Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных

1964

Аннотация

Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование ценностно-нормативных представлений и соответствующих им навыков социального поведения, формирование социального статуса бывшего правонарушителя и способности саморегуляции своего поведения с позиции общечеловеческих этических норм и ценностей. В статье рассмотрены особенности процесса ресоциализации личности несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в исправительных учреждениях закрытого типа. Показано, что для его осуществления эффективно применение адаптационных технологий и программ сопровождения, обеспечивающих воспроизводство процессов включения личности осужденного в группы, коллективы и новые условия социальной среды, деятельности, отношений, и характеризующихся согласованностью потребностей субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития. Обосновано использование социально-психологических адаптационных технологий для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, так как их внедрение – это сложный и динамичный процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств, характеристик, явлений, отношений в плоскость практических действий.

Общая информация

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, ресоциализация, адаптация, адаптационные технологии, воспитательная колония

Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Леус Э.В., Соловьев А.Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n3/54179 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Попадая в МЛС, несовершеннолетние преступники в силу незрелости психики, отсутствия устойчивых морально-этических установок и иных сдерживающих механизмов легко приобретают новые антиобщественные привычки и идеологию. Нередко после периода адаптации к новым условиям криминальная система ценностных ориентаций становится для подростка более привлекательной и кажется более справедливой, чем нормы, с которыми они сталкивались на свободе. Другие, не привыкшие к жизненным трудностям, к самостоятельному решению личностных проблем, потеряв реальные жизненные перспективы и поддержку семьи, легко ломаются под прессингом жестоких взаимоотношений и после периода безнадежности и отчаяния также начинают приспосабливаться к неформальным требованиям тюремной этики. Наибольшая опасность солидаризации с неформальной нормативно-ценностной системой криминальной субкультуры наблюдается у несовершеннолетних осужденных уже в силу естественных психофизиологических и психологических причин, особенно при недостаточно продуманных и адекватных мерах индивидуально-воспитательного воздействия.

 

<...>

Полный текст

Попадая в МЛС, несовершеннолетние преступники в силу незрелости психики, отсутствия устойчивых морально-этических установок и иных сдерживающих механизмов легко приобретают новые антиобщественные привычки и идеологию. Нередко после периода адаптации к новым условиям криминальная система ценностных ориентаций становится для подростка более привлекательной и кажется более справедливой, чем нормы, с которыми они сталкивались на свободе. Другие, не привыкшие к жизненным трудностям, к самостоятельному решению личностных проблем, потеряв реальные жизненные перспективы и поддержку семьи, легко ломаются под прессингом жестоких взаимоотношений и после периода безнадежности и отчаяния также начинают приспосабливаться к неформальным требованиям тюремной этики. Наибольшая опасность солидаризации с неформальной нормативно-ценностной системой криминальной субкультуры наблюдается у несовершеннолетних осужденных уже в силу естественных психофизиологических и психологических причин, особенно при недостаточно продуманных и адекватных мерах индивидуально-воспитательного воздействия.

Несовершеннолетние осужденные, испытывающие трудности в адаптации к условиям лишения свободы, проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости, отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, нерешительностью. У них легко формируется враждебность, обусловливающая злопамятность и скрытую агрессивность. Они предпочитают ориентироваться на мнение референтной или значимой неформальной группы, избегают конфликтов, стремятся к одобрению со стороны окружающих. Кроме того, для них характерны проявления агрессивного и аутоагрессивного поведения, направленного на других и на себя, возникающие в ситуациях эмоционального отвержения со стороны значимых лиц, отсутствие близких родственников, рассогласования привычных образцов поведения, противоречащих текущему психоэмоциональному состоянию неожиданных поручений, при предъявлении необоснованных претензий, притеснении со стороны окружающих, при собственных неудачах. Для некоторых же подростков агрессивность, бравада, неповиновение выступают средством поднятия своего личного положения в ближайшем социальном окружении, демонстрацией уверенности [3].

