Э.В., Соловьев А.Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54179.shtml (дата обращения: 30.04.2014).
  8. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология. Методические рекомендации. М.: Институт права и публичной политики, 2009. 72 с.
  9. Макэлри Ф. Новозеландская модель семейных конференций // Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России. Вып. 2. Кн. 1/ Под ред. М.Г. Флямера. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2000. С. 40–71.
  10.  Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. 72 с.
  11.  Садовникова М.Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах // Сибирский юридический вестник. 2009. № 2 (45). С. 73–78.
  12. Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 7. М.: Общественный центр «Судебно-правовая реформа», 2010. С. 139–145.
  13. Сухова Е.И. Ресоциализация подростков в условиях социального пространства (исторический аспект) [Электронный ресурс] // Вестник НГГУ. 2009. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/resotsializatsiya-podrostkov-v-usloviyah-sotsialnogo-prostranstva-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 30.04.2014).
  14.  Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ с изм. от 02.04.2014 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс
  15.  Шмидт В.Р. Интеграция подростков в конфликте с законом: зарубежный опыт. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2007. 120 с.

Информация об авторах

Великоцкая Анастасия Михайловна, социальный педагог, ГКУ«Центр содействия семейному воспитанию «Соколенок», Москва, Россия, e-mail: avelikotskaya78@gmail.com

Иванова Александра Владимировна, педагог-психолог, центр «Перекресток», Москва, Россия, e-mail: Scotland.iv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2423
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1293
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2