Лишение подростка свободы и социальная изоляция в значительной степени трансформируют его поведение, происходит изменение привычного уклада жизни, отрыв от родных и близких людей; он попадает в атмосферу частых межличностных конфликтов, недоброжелательности окружающих, грубости обращения, в скудные бытовые условия, криминальную субкультуру, что приводит к проявлению дефектов личности. Ситуация сенсорной и эмоциональной депривации, ограниченные возможности удовлетворения базовых потребностей, регламентация режима, однообразие обстановки формируют устойчивые негативные черты личности. В этой связи курс на гуманизацию пенитенциарной системы рассматривает вопросы оказания социально-психологической помощи несовершеннолетним осужденным, что позволит более полно реализовывать основную цель пребывания несовершеннолетних в исправительных учреждениях (ИУ) – не только отбывание наказания за совершенное преступление, но и ресоциализация  личности путем преодоления негативных асоциальных установок и создание позитивных.

Воспитательная колония (ВК) – это ИУ для несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и морально-нравственные особенности. Цель ВК –- исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, возвращение в общество законопослушных гражданин, способных адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Задачи ВК – организация деятельности по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, находящихся в ВК; обеспечение исполнения наказания в соответствии с законом и приговором суда; превенция и предотвращение рецидивной преступности воспитанников. Для реализации целей и задач необходимо создать в ВК оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности воспитанников, включающего интеллектуальный, физический, духовный, нравственный, психологический компоненты, при этом адаптация, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних на основе гуманистического подхода обеспечит эффективную реализацию. Деятельность воспитательных колоний регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ и предполагает обеспечение исправительного и корректирующего воздействия на личность подростков со сформированными устойчивыми негативными деформациями, провоцирующими противоправный характер и высокую общественную опасность поведения. ВК для несовершеннолетних правонарушителей создана государством специально для осуществления исправительного, корректирующего воздействия на личность подростков, отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющими противоправный характер и повышенную общественную опасность их поведения.

Исправление осужденных совершается посредством таких мер психолого-педагогического воздействия, как учебно-воспитательного, культурно-массового, профессионально-технического обучения, труда, соблюдения требований режима на основе принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказания; целесообразного использования принудительных мер, способов исправления и стимулирования правопослушного поведения; объединение карающих и воспитывающих воздействий. Восстановление нарушенной справедливости, предотвращение новых преступлений, исправление выступают в качестве социальных целей наказания и лишения свободы и достигаются путем преодоления антиобщественных взглядов, восстановления деформированной социально-нравственной структуры личности осужденного через формирование устойчивой привычки к труду и обучению, воспитание прочных убеждений в необходимости следования букве закона и выполнения обязанностей гражданина, умение критически анализировать и оценивать собственное поведение, выработку практических навыков правильной организации взаимоотношений с окружающими и самоконтроля поведения.

В настоящее время в РФ действует 46 ВК, в том числе 43 для лиц мужского пола и 3 – женского, максимально рассчитанных на 15 440 и 1323 места соответственно [6]. На 1.01.2012 г. в них отбывали наказание 2792 осужденных, в том числе 196 девушек. Впервые отбывали наказание в виде лишения свободы 2681 человек; ранее привлекались к уголовной ответственности 55,1 % от ныне отбывающих наказание в МЛС. Распределение по видам преступления следующее (%): 19,6 – кража, 19,8 – грабеж, 11,6 – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 14,1 – разбой, 34,9 – прочие.

В соответствии с Концепцией развития УИС до 2020 года, ФСИН России была подготовлена модель воспитательного центра для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, согласно которой Воспитательный центр (ВЦ) – это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Целями ВЦ являются: исправление осужденных; предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; обеспечение эффективной ресоциализации осужденных к условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия [2].

Переход от ВК к ВЦ предполагается осуществить к 2016 году, при этом численность ВЦ составит 35 учреждений, которые будут существенно отличаться от ныне действующих как своей архитектурой и планировкой, так и организацией и содержанием психолого-педагогического процесса. Принципиальными отличиями станут: отсутствие признаков тюремной атрибутики строительных объектов и одежды осужденных; использование современных сверхточных технологий для охраны осужденных и сотрудников; увеличение норм жилой площади с 3,5 до 6,0 кв. м и размещение в жилых помещениях по 4 несовершеннолетних осужденных с учетом возраста и криминальной зараженности; условия отбывания наказания подразделяются на обычные, облегченные, льготные и строгие и предполагают дополнительные преимущества в условиях содержания и отбывания наказания от наличия телевизора в комнате до увеличения количества свиданий; увеличение штатной численности сотрудников, способствующих адаптации, ресоциализации и исправлению несовершеннолетних осужденных – психологов и социальных педагогов.

Ресоциализация – это многоаспектный процесс освоения несовершеннолетним осужденным социально одобряемых норм поведения в системе семейных, межличностных, социально-ролевых и производственных отношений, а также в системе самоотношения; сложное многофункциональное явление, результатом которого является приспособление индивида к жизни в социуме. Следовательно, процесс ресоциализации не одномоментен, а растянут во времени и может быть разделен на отдельные этапы. Так, например, актуальным является определение этапов в отношении несовершеннолетних правонарушителей с учетом ведущей роли основных социальных институтов [1]:

1. Период начальной ресоциализации предполагает ломку стереотипа «правонарушитель», «трудный подросток», в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор имела для него исключительную значимость; реализуется целеполагающая функция ресоциализации, в результате чего появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый.

2. Период частичной (неустойчивой) ресоциализации допускает возможность рецидивов асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о несовершеннолетнем у ближайшего окружения; на данном этапе реализуются адаптивная и интегративная функции ресоциализации.

3. Период полной ресоциализации характеризуется практически завершением процесса, когда у подростка складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественно-полезном труде; на данном этапе реализуются латентные функции ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих им навыков социального поведения, формирование нового социального статуса – бывшего правонарушителя, а также способности саморегуляции поведения с социально одобряемых позиций. Для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних в ИУ эффективным является применение программ сопровождения, созданных с использованием адаптационных технологий, на всех этапах отбывания наказания.

Приоритетными задачами ресоциализации несовершеннолетних осужденных являются:

  • адаптация к условиям отбывания наказания,
  • формирование среды осужденных на основе нравственных отношений,
  • привлечение осужденных к работе в самодеятельных организациях,
  • формирование правильного отношения к обучению и труду,
  • восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей осужденных с родственниками, учебными и трудовыми коллективами,
  • формирование интереса к законопослушной жизни после освобождения.

Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей включает в себя реорганизацию деятельности социальных институтов, которая предполагает:

  • существенное сужение сферы деятельности специальных органов ранней профилактики – инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов,
  • разработку и внедрение в широкую практику институтов образования и здравоохранения коррекционно-реабилитационных программ для несовершеннолетних правонарушителей,
  • специализированную работу с семьей, воспитывающей подростка-правонарушителя.

Несовершеннолетние попадают в ВК в период активной социализации, что существенно затрудняет социальное созревание личности, в связи с этим период отбывания наказания должен подготовить их к жизни после освобождения и выполнению принятых в обществе социальных ролей. Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование ценностно-нормативных представлений и соответствующих этим представлениям навыков социального поведения, формирование социального статуса бывшего правонарушителя и способности саморегуляции своего поведения с позиции общечеловеческих этических норм и ценностей. Особое внимание надо обратить на повышение образовательного уровня, освоение трудовых профессий, выработку навыков правопослушного поведения и общения с людьми, занятие общественно полезным трудом, поддержание здорового образа жизни. Это возможно, только опираясь на принцип сотрудничества и совместной однонаправленной деятельности самого подростка и сопровождающих его специалистов – учителей общеобразовательной школы ВК, мастеров профессионального училища, воспитателей и психологов.

В основе ресоциализации несовершеннолетних осужденных лежат такие свойства личности, как способность к саморегуляции в системе значимых межличностных отношений, устойчивость к фрустрации, социальный интеллект, а также определенные психолого-педагогические условия – информированность о социально одобряемых формах поведения в различных социальных ситуациях, включение в совместную деятельность по моделированию социально желаемого поведения в системе межличностных отношений, формирование способности к саморегуляции в ситуации фрустрации, апробация социально одобряемого поведения в условиях группового психокоррекционного процесса, выработка стратегий совладающего поведения.

Необходимым условием исправления несовершеннолетних осужденных является проведение комплекса воспитательных мероприятий, который включает в себя разнообразные средства и методы воздействия и направленные на социальную реабилитацию подростков. Это требует междисциплинарного подхода совместными усилиями учителей, мастеров профессионального обучения, воспитателей, психологов, социальных педагогов на основе знания возрастных особенностей подростков и позволяет создать необходимые условия для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития осужденных, формирования у них мотивации участия в общественно-полезной деятельности общества, патриотизма и гражданского сознания, обеспечивая смену мировоззрения осужденных, основываясь на гуманном отношении к осужденным в сочетании с высоким уровнем требовательности, привлечении подростков к общественно-полезной деятельности в коллективе. Полезным будет также неформальное общение осужденных со сверстниками, посещающими ВК от различных общественных организаций – студентами и волонтерами.

В процессе ресоциализации несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания приоритетной является коррекция поведения с целью повышения самооценки, формирования навыков адекватного поведения в различных ситуациях для оказании адресной социальной и психологической помощи, особенно в начальный период отбывания наказания и непосредственно перед освобождением. Основными направлениями коррекционной работы должны быть:

изучение и превенция негативных факторов и явлений, способствующих формированию и развитию аддиктивного, делинквентного и деструктивного поведения личности,

  • развитие уровня доверия между персоналом и осужденными,
  • оказание психологической помощи и поддержки,
  • привлечение к осуществлению ресоциализации государственных, общественных, религиозных учреждений и объединений.

Это требует научной обоснованности, практической разработки, внедрения современных адаптационных технологий, постоянного повышения квалификации всеми специалистами, привлечение специалистов-практиков и ученых. Условиями построения оптимальных адаптационных технологий ресоциализации несовершеннолетних осужденных являются прогнозирование процесса сопровождения лиц, отбывающих наказание, с учетом его цели, срока, характера преступления, содержания адаптационных мероприятий, конструирование самого процесса отбывания наказания на основе теории и практики, принципах его организации, использование нормативной базы оценки деятельности сотрудников и осужденных. Итогом данной работы будет личность несовершеннолетнего, прошедшего суровую школу ИУ и изменившего свои взгляды на жизнь, научившегося нести ответственность за свою жизнь и поступки, ставшего полноценным членом правового общества.

Несовершеннолетние, попадая в исправительное учреждение для исполнения наказания, подвергаются психической и социальной адаптации: изменению динамического стереотипа личности в контексте требований при взаимодействии личности с новой окружающей средой и усвоению ее норм и ценностей в процессе социализации.

Адаптация характеризуется как процесс, способствующий интеграции личности в систему существующей социальной взаимосвязи и целостных общественных отношений. Процесс адаптирования в условиях ИУ усложнен рядом факторов [4]: повышенная регламентация поведения осужденных, определяющаяся устойчивой системой традиций и ритуалов; четкое иерархическое местоположение каждого члена сообщества; трансформированная в общественно-порицаемую система личностных симпатий и стереотипов поведения. Адаптация в пенитенциарной системе рассматривается на всех этапах отбывания наказания: при поступлении в ИУ – усвоение норм и правил, на основном этапе – к длительному пребыванию в изменившейся социальной ситуации, на этапе, предшествующем освобождению, – к новым условиям жизни на свободе. Технология представляется через комплексные знания о средствах/способах осуществления социальных процессов и самих процессах изменения личности, систематизируя ресоциализирующую деятельность, позволяя выполнять ее относительно разных лиц, в разное время, внося необходимые коррективы, но являясь канвой, алгоритмом, логичным и рациональным механизмом реализации аналогичных задач, не «изобретая велосипед» каждый раз заново.

Таким образом, под адаптационными технологиями понимается алгоритмическая организация процессов включения личности в группу и в новые условия социальной среды, деятельности, отношений (Наймушин А.И. и др, 2000) [5]. Это активный целенаправленный организационный процесс согласования целей и желаний субъекта с его возможностями, реальностью социальной среды и тенденциями ее развития, который содержит предмет, время, показатели, условия адаптации и критерии ее эффективности, особенности взаимодействия участников процесса, специфику и уровень управления адаптационными технологиями на основе определения целей совместной деятельности участников процесса и его организации, разработки программы совместных действий, определения ее результативности и внесения необходимых корректив, подведения итогов осуществляемой деятельности.

Адаптационные технологии обеспечивают воспроизводство процессов включения личности осужденного в группы, коллективы и новые условия социальной среды, деятельности, отношений, в которые он попадает в условиях исправительно-воспитательного учреждения. Они характеризуются согласованием потребностей субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития.

В процессе разработки адаптационных технологий специалистами, на которых возложена эта обязанность – чаще это бывают именно психологи, – необходимо изначально проанализировать специфику и проблемы конкретного исправительного учреждения, возможно проведение мониторинга или пилотажного исследования, анализ статистики или данных психологических обследований за последние годы, чтобы выявить наиболее важные направления в планируемой деятельности; определить особенности контингента осужденных, в отношении которых разрабатывается конкретная программа; познакомиться с имеющимся опытом аналогичных учреждений, методическими рекомендациями профильных специалистов, осуществить теоретический обзор по проблеме с целью выявления наиболее эффективных моделей и способов воздействия на осужденных, взятых за основу при составлении своей программы. Каждая программа должна грамотно сочетать теоретические и практические подходы, не допуская перекоса; иметь четкое и конкретное обоснование актуальности, поставленные цели и задачи, реализация которых позволит достичь успеха в исправительной деятельности.

Важно оценить возможные влияния имеющихся в обществе и у спецконтингента социальных норм, ценностей, установок на эффективность применения конкретных адаптационных технологий. Кроме того, психологу необходимо из огромного многообразия психологического инструментария выбрать именно те методы, средства, приемы, способы получения, обработки, анализа, интерпретации получаемой информации, которые позволят трансформировать ее в конкретные объективные, статистически достоверные выводы и рекомендации, используемые как на протяжении оказываемых воздействий, так и для осуществления последующего постпенитенциарного сопровождения. Все эти необходимые аспекты должны быть соблюдены в процессе организации практической деятельности по разработке программ сопровождения и адаптационных технологий.

Разрабатываемые и внедряемые психологами и другими специалистами учреждений пенитенциарной системы адаптационные технологии являются хорошей возможностью оказания активного воздействия на все сферы личности осужденных и призваны способствовать изменению криминальных установок на социально одобряемые. Актуальность и эффективность их применения обусловлена необходимостью внесения корректив в процесс перевоспитания несовершеннолетних, отбывающих наказания в учреждениях пенитенциарной системы. Вместе с тем использование новейших методов коррекции и сопровождения не может стать еще одним способом подавления и манипуляции, что должно обеспечиваться высокой нравственностью как самих инноваций, так и специалистов, их использующих. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей – важная задача государства и общества в отношении личности, преступившей закон или склонной к подобным действиям. Данный процесс направлен на восстановление индивида в качестве социализированного члена общества с целью недопущения рецидива правонарушений и носит частичный характер и затрагивает по тем или иным причинам лишь отдельные социальные группы, нуждающиеся в корректировке своих представлений и принципов поведения.

Литература

  1. Зритнев В.В. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными институтами [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук // В.В. Зритнев. Ставрополь, 2008.
  2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. № 1772-р, 14 октября 2010 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ufsin29.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 12.04.2012).
  3. Леус Э.В. Особенности личности несовершеннолетних делинквентов в процессе адаптации в учреждении закрытого типа [Текст] / Э.В. Леус, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев // Казанский педагогический журнал. 2008. № 1.
  4. Некоторые особенности процесса социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях [Текст] / А.П. Михайлов // Вестник Адыгейского гос. университета. 2005. № 3.
  5. Наймушин А.И. Введение в дистанционное образование УТИС. Учебное пособие. [Текст] / А.И. Наймушин, А.А. Наймушин. Уфа, 2000.
  6. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс] // URL: http://fsin.su/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 10.03.2012).

Информация об авторах

Леус Эльвира Викторовна, кандидат биологических наук, Доцент кафедры психологии, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, e-mail: e.leus@mail.ru

Соловьев Андрей Горгоньевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии, Северный государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ), Архангельск, Россия, e-mail: asoloviev1@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 28783
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 49

Скачиваний

Всего: 1964
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